|
|
|
|
ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ Х (ЮБИЛЕЙНЫХ) ОБЛАСТНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ, МАГАДАНЦЫ, КОЛЫМЧАНЕ! 9-13 февраля 2010 года в городе Магадане состоялись X (юбилейные) областные Рождественские образовательные чтения, прошедшие в этом году по теме «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА». В Чтениях приняли участие около 350 педагогов, работников образования, учреждений культуры, здравоохранения, органов государственной власти и местного самоуправления города Магадана и Магаданской области, представители Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви, Российской академии образования (г. Москва), научной педагогической общественности г. Самары. Чтения прошли под председательством епископа Магаданского и Синегорского Гурия. С приветствиями к участникам Чтений от имени губернатора области Н.Н. Дудова обратилась заместитель губернатора Соболева Валентина Николаевна и мэр города Магадана Печеный Владимир Петрович. На Чтениях с особой полнотой проявилась вся важность этого традиционного форума в деле духовно-нравственного воспитания, которое является важнейшей частью государственной заботы о подрастающем поколении. Ведь Россия завтрашнего дня будет такой, какими вырастут наши сегодняшние дети, подростки, молодежь. Утвержденная недавно Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Военная доктрина еще раз позволяет нам понять, в каком сложном мире мы сегодня живем. Без духовной крепости, опоры на многовековые традиции не может устоять ни один народ. Духовная опора России – православное христианство, которое давало и дает человеку твердые ориентиры в различении добра и зла, что имеет чрезвычайно важное, решающее значение на фоне стремительной духовной деградации западноевропейской цивилизации, отказавшейся уже, по сути, от своих христианских основ и обратившейся к идеологии неограниченного либерализма. Эта идеология размывает и уравнивает понятия добра и зла и обрекает народы на подчинение группам маргиналов, навязывает обществу нормы, которые носят уже не только откровенно антихристианский, но и прямо антигуманный и асоциальный характер. Так, почти во всех странах Европейского Сообщества – вопреки протестам большинства населения – приняты государственные законы об однополых браках (т.е. узаконен содомский грех). Легализуется добровольная эвтаназия, дающая право на самоубийство и косвенное покушение на чужую жизнь, действует институт ювенальной юстиции, который под видом охраны прав детей способствует на деле моральному разложению несовершеннолетних и разрушению социального института семьи. Чтобы противостоять нравственному злу, необходимо знать критерии добра, поэтому чрезвычайно важно сегодня, как постоянно подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, вести широкую просветительскую работу в этом направлении, особенно среди подрастающего поколения. Это возможно только при тесном сотрудничестве Церкви и государства, при едином понимании условий и содержания такого взаимодействия в области образования, формирования нравственного и физического здоровья детей и молодежи, культуры, науки – всех сфер современного социума. Все эти темы поднимались на Х Чтениях как в докладах на пленарном заседании, так и на секционных обсуждениях. Многочисленные участники Чтений единодушно согласны в том, что «воспитание сердца» необходимо начинать с первого дня жизни ребенка, прежде всего в семье, а затем и в дошкольных учреждениях, и в общеобразовательной школе, и в студенческих аудиториях. В нынешнем году активизации этого процесса способствуют 65-летний юбилей Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и объявление 2010 года – Годом учителя. Перед педагогом, работником образования любого уровня и специальности стоит сегодня актуальнейшая задача: прививать подрастающему человеку выверенные вековым опытом нашего народа добродетели: милосердие, доброту, справедливость, честность, целомудрие. Все эти понятия установлены в нравственных законах человеческого бытия, созданных для правильного и счастливого устроения бессмертной человеческой личности, призванной к пониманию истинных масштабов жизни, к познанию законов Божественной Любви и следованию им. Участники Чтений не могут не отметить, что к сожалению, начало Года учителя было омрачено демонстрацией на Первом канале сериала «Школа», в котором жизнь учащихся и личность учителя изображены в высшей степени искаженно и негативно. И с этим нельзя мириться, это настоящая агрессия против наших детей и учительства. Участники Рождественских чтений требуют прекращения показа этого сериала. Мы можем только порадоваться, что наше региональное телевидение, все наши областные СМИ не позволяют себе ничего подобного, и в основном содействуют воспитанию молодежи. Мы также с удовлетворением можем отметить, что многолетняя работа педагогического коллектива МОУ «Гимназия № 24» г. Магадана позволила создать основательную методическую базу для преподавания в средних школах области учебного предмета по основам православной культуры. Радует и тот факт, что успешно идет поэтапная реализация «Программы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи Северо-Восточного государственного университета», целью которой является воспитание будущих педагогов. В качестве ближайшей задачи видится создание Программы духовно-нравственного образования детей и молодежи, предполагающей организацию подобной работы на уровне городской и областной образовательных структур. Для методической поддержки реализации этой Программы необходимо создание областного Центра развития духовно-нравственного образования детей и молодёжи. Участники Чтений, обсудив ход реализации поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о введении в школах новых предметов по основам мировых религиозных культур по выбору учащихся и их родителей, выражают надежду, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предусмотренная Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования второго поколения, утвержденным приказом Министра образования и науки А.А. Фурсенко от 06.10.2009 года № 373 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22.12.2009 г. №17785), будет способствовать приобщению учащихся к «нравственно-этическим ценностям многонационального народа России и народов других стран». Вместе с тем, участники Чтений предлагают, чтобы все шесть предметов (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых культур и основы светской этики) имели в школе статус самостоятельных и учащимся и их родителям (законным представителям) было предоставлено право выбора для изучения, как это первоначально было указано в Поручении Президента. По данным предметам духовно-нравственного образования должна быть организована отдельная курсовая подготовка учителей, по предметам религиозных культур – обязательно с участием специалистов и полномочных представителей соответствующих религиозных конфессий. Участники Х (юбилейных) областных Рождественских образовательных Чтений призывают педагогов, родительскую общественность, руководителей образовательных учреждений и властных структур к глубокому осознанию того, насколько сегодня актуально сотрудничество Церкви и государства – и в образовании, и во всех других сферах общественной жизни. Будем всегда помнить: народ, теряющий свои духовные, цивилизационные основы, обрекает себя на саморазрушение. И наш долг – привить это понимание всему обществу, и в первую очередь – подрастающему поколению. |