|
|
|
|
Отметим, что пол человека всегда считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. По мере же развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между ними гораздо больше сходства, чем различий.
Ну а что же такое гендер? Это мудреное еще для многих слово вошло в название темы «Социальная политика: гендерный подход», которую студенты педагогического факультета СВГУ вынесли на обсуждение круглого стола в своей альма-матер. Их по праву можно назвать и организаторами его, и ведущими. Конечно под руководством их мудрых наставников. Так вот, это ученое понятие означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. А вот мой старый добрый знакомый Василий Николаевич, узнав, откуда и с какого мероприятия я шагаю, сразу спросил: «Ну и как Медведев с Путиным будут социалку налаживать? Опять, наверное, тарифы вырастут?» Дядя Вася, видимо, перепутал гендер с тендером, а может сочетание слов «социальная политика» ассоциируется в его сознании с тарифами, зарплатами, теплом и светом в квартире и больше ни с чем? Но это уже тема другого разряда…
Я же из материалов круглого стола полнее для себя уяснил и для просвещения «дяди Васи» переписал из остроумно составленного на педфаке буклета следующие сентенции: гендер, от латинского genus «род», – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими… Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер – это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведений, стиля жизни, способа мышления, ролей и отношений мужчин и женщин, приобретенных ими в процессе социализации. Классовое общество диктует свой стандарт поведения. Роль женщины не меняется: она по-прежнему мать и жена. Меняется социальная роль мужчины – он становится владельцем средств производства и главой семьи. Так, женщина из своего высокого положения хозяйки дома попадает в зависимость к мужчине. С возвращением женщины в сферу общественного производства начинается процесс эмансипации женщин и демократизации в отношениях полов, что несет в себе и положительные, и отрицательные моменты. Завоевав равное с мужчиной право на участие в общественной жизни, женщина переняла извечно мужские роли, а вместе с ними, к сожалению, и соответствующие формы поведения: агрессивность, властность, диктат, силовые приемы в решении конфликтов. Отчуждение пола характерно и для современного мужчины, нередко он лишен внутренней свободы, уверенности в себе, ему присущи вялость и пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность. Массовое ослабление женственности и соответственно, мужественности – огромное психологическое бедствие для семейной жизни, для культуры любви в целом. Если вы, дорогой читатель, утомились от столь серьезных канонов по проблемам гендера, то развейте вашу голову афоризмами великих на те же самые извечные темы взаимодействия полов. Эразм Роттердамский: «Каков супруг, во многом зависит от супруги…» Александр Круглов: «Мужская игра – всегда что-то от спорта, женская – от театра…» Владислав Гжещик: «Настоящего мужчину видно по женщине»… И еще: «Мужчины всегда правы, а женщины никогда не ошибаются»… «И мужчины, и женщины обманывают годы»… «Настоящая женщина побеждает и тем, что побеждена»… «Женщина способна решать несколько задач одновременно»… Первую часть этих заметок я не случайно назвал «Педфакультет и гендерный проект». Оказывается, для студентов V курса направления социальной педагогики это был не просто круглый стол, в котором они приняли живейшее участие. Студенты решили убить сразу двух зайцев: и подискутировать по весьма проблемным темам спецкурса, и… сдать зачет таким своеобразным методом. Смелые педфаковцы, ничего не скажешь. Ведь зачет они сдавали не одним своим преподавателям, а, считай, и гостям. Заковыристые вопросы могли им задать (и задавали) начальник управления по связям с общественностью и национальным вопросам администрации области Наталья Батова, руководитель департамента культуры и социального развития мэрии Магадана Юрий Казетов, директор областной библиотеки им. Пушкина Валентина Ампилогова, которая украсила круглый стол книжной выставкой о секретах гендера, преподаватель МФ Московской юридической академии Владимир Галяткин и другие. Кстати, я заметил, что самыми активными и говорливыми на круглом столе-зачете оказались девушки-красавицы и всего лишь один юноша. Вот тебе и гендерная дискриминация, подумалось, когда все только и твердят о притеснениях женщин. А в СВГУ наоборот?! Но моя идея угасла, не успев родиться. Все правильно, видно на педфаке по причине будущей низкой зарплаты учителям начальных классов и обучается-то всего-ничего парней. А дискриминационную зарплату, опять же, пусть получает прекрасный пол. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА ЖИВУТ В РАЗНЫХ МИРАХ Н о… круглый стол начинает свои обороты. К студентам, преподавателям и гостям обращается с кратким вступительным словом Виктория Каранова, кандидат педагогических наук, доцент. Она говорит о плане предполагаемого разговора на заседании круглого стола, который включает в себя такие аспекты, как гендер в контексте истории, гендерные особенности социальной политики в современной России, гендерное равенство и возможно ли оно в современных условиях, гендер и образование. Судьбоносных решений, как заключает Виктория Каранова, на круглом столе не предполагается. Но, главное, у кого-то возрастет интерес к теме, у кого-то появится. Разговор в аудитории педфака шел в живой форме, но журналистски описать его довольно трудно. Здесь не было хотя бы кратких выступлений и выводов. Практически весь разговор состоял из коротких реплик, вопросов и ответов. Что в который раз подтверждало тезисы о том, что гендеры, как специфические наборы культурных и социальных характеристик, смоделированная обществом система ценностей далеко не закончены и могут меняться в ту или иную сторону. С одной лишь тенденцией соглашались (если судить по дискуссии) наверное, все – мужчина и женщина живут в разных мирах. … Два пола – два гендера. Мужчины никогда не плачут, а женщины только и стоят у плиты. Надо сменить ситуацию, ведь женщина тоже хочет сделать карьеру. Права у нас равны? Равны! Только вот степень их реализации различна и не в пользу женщины. Знаю, что одинакового равенства не будет и не предвидится. Но степень реализации прав должна быть примерно одинаковой. (Прошу прощения у участников круглого стола, но я не могу обозначить тех, кто говорил в первом приведенном здесь абзаце. Потому что у каждого почти предложения – свой автор. И приходится группировать). … Примерно одинаковой. Зачем это женщине, разница просто необходима по жизни: она не может быть как мужчина приговорена к высшей мере наказания, она вообще не может быть посажена до истечения определенного возраста ребенка, она не призывается на службу, она не может быть грузчиком и капитаном дальнего плавания. В то же время ее средний заработок вряд ли меньше среднего заработка мужа, как правило. … – В коллективе у меня трудятся одни женщины, а вы говорите о какой-то дискриминации. Я вам так скажу, иногда мечтаю, что лучше бы у меня был один мужчина. С вами так трудно работать. – … А-а-а, так у вас женщины – подчиненные. Такие везде есть: и в сфере соцуслуг, и в ЖКХ, и в образовании, а вот на руководящих должностях их почти нет. – А я вот много лет (сама женщина) руковожу женским коллективом. Мне нелегко бывает, но каждая женщина – звезда. Она более ответственна, чем мужчина. Умеет спрогнозировать ситуацию, быстрее принять решение. Но несправедливость остается. Стыд, на всю Россию – один губернатор женщина и три министра. Да в нашей стране и вообще сравнительно недавно (за исключением Елизаветы, Анны Иоанновны и двух Екатерин) женщин допустили к власти, разрешили участвовать в выборах. А вот в северных странах – женщин в парламентах до 40-50%. У нас же существовала мажоритарная система выборов губернаторов, а женщин все равно не выбирали. Почему? Дискриминация? – Давайте о нашей системе выборов лучше промолчим. Но в то же время зачем ускорять процесс вовлечения женщины во власть. Она тогда должна отбросить многое… семью, например. Посмотрите на властных женщин, они уже не похожи на прежних себя, мужик в юбке. Возьмите ту же Хакамаду, да и Матвиенко… танки настоящие. Что же касается северных стран, то знаете, там общество вырождается. Вот вам следствие женщины у власти. Разговор внезапно переходит на мужей. Наверное, надоела тема женщины у власти. (Окончание на стр. 21). (Окончание, нач. на стр. 6). – А вам какой муж больше нравится? – Смотря по ситуации. Но я хочу быть, как в старину говорилось, «за мужем». Этим сказано все. Муж мой должен быть хозяином, не тряпкой, не тираном, прилично зарабатывать. В то же время и я вместе с ним должна получать высшее образование, делать карьеру, быть заметной в обществе. То есть, как декларирует ООН, да и наша Конституция. А на деле… (Опять все сваливается в политику). – … Неравенство может быть какое-то и должно быть, только бы не было дискриминации. Вот в Америке, женщина в армию хотела, судилась из-за этого, мужские нормативы по спорту стала выполнять. И добилась своего. А когда добилась, из армии через два месяца ушла… – Нам-то это зачем? У нас образ женщины иной. Посмотрите вы на ту же американку… Тоже мне, дискриминация. У нас вон разрешили женщинам заниматься мужскими видами спорта, взять тот же бокс. Отвратительное зрелище. Наверное, подобное равноправие и приводит постепенно к тому, что в области преступлений картина у нас изменилась: если мужчина в 50 процентах от преступления откажется, то женщина в 90 процентах доведет его до конца. И опять о своеобразной женской дискриминации. Прекрасная часть круглого стола, кажется, ничего не пропускает, что подается в их адрес с отрицательным уклоном. Все замечают и подмечают наши умные женщины… … – Против нас уже стереотипы сложились. Даже в детских журналах: на рисунках все мальчики активны, что-то делают, чем-то занимаются. Зато девочки изображаются пассивными, стоят как куклы. Даже в СМИ и там дискриминация, на женскую часть идет прессинг. Вот уж мудро сказано: никогда с мужчинами не спорьте, сразу плачьте. – Значит роль женщин надо поднимать в различных общественных формированиях, реально использовать их возможности. Примером в этом может служить совет женщин при губернаторе области. Там разные жизненные вопросы поднимаются и решаются… – А если придем к всеобщему равноправию, не станет ли больше тогда инфантильных мужчин и эмансипированных женщин? – Станет! В Германии именно так и случилось. Наблюдается интересная (интересная ли?) социальная статистика: в 50-х гг. юноша становился психически взрослым в 15-16 лет, девушка – к 20 годам. Теперь все наоборот. – Точно! Моего сына укусила девочка в детском садике. И что же он? Он укусил ее только на следующий день… – Вот вам и равноправие! Краешком, но коснулись в разговоре и толерантности. Вот, мол, в США, если мальчик чувствует себя девочкой, ему это разрешается. А у нас, где же толерантность? – С толерантностью надо осторожнее быть. А стереотипы отдельные достойны для сохранения. – Ну вот, опять мужчин все устраивает. Я бы лично к вопросу о толерантности (терпимости) добавил небольшой сюжет. В раздевалке СВГУ, на стойке обратил внимание на коротенькое объявление: «В связи с борьбой против курения (приказ № 112 от 1.10.08 г.), студентам, выходящим для перекуров, одежды выдавать не будем». Улавливаете связь в вопросах терпимости между американским мальчиком, может быть готовящимся стать транссексуалом и магаданским студентом, готовящимся стать инвалидом от табачища? Она есть. В этом случае в СВГУ очень правильную заняли позицию по отношению к толерантности. Хотя, конечно, одеждой курильщика не остановить, но действия против зла должны быть. ЧТО В ГЕНДЕРНОМ ИТОГЕ? К ак верно отмечала во вступительном слове доцент Виктория Каранова, судьбоносных гендерных решений в социальной политике круглый стол не выявил. Но ведь этот аспект и не дважды два… Зато были интерес к проблеме и согласие, что только эволюционным способом мы сможем прийти к совместному их решению. Владимир Галяткин, преподаватель юракадемии и в прошлом следователь сделал четкий вывод, что гендерные проблемы очень тонки и ломать их, и переделывать без глубокого изучения – нельзя. Коллегу поддержал Николай Жуков, преподаватель СВГУ. Он отметил, что разговор за круглым столом состоялся интересный, обозначились на нем позиции. А что по многим из них мы не сойдемся – так это вполне логично. Главное – надо бережно, максимально осторожно хранить наши традиции, культуру, историю. Валентина Ампилогова, директор областной библиотеки им. Пушкина сказала о том, что сколько будет существовать человек, столько будут существовать и эти проблемы. Они есть и ими нужно заниматься. Наталья Батова, начальник управления по связям с общественностью и национальным вопросам администрации области пожелала всем, чтобы эта тема изучалась спокойно. И может уже пришло время создать Центр гендерных исследований, который объединил бы в себе и студентов, и преподавателей, и представителей областной общественности. Но мы должны будем всегда помнить, что женщины в одной связке с мужчинами, хотя помнить и то, что женщина может делать все, а мужчина – все остальное, гендерно-афористично подытожила Наталья Батова. А Виктория Каранова «под занавес» круглого стола ознакомила его участников с уже выработанной резолюцией. Она не претендует на полную реализацию проблем, но ратует за введение гендерной составляющей в образовательные программы учебных заведений Магаданской области. Это затем, чтобы усилия всех объединить к изучению и понятию мира мужчины и женщины. Жаль, что за круглым столом не была рассмотрена точка зрения по данному поводу христианства. А оно проповедует, что мы сотворены Богом как две части целого, взаимодополняющими друг друга в этом мире. А завершить эти заметки хочется на лирической ноте, такой уж этот мир мужчины и женщины. «Мужчина и женщина живут в разных мирах. Встретившись, они создают свой собственный уникальный новый мир. Женственность, красота, тепло, мягкость, плавность так идеально дополняются мужественностью, борьбой, силой, знаниями, целью… Стихия женщины – внутренний мир, стихия мужчины – внешний. Может, они и не созданы друг для друга, но они точно создают друг друга: мужчину делает женщина и от этого она становится еще женственнее, женщину делает мужчина и от этого он становится заметно мужественнее». С гендером пытался разобраться Валентин СИДОРОВ. |