|
|
|
|
Еще недавно казалось, что авторы разных анти¬утопий сильно сгущают краски, когда описывают наше недалекое будущее как мир, в котором правят жрецы планетарных куль¬тов. Однако в последнее время эти прогнозы выгля¬дят уже не так фантастич¬но как прежде. Маги и кол¬дуны из маргинальных персонажей превращают¬ся в силу, небезразличную государственной власти. Иначе как объяснить факт участия в их «раскрутке» государственных СМИ? С одной стороны, это еще один аргумент, чтобы раз¬веять либеральные сте¬реотипы о «сращении» го¬сударства с Церковью, но, с другой стороны,–повод крепко задуматься о ре¬альной степени воцерков-ленности россиян. 22 августа в прямой эфир вышел самый доро¬гостоящий и рекламоем-кий проект телеканала «Россия» в наступающем сезоне–шоу израильско¬го мага Ури Геллера, одна из немногих передач на российском ТВ, идущая в прямом эфире. «Я выберу самого неординарного россиянина и приглашу на международный финал шоу «Феномен», по итогам которого станет ясно, кто же самый всемогущий маг на Земле», – заявляет Гел¬лер в многочисленных ин¬тервью. Много лет назад страна припадала к телевизорам, не забыв оголить больные коленки, нащупать шрамы, поставить перед экраном трехлитровые банки с водой и положить тюбики с кремом, чтобы все это вы¬лечилось, рассосалось, зарядилось неземными энергиями под тяжелым взглядом Кашпировского и театральными пассами Чумака. И вот теперь, спустя 20 лет, новый герой – спортивный, подтянутый, в круглых очочках и с седи¬ной, постриженной мод¬ным «ежиком». Известен тем, что останавливал си¬лой мысли часы лондонс¬кого Биг Бена и состоял в ЦРУ на должности гипно-тизера (уверяет, что гип¬нотизировал советских дипломатов). Устроил кастинг «магов» и «экстрасен¬сов» со всей России. Обе¬щает помочь бросить ку¬рить всем молодым лю¬дям, посмотревшим «Фе¬номен», а также–завести телезрителям остановив¬шиеся часы и зачем-то со¬гнуть ложки. Гнутые ложки–вообще его фирменный знак. И вот уже блоги пол¬нятся сообщениями о том, что часы пошли, а ложки согнулись. В пиар-кампании, сопровождающей шоу Гелле¬ра, в разных сочетаниях используется посыл «ре¬бята, надо верить в чуде-са». Словом, волшебник в голубом вертолете, нако¬нец, прилетел. Поговари¬вают, что и победа россий¬ских синхронисток на Олимпиаде, и судьбонос¬ный матч «Зенита»–дело рук господина Геллера. Да он этого и не отрицает. Параллельно на канале «СТС» стартует эзотери¬ческая программа «Меди¬ум», а на ТНТ продолжает победное шествие «Битва экстрасенсов», открываю¬щая уже шестой (!) сезон. Чем вызван внезапный натиск оккультизма на массовую аудиторию? Ясно, невероятным ком¬мерческим потенциалом. Огромные рейтинги сулят сумасшедшие прибыли. Но откуда берутся эти рей¬тинги? Масс-медиа отражают массовое сознание. Ус¬пешной становится лишь та передача (газета, тренд), которая улавлива¬ет биение сердец и состо¬яние умов большей части народа. Самые высокие тиражи из всей книгопе¬чатной продукции сегодня имеют астрологические календари. Газеты пестрят объявлениями «приворожу», «сниму венец безбрачия», «помогу в бизнесе», «исправлю био¬поле», «вылечу ауру» с подписями «ясновидя¬щая», «потомственная гадалка». Книги по эзотерике и оккультизму занима¬ют стеллажи во всех книж¬ных магазинах. Спрос рождает предложение. Люди хотят немедленных чудес, не требующих уси¬лий с их стороны. Хотят повлиять на свою судьбу, задобрить, договориться. Вступить с высшими сила¬ми в отношения «ты – мне, я – тебе», подстелить со¬ломки. Свечку – в храм, блюдце с молочком – домовому, булавку под по¬рог – соседке. В церковь ходят, потому что там «энергетика хорошая», иконы в квартире разве-шивают по правилам фэн-шуй. Массовая право¬славная литература, по¬дающая основы веры в максимально упрощенной форме, играет не после¬днюю роль в распростра¬нении таких представле¬ний. А за науко¬образным эвфемизмом «двоеверие» часто скрывается баналь¬ное язычество, когда к Церкви, богослужению и святыням относятся как к оберегам и магическим действиям, а Христос и Евангелие – нечто абст¬рактное и «бесполезное» для организации жизни. Шоу «Феномен» на кана¬ле «Россия» можно смело называть государственной пропагандой оккультизма. Умелой и качественной пропагандой. Такая зрелищность, конечно, не снилась никаким кашпировским. «Феномен» – это такая «Фабрика звезд» для магов и экстрасенсов, ко¬торые благодаря Геллеру и финансовым вливаниям будут плодиться и размно¬жаться, становиться попу¬лярными, вести собствен¬ные проекты. В качестве затравки последнюю не¬делю на разных каналах показывали сюжеты о том, как колдунья Джуна помо¬гала Брежневу, а Григорий Грабовой был близок ок¬ружению Ельцина. На этом фоне детским лепетом выглядит претензия Авдо¬тьи Смирновой, ведущей передачи «Школа злосло¬вия», брошенная в эфире диакону Андрею Кураеву, в том, что Церковь «прони¬кает на государственные телеканалы». Поражает цинизм, с ко¬торым руководители «Рос¬сии» и других крупных СМИ, участвуют в церков¬ных мероприятиях, где го-ворят «правильные» слова о нравственности и ценно¬стях, а потом показывают миллионам зрителей, как выстраивать отношения с нечистой силой. Поражает цинизм «звезд», которые с удовольствием показыва¬ются на обложках право-славных журналов, гово¬рят о своих поисках Бога, а потом ассистируют «ве¬ликому магу» (организа¬тор «Феномена»–руково-дитель «Медиасоюза» Александр Любимов, в пе¬редаче принимает участие ведущая «Спокойной ночи, малыши!» Оксана Федоро¬ва). Вероятно, наступила пора более осторожно вы¬бирать, с кем и как в мире СМИ и культуры вести ди¬алог. И еще хорошо бы прояснить так, чтобы все прихожане и захожане, на¬конец, поняли и запомни¬ли, разницу между святой водой и «заряженной», между нательными крес¬тами и амулетами, между старцем и ясновидящим. Ксения ЛУЧЕНКО, «Православие и мир» |