|
|
|
|
А у нас вместо «Радио-няни» – «Comedy club» и «Дом-2» 27-28 февраля в Магадане прошли IX областные Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве». «ВМ» публикует (в сокращении) выступление руководителя департамента культуры и социального развития мэрии города Магадана Ю. М. КАЗЕТОВА. За прошедшие годы мы с вами накопили богатый опыт конструктивного общения по самым важным проблемам бытия. И собрались вместе, чтобы обсудить самые главные вопросы нашей жизни: что есть духовность и нравственность, поговорить о ценностях истинных и мнимых, сообща найти пути и способы вернуть Истину в окружающий нас мир. Сейчас, когда все мы оказались в сложной ситуации, столкнулись со множеством вызовов: международный терроризм, экономический и экологический кризисы, нравственная деградация миллионов людей, оскудение общества, – важно четко знать, что такое Истина бытия. В чем заключается духовно-нравственное воспитание в культурно-образовательном пространстве? Еще вчера источником знаний, воспитания чувств была книга. Нынче полки библиотек, книжных магазинов заполонила так называемая массовая литература, ничего общего не имеющая ни с просвещением, ни с культурой. Мое поколение и люди постарше еще помнят добрые и светлые программы для детей, юношества и молодежи на 1 и 2-м каналах, областном телевидении. Лишь в воспоминаниях остались прекрасные радиопередачи «Театр у микрофона», «Концерты классической музыки в прямом эфире». Благодаря им многие магаданцы знали оперу не хуже, чем поклонники Большого, Мариинки, Ла Скала или Гранд Опера… А молодежь Магадана с нетерпением ждала всегда непосредственные, познавательные передачи «Камбуз» и «Форточка». Уделялось место в эфире и школьникам, малышам детского сада. Сейчас, когда у меня у самого растет сын, страшно порою включать телевизор и не хочется, чтобы ребенок повторял глупость и многочисленные ошибки радио-диджеев. Душа противится тому, что из нравственной категории искусство превращается в коммерцию, становится индустрией развлечений. Больно наблюдать и за реформами современной школы. Страшно от нескончаемых экспериментов в образовании. Как можно говорить о воспитании национального самосознания, патриотизма у наших детей, если в учебных программах на изучение иностранных языков отводится в 2,5 раза больше часов, чем на уроки всемирной истории, и в 4-5 раз больше, чем на историю России и русский язык? Ученые Российской академии наук бьют тревогу: образованность наших школьников скатилась до уровня 1928 года. «Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности», – заметил на недавней пресс-конференции писатель Владимир Губарев. Конечно, мириться с такой ситуацией невозможно... «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины», – говорил основоположник российской педагогической науки Константин Ушинский. …Многострадальная Россия. Отчего этот ярлык прикрепили мы к своей стране? Разве она, все мы достойны только такой участи? Давайте обратимся к отечественной истории. В XI веке мы еще учились у греков приемам каменного зодчества, а в XII уже засияла радуга изу¬мительных местных школ: смоленской, новгородской, суздальской, галицкой. В блестящую эпоху модерна искусство, литература, философия, многие научные школы – впервые с XIII века – куда значительнее у нас, чем у западных соседей. Хозяйственный подъем конца XIX столетия сменяется не имеющим себе равных экономическим бумом в начале XX. В 1913 году жизненный уровень россиян был выше, чем в высокоразвитой Англии. Но семь десятилетий советской власти мы учились видеть только свои дореволюционные недостатки и не замечали, что Россия тогда производила практически все виды продукции, её автомобильная промышленность была на уровне немецкой, а авиационная – на уровне американской. Русское хозяйство сохраняло национальную специфику. Значительный удельный вес в экономике составляли процветающие мелкие, и даже семейные предприятия, высококвалифицированные кустари, которые имели экспорт в страны Европы. Вспомните лесковского Левшу! Однако мы до сих пор продолжаем считать, да еще и детей учим, что это признак отсталости реакционной царской России. Вопреки реалиям ХХI века, который каждый день убеждает: динамично развиваются в Европе и Америке средние и мелкие (в т. ч. семейные) предприятия. Они более гибки, мобильны, легко приспосабливаются к требованиям рынка. По-прежнему в учебнике по истории России нет информации о том, что русские рабочие в 1910-е годы имели самую совершенную систему страхования труда и гарантии для наемных рабочих. Президент США Уильям Тафт признал данный факт, мы же упорствуем: несчастному угнетенному русскому рабочему было необходимо совершить социальную революцию. Почему мы не замечаем собственных преимуществ и продолжаем подчеркивать собственные недостатки, да еще и с лихвой заимствуем их у Запада. Это не я, мыслитель прошлого века Алексей Хомяков отметил: недостатками Запада мы вытесняем собственные достоинства. Разве нынче это не актуально: вместо «Радио-няни» – «Come¬dy club», взамен дискуссионной молодежной программы «12 этаж» – пресловутое реалити-шоу «Дом-2». Закрываем глаза на то, что XVI век в России наряду с опричниной характеризуют реформы Избранной рады. В XVII восстания под предводительством Стеньки Разина не более значимы для страны, чем Земские соборы. XIX век неизменно отождествляем с антинациональной политикой Александра I, забывая про пушкинский "золотой век", реформы Александра II, рождение русской философской школы. Русские историки, философы Лев Гумилёв, Владимир Махнач уверены: во многом лицо нашей эпохи определяет то, что мы выбираем в качестве "типично русского". Так вот, разинщине составители школьных учебников отводят целую главу. Подскажите, есть что-нибудь равновеликое в школьных пособиях о русской парламентской и муниципальной традициях, о соборах и земстве? Прошу школьников назвать выдающихся русских царей – Иван Грозный, Петр I. Спрашиваю: кто был истинным основателем державы? Ни слова об Иване III. Никто не сказал, что Борис Федорович – первый Годунов – строитель и просветитель. Михаил Федорович – первый Романов – государь, преодолевший последствия опричнины и Смуты. Алексей Михайлович – знаток богослужения и основатель театра, покровитель продуктивного животноводства и приверженец парламентаризма, а Павел Петрович – гений внешней политики. Несправедливо мало наши дети знают об ученых, писателях, полководцах, дипломатах, предпринимателях. А русские Святые? Не с них ли делать жизнь поколению next? Почему понятие патриотизма у нас соотносится только с ратным подвигом и никогда с молитвенным? Мы не говорим о Служении Отечеству, о вере в Россию-матушку и любви к Отчизне Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Ни на уроках истории или литературы, математики, физики, биологии, химии не произносится даже имени Павла Флоренского. Но разве жизнь и судьба русского Леонардо не послужат примером и юноше, обдумывающему житье, и взрослому, находящемуся в смятении в эпоху разлада, экономического да и нравственного кризиса?.. На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях епископ Бронницкий Феофилакт очень точно подметил: «В период дестабилизации мировой экономики общество нуждается в уверенности. А эта уверенность может основываться только на духовных началах». И потому на первый план выходит сегодня духовное просвещение россиян, демонстрация нравственных устоев, любви и сострадания к ближнему, воспитание на наших, святоотеческих идеалах. Наша с вами задача – городских и региональных властей, священнослужителей, педагогов, деятелей культуры и искусства, всех людей, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России, – организовать культурно-образовательное пространство, в котором проявится Истина Школы. Достойное распространение в нем найдет опыт православного воспитания, накопленный гимназией №24, а также клуба исторического конструирования «Братина», художественного образования в лучших российских и православных традициях, которым занимаются сегодня Магаданские художественная и хоровая школы. Продолжится тесное сотрудничество муниципалитета с Магаданской епархией по организации православного детского лагеря, рождественских и пасхальных концертов, крестных ходов магаданцев на Пасху, в Крещение. Думаю, мы поддержим замечательное начинание и в столице Колымы наряду с «Педагогом года» и «Самым классным классным» будем проводить городской конкурс на соискание национальной премии «За нравственный подвиг учителя». Давайте обсудим варианты молодежной православной интернет-странички на городском портале. Мы уже поддержали своим грантом детскую фотостудию, созданную общественной организацией «Отчий дом». Готовы принять участие в реализации любого проекта, толковой идеи, которые помогут всем магаданцам стать сильнее духом и чище сердцем, осознать, что православная и нравственная мотивации в образовании и культуре России взаимосвязаны. Да, у нас светское государство, но Церковь и педагогика – партнеры в главном деле – воспитании знающего и работоспособного человека, умеющего брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир, делая его красивее и добрее. Желаю всем нам успешной работы. Чтобы в согласии совести и воли, движимые любовью к ближним обрели мы основы истинно христианского образа жизни, чтобы всегда пребывали с нами вера, надежда и любовь, как сказал апостол Павел. |