|
|
|
|
– Может, поиграем? – раздав по учебным столам чистые листочки в клеточку из школьной тетрадки, азартно, как детям, улыбается собравшимся сегодня в этом классе членам двух серьезных комиссий – методсовета по точным дисциплинам горметодкабинета и координационно-методического совета по реализации регионального компонента – учитель математики технологического лицея № 7 С. А. Кучер.
Старшие по опыту коллеги ее охотно соглашаются, и по большому классному экрану пародией бежит название игры – «Кто хочет стать отличником?» и ее реальные телеусловия: шкала несгораемых баллов, звонок другу, помощь зала, варианты ответов и, самое сегодня интересное, – тексты задач. – Города рождаются в нужное время и в нужном месте. Магадан – не исключение. Еще в давние-предавние времена знаменитые и отважные русские землепроходцы приметили и в лоциях корабельных отметили «лучшую якорную стоянку на всем побережье», что в бухте Волок. В 1912 г. бухта Волок переименована в честь выдающегося гидрографа 17 века Алексея Ивановича Нагаева. Вопрос: сколько лет прошло с этого знаменательного события? – читает текст ведущая из новенького собственного сборника задач, составленных на основе краеведческого, исторического и статистического материала по г. Магадану и области. Потому на одной странице с этой задачей – герб Магадана и вид той самой красавицы Нагаевской бухты.
На снимке при следующей задаче – ночная перспектива убегающей вверх, к телевышке, главной улицы нашего города. Условие таково: история проспекта Ленина начиналась с просеки, прорубленной в 1929 г. от бухты Нагаева в долину речки Магаданки. 14 сентября 2006 г. исполнилось 55 лет с тех пор, как проселочная улица стала центральной магистралью города. В каком же году был ей присвоен этот статус?.. А когда Ново-Магаданская переименована в улицу Пушкина, если известно, что произошло это в год 150-летия со дня рождения поэта? А Больничная – в год полета в космос Ю. А. Гагарина?
Листочки «игроков» постепенно заполняются вычислениями протяженности морских и сухопутных границ области, площади Охотского моря, высоты пика Абориген, длин рек Колыма, Омолон, Тауй, Коркодон… Наиболее привлекателен для пятиклассников в этом сборнике, я думаю, раздел заданий по зоологии нашего края. Длина тела и хвоста лисицы, белки, горностая; вес птичек. До этих задач я сама, к примеру, понятия не имела о том, что вес белой совы – 2,5 кг, белой куропатки – под килограмм, рябчика – 400, пестрого дятла – 100, воробья – 35, а пеночки – вообще 15 граммов.
А вы знаете среднюю длину тела бегающего по нашей тундре оленя? Дети же из этого сборника задач узнают: 220 см. И средний вес у этого животного такой же – 220 кг. А вот рысь при длине тела в 108 см весит всего 50 кг, отчего она и легкая, пружинистая. А вот увалень бурый медведь весит 350 кг, белый – тот и все 480 …
Сюжетные задачи на тему погоды и климата тоже дают ученику массу самых интересных и полезных сведений. Из них можно, к примеру, узнать, что самая ранняя дата схода снежного покрова в нашем крае – 28 апреля. В нынешнем году, слава Богу, наша природа вроде укладывается в график. Ибо устойчивый снег до конца мая лежит здесь лишь раз в 25 лет, в последний так было в 1990-м. По задачам о растительном мире можно точно рассчитать, когда на улицах города зацветут рябина и черемуха, когда нужно отправляться на сопку за спелой морошкой или голубикой…
Есть в задачнике факты просто любопытные. Можно высчитать, к примеру, что самые первые в наших краях две коровы прибыли на Нагаевскую культбазу еще в 1929 г. Узнав, что в 1981 г. по городу ходило всего 9552 единицы транспорта, прикинуть, во сколько раз переполнились автомашинами сегодняшние наши дороги и дворы. Листая задачник вместе с родителями придется улыбнуться нереальности расхода магаданской воды – по литру на душу в сутки: может, все же по кубометру? Можно вздохнуть над страницами задачника вместе с дедом – хорошо бы у нас ветеранам Великой Отечественной к юбилеям Победы выдавали материальной помощи по 10 тыс. руб. на брата. Добрые они женщины, учительницы, и по 100 тысяч им за Победу не жаль. А вот с почетными гражданами города, пожалуй, поскупились – не 15 их у Магадана, но уже гораздо больше 30-ти…
В общем же задачник получился просто замечательный – сошлись во мнениях сегодняшние «игроки-отличники». Просят Светлану Алексеевну рассказать, как у нее эта идея возникла и воплощалась, ведь многими давно замечено, что ученикам просто скучно решать задачки, где машина выехала из пункта А в пункт Б. Совсем другое ведь дело, когда, например, автобус вас мчит в аэропорт – из Магадана в Сокол. Идея такого сборника, между тем, просто не могла не возникнуть в наших парадоксальных условиях. С одной стороны, вся реформа образования, включая соответствующий национальный приоритетный проект, ориентирует молодежь на основанные на знании математики профессии технического цикла – технологии промышленности, строительства, оборонки и т. д., без бурного развития которых наша страна не может соскочить с нефтегазовой иглы. С другой, оплата труда тех, кто математике должен детей научить, изгоняет из их среды самых грамотных, уверенных в себе, творческих – учителей математики сегодня можно встретить и за прилавком, и в экономистах, и в таксистах…
– Кроме того, что математика по нашим временам предмет малопрестижный, он еще и сам по себе таков, что не у каждого ребенка есть к нему предрасположенность, – говорит выпускница физмата МГПИ, педагог с 22-летним стажем и высшей категорией, возглавляющая в своем «седьмом» лицее кафедру естественно-математических дисциплин С. А. Кучер. – Не стоит, конечно, излишне драматизировать. В этом, утверждают ученые, нет ничего неестественного, неожиданного или ужасного. Есть же в каждом классе дети с отсутствием, к примеру, музыкального слуха – серьезной помехой в изучении иностранных языков. А ведь это – дети с отнюдь не ограниченными интеллектуальными возможностями. Просто таковы их личные способности и специфика психики. Каждому человеку Бог дал свои талант и призвание, хоть открыть их порой бывает и непросто.
Самое естественное для учителя – прежде всего развивать талант собственный. К. Д. Ушинский говорил, что принуждение убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. Последние пять лет именно над проблемой формирования и развития у детей познавательных интересов в нашем лицее работает специально созданная по инициативе директора М. Л. Пулико и завуча по учебно-воспитательной работе О. Н. Костенко творческая группа педагогов. Понятно, что математику надо спасать от «самой опасной отравы», как называли скуку, развращающее безделье за партой известные педагоги В. А. Сухомлинский и М. В. Остроградский. Но – с помощью чего? Заметив, с какими желанием и активностью ребята наши участвуют в традиционных лицейских декадах краеведения, решили с помощью его «мостиков» соединять и математику с интересным для ребенка окружающим миром. В 2003 году, когда школа наша отмечала свое 50-летие, учителя и ученики принялись старательно изучать ее историю, биографии ее выпускников. Тогда же на олимпиадах по математике появились первые наши задачи с текстами на темы истории школы.
Праздник прошел, но ребята с педагогами продолжали и дальше составлять такие задачки, используя в своих проектах фактуру истории и современности России, Москвы, Золотого кольца… В 90-е, когда многие родители не имели возможности вывозить своих детей в отпуск на материк по нескольку лет, такая информация была весьма полезна, познавательна. И сейчас ведь есть маленькие магаданцы, которые никогда не видели не только египетских пирамид, но и московского Кремля… Со временем отпускная ситуация понемногу стала меняться, и у нас с ребятами пошли другие математические проекты – «Моя малая родина», «Улицы моего города». Запас задач растет с каждым годом, хоть для своего сборника я отобрала всего 80.
Какой литературой пользовались при написании задачника, по-деловому интересуются у Светланы Алексеевны коллеги. Конечно, учебником географии Магаданской области О. С. Головина, справочником-путеводителем и паспортом города. Пригодилась прошлогодняя статистика из обращения губернатора области к населению и т. д. В общем, список получился длинным. В источниках математического вдохновения автора задачника оказалась даже «Школьная муза» – магаданский сборник ребячьего литературного творчества. На первой странице задачника из него – стихотворение ученицы тогдашней школы № 7 Наташи Нафтолиной:
Нет лучше места на земле, Чем родной мой город…
Кстати, мама Наташи, коллега Светланы Алексеевны Р. В. Нафтолина, которая в их школе руководит, между прочим, работой научного лицейского общества «Факториал», отрецензировала новый задачник. И с нею вполне согласилась в своем заключении к. п. н., доцент кафедры алгебры и геометрии СМУ В. В. Васильева. А заведующая горметодкабинетом Т. Ф. Леонтьева, вручая свидетельства об обобщении опыта завучу лицея О. Н. Костенко и педагогу С. А. Кучер, рекомендовала директору лицея М. Л. Пулико смелее выдвигать своих талантливых сотрудников на участие в конкурсе
«Лучший учитель России».
Дальше на семинаре действие шло приятное: подарки. От лицея № 7 каждая школа города получила по экземпляру нового задачника. Мало? Да их вообще удалось выпустить всего 50. И то благодаря директору кафе «Сказка» Вере Михайловне Маймистовой, которая выделила средства на приобретение бумаги и краски. А набирали и макетировали текст, два месяца множили на ксероксе и сшивали листы в книжки сами лицейские педагоги.
По сопровождавшей семинар выставке можно было получить представление о том, какой у лицея № 7 вообще богатый, так сказать, издательский потенциал. Разгребая полувековые архивы, учителя недавно обнаружили, к примеру, серию профессионально выполненных красками рисунков одежды, предметов быта и т. п. аборигенных северных народов. Пока еще не придумали, как это добро полезнее использовать. А вот по прошлогодней научной работе десятиклассниц Кристины Галкиной и Насти Мельниченко под руководством С. А. Кучер «Гармония чума в северной природе с точки зрения математики и физики» можно догадаться о том, что пора в этой школе зародиться и следующему сборнику «патриотических» задач – по краеведению физическому.
Людмила Сидорова. |