 |
|
|
|
Все чаще в местных СМИ появляются негативные отзывы о художественном положении в нашем любимом, единственном, на огромной территории, музыкальном и драматическом театре. Кажется, прошли времена, когда все отзывы о происходящем на его сцене носили, в основном, позитивный характер. Почему буквально за один театральный сезон все перешло в негатив? Случайность? А если не случайность и есть план закрытия театра, как разваливающегося и недееспособного предприятия? В Магадане примеров ликвидации предприятий достаточно. Если это не так, то напрашивается вопрос – почему на главные роли в управлении театром и театральным искусством назначены «некомпетентные» лица? Роль директора «играет» А. Бондаренко, не имеющий опыта и стажа работы в профессиональном театре, уже не говоря о каком-то образовании в этом направлении. Можно представить, как трудно в профессиональном театре найти взаимопонимание и точки соприкосновения с таким руководителем. Роль художественного руководителя музыкального и драматического театра «играет» О. Усова, имеющая за плечами специальность актера-кукловода. Согласитесь, руководитель такого ранга должен уметь не только за ниточки дергать, а быть профессионалом, знающим организацию театрального производства, психологию управления творческим трудом, создающим в коллективе благоприятный морально-психологический климат. Знающий, как минимум, современную и классическую, отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу. Роль главного художника театра «играет» Ю. Галдин. Вот вам три кита, на которых сегодня держится театр. А, может, это не киты, а всего лишь Лебедь, Рак и Щука? Хотелось бы, чтобы мои опасения оказались напрасными, но никуда не деться от поговорки: «Худо, когда пироги печет сапожник, а сапоги тачает пирожник». 23 мая многострадальный театральный сезон закончился. С какими результатами мы пришли к его окончанию? Есть пара-тройка приличных спектаклей на большой сцене, на которые приятно прийти, и несколько добротных постановок в малом зале. Опять же, это можно сказать только о драме. Нет ни одного спектакля в оперетте, вызывающего зрительский интерес. Положение в музыкальной труппе даже опасное. Здесь полностью исчез классический репертуар, который входит в золотой фонд оперетты. Где «Сильва», «Марица», «Баядера», «Летучая мышь»? Некому играть и петь мужские партии. Где заявленная театральная школа-студия «Арт» при театре, давшая бы приток молодых сил, воспитанных нашими маститыми актерами? В одной из местных газет завлит театра И. Дадашев ясно дает понять нам, искушенным театралам, что мы чего-то недопоняли, и прямо советует «пораскинуть мозгами» о спектакле «Граф Калиостро». Согласитесь, довольно грубое давление на зрителя. Уверяю вас, мы все поняли. Слабую режиссуру Г. Киселева не спасает пламенная игра актеров, мизансцены он им не выстроил. Потому что нельзя одновременно надевать штаны и пить чай, то есть одновременно заниматься режиссурой и дирижировать. Для этого надо быть вирутозом или иметь большой талант. Далее. Говоря о провальном «Графе Калиостро», завлит утверждает, что «эта опера представляет собой крепко сработанный спектакль с оркестром, вышколенным до столичного уровня». На месте артистов оркестра я бы непременно обиделся. То есть до этого они были провинциальными неучами, которых подвергли жесткой дрессировке? Среди оркестрантов – немало заслуженных артистов, почетных работников культуры города и области, людей, окончивших консерваторию. Все они параллельно с театром играют и в прославленном Магаданском Русском оркестре, и в муниципальном ансамбле русских народных инструментов «Метелица», и в Магаданском муниципальном оркестре духовой и эстрадной музыки, в камерном оркестре муниципальной капеллы им. Е. Алхимова, преподают в областном училище искусств, музыкальной школе. И принижать их перед столичным дирижером со стороны завлита – совсем не корректно. В конце статьи И. Дадашев еще раз подчеркивает, что то, что мы увидели, не привычная нам, магаданским олухам, оперетта, а настоящая опера, которая «ставилась на нашей сцене только один раз, да и то 64 года назад». Не знаю, где Игорь был все эти 64 года, а вот мы успели посмотреть в оперных театрах Москвы и Санкт-Петербурга приличные спектакли, и останемся на счет «Калиостро» при своем мнении. Ну не получилось, и надо иметь мужество это признать. Мне возразят – что, мол, зрители вставали и хлопали, кричали «браво!». Так они и на концертах Петросяна встают и хлопают, это разве показатель? Вообще, как пишет на страницах «АиФа» обозреватель Вячеслав Костиков, проблема еще и в том, что «под влиянием попсового вала, безвкусицы и падения уровня мастерства снизился и уровень аудитории. А критика, за редким исключением, подчиняется законам рекламы. В результате зритель все чаще не в состоянии отличить качественную постановку от подделки. Достаточно поставить в театральную программку актера, удачно себя показавшего раньше, и бурные аплодисменты обеспечены. Это, кстати, разлагающе действует и на саму актерскую братию, которая путает конъюнктурный успех с благодарностью за высокое мастерство». Случайная публика, которая слаще морковки ничего не пробовала, в театре всегда была и будет. Лучше прислушайтесь к настоящим театралам, их мнение – самое верное. Я был разочарован постановкой. А до этого многих, в том числе и меня, разочаровал «Ах, высший свет!» того же Киселева. Заметьте, даже заядлые театралы не высказали насчет него свои мнения в печати. Потому что обсуждать тут нечего. «Нет, дорогие друзья, «Графа Калиостро стоит не один раз посмотреть» – упорно наставляет нас завлит. Спасибо, и одного раза хватило. Последняя премьера сезона – спектакль драмы «Буатта, или Бега в Баньоли» – тоже работа приезжего режиссера. Люди уходили прямо с первого акта, несмотря на замечательную игру Михаила Никитина... Вообще хочется сказать, что с уходом из жизни народного артиста России, нашего любимца Владимира Барляева, который все 4 года держал марку театра, приглашая отличных режиссеров – Чернышева, Лапикова, Варпаховскую, театр в этом сезоне не то, что не блистает, он в каком-то смысле деградирует. Как истинный театрал, считаю, что это происходит из-за слабого художественного руководства театра. Выбираются неинтересные пьесы. Отсюда хилый репертуар, обиженные артисты, разочарованные зрители. Надо знать дело, которым занимаешься! А приглашенный режиссер, конечно, приехал заработать денег. Но почему не дают ставить своим – тому же Яновскому, Леоновой, Касацкому, Хомскому, Никитину? Свои не нужны? Опять же, на мой взгляд, все идет от непрофессионализма администрации и художественного руководства театра. Вопросы остаются открытыми. А в театр уже и ходить не хочется… Недавно прочитал о планах театра в местной прессе. Опять к нам везут заезжего режиссера Г. Гущина, известного своей постановкой «Не верь глазам своим» о трансвеститах и нетрадиционной сексуальной ориентации. Что, у театра появились лишние деньги? Снова мы увидим неизвестно что. Опять же, драма остается без главного режиссера, имеющего четкую художественную задачу, грамотно строящего репертуар, переживающего за НАШ театр. Все это болит. Есть ли надежда на выздоровление? Алексей ЩЕРБАКОВ, Магадан. |