|
|
|
|
В стране стала расти рождаемость. Всех это несказанно радует. Настолько радует, что почти никто не задумывается над тем, что рост рождаемости – это, конечно же, непременное условие исправления нашей прискорбной демографической ситуации, даже обязательное условие, но далеко не достаточное. Огромная семья православного священника отца Николая самым убедительным образом подтверждает истину, что родить – дело не самое хитрое. ДОРОГА К ХРАМУ – Сегодня у нас с матушкой Галиной 70 детей, – вполне буднично сообщает отец Николай Стремский, настоятель Свято-Троицкой обители, расположенной в Оренбургской области, в поселке Саракташ. – Четырнадцать уже вышли замуж или женились. Родились 8 внуков. Ждем еще четверых. Усыновленных и удочеренных из всех детей – 25 человек. Над остальными оформлена опека. – Это потому, что существует ограничение на число приемных детей? – спрашиваю отца Николая. – Сейчас уже нет, – объясняет он. – Но переоформлять особого смысла тоже нет. К тому же при опеке от государства хоть какая-то копейка идет. – А на усыновленных ничего? – Совершенно. Никаких пособий нет. Государство этого не предусмотрело. Отец Николай привык растить детей и вести свое обширное хозяйство практически без помощи государства. Однако взаимоотношения с местными властями оценивает положительно. – Они мне не мешают, – констатирует он. Саракташ – вполне заурядный поселок в девяноста километрах от Оренбурга, правда, городского типа. Тип подтверждают несколько двух- и трехэтажных сереньких кирпичных домов. На таком фоне Свято-Троицкая обитель выглядит особенно впечатляюще. Но так было не всегда. Молодой священник в 1990 году по окончании семинарии в подмосковном Сергиевом Посаде был направлен в далекий приход. По приезде обнаружилась обветшалая церковь, используемая для других целей, молельный дом да немногочисленная паства, состоявшая из пожилых людей. В буквальном смысле засучив рукава, принялись за ремонт. Старикам-прихожанам помогали их дети и прочие родственники. К отцу Николаю перебрался из Казахстана брат с семейством, потом и мать с сестрой. Так восстановили главный храм и обитель при нем. И потянулись к священнику немощные и страждущие. СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ – Пришла как-то бабуля и говорит: «Батюшка, меня дети из дома выгнали, возьми к себе переночевать». Так и осталась она у меня жить, – вспоминает отец Николай. – Потом другая попросилась. И ее взял. Третью исповедовал, а она говорит: «Батюшка, у тебя открылся дом милосердия, хочу там жить». Вот она и название дала. Потом мы зарегистрировали его официально. Сегодня в доме милосердия при обители живут 80 человек, 25 из которых тяжело больные, лежачие. Есть монашествующие, есть одинокие женщины, у которых не сложилась семья. А с детьми все начиналось так. В 1992 году пришла к отцу Николаю больная старая женщина, на руках у которой остались двое внуков-сирот. Жалуется: «Сил и здоровья не хватит, чтобы поднять их без родителей. Пропадут…» – Сразу не взял ребят, – признается батюшка. – Трудно молодому решиться на такое серьезное дело. Подумал – искушение. Велел ей через неделю приходить, потом еще на неделю перенес. А на третий раз взял. Бог привел их к нашему порогу. То же самое можно, наверное, сказать и про остальных детей, пополнивших семью саракташского священника. Как только ни попадали они в дом отца Николая! Чаще всего он берет маленьких «отказников» в роддоме, доме малютки, детском доме. Есть и подкидыши. Одну девочку люди нашли у входной двери, другую – у мусорного контейнера. Есть беспризорники-путешественники, такие как мальчик из Ханты-Мансийска, который разъезжал на поездах, пока не оказался в обители. Есть девочка, которую произвела на свет пятнадцатилетняя женщина. Она ребенка «не планировала», а потому бросила дочь в роддоме и ушла, не оглянувшись. Еще одну девочку подобрали в сорокаградусный мороз на улице в Оренбурге. Она плакала на окоченевшем теле мертвой матери. Было ей пять лет, и можно только догадываться, что она уже успела испытать. Голод, побои, издевательства – через это прошли большинство детей, принятых в дом отца Николая. Почти у всех биологические родители либо алкоголики, либо наркоманы, либо преступники, а то и все сразу. «У меня сильно расшатаны нервы с младенчества, я видела и пережила столько страха, что тебе и во сне не снилось. Ты многое знаешь о моем детстве, но не все»… (из письма одной из приемных дочерей батюшки). Дает ли все это о себе знать? Безусловно. Иногда в шокирующей форме. Но отец Николай не любит распространяться на эту тему. – Есть дети, которые очень радуют, есть те, которые очень огорчают, – говорит он. – Разная наследственность, разное прошлое. Но один огорчает, а четверо утешают. НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО Я пытаюсь подобрать слова, чтобы как-то поделикатнее выяснить, не посещают ли моего собеседника сомнения, не жалеет ли он, что взвалил на себя это бремя… Отец Николай приходит мне на помощь: – Я понял, что вы хотите спросить. Нет, не жалею и, думаю, никогда не пожалею, что взялся за все это. Да, тяжело. Но раз Господь дал мне это – значит, так нужно. Единственное, что прошу у Бога, – это помощи и сил, чтобы нести этот крест до конца. И чтобы были люди, которые помогут. Такие люди есть. На вопрос, как он находит средства на содержание своего большого хозяйства, отец Николай отвечает: – Происходит чудо. Никогда не знаешь, когда и от кого ждать поддержки, когда и от кого ее получишь. Средств надо очень много – у нас 350 человек в штате: и гимназия, и духовное училище, и дом милосердия, и обитель в целом. – А государство никак не помогает или хотя бы льгот не дает? – Льгот никаких. И газ, и электричество, и другие платежи – все по полной программе. Нет законов, которые предусматривали бы для нас льготы. Единственное, что мы получаем от государства – это 30 процентов средств, необходимых для содержания гимназии. Нужно около двух миллионов рублей в год – около 700 тысяч выделяет государство. И опекунские пособия. Больше ни копеечки. Гимназия при Свято-Троицкой обители имеет государственную лицензию, аккредитацию и аттестацию. Ее директором отца Николая назначил районный отдел образования. Батюшка, кстати, защитил кандидатскую. И документ об окончании гимназии ее выпускники получают государственного образца. А учатся в ней дети не только директора, но и жителей поселка. – С недофинансированием гимназии, – объясняет отец Николай, – все очень просто. Мы не стремимся раздувать классы до сорока человек. Это не способствует качеству образования. Да и не набирается у нас столько. Есть класс, в котором 17 учеников, есть, в котором 12, а есть и всего с пятью учениками. Поэтому нам заявляют, что школа у нас малокомплектная и мы должны объединять классы в одну кучу. И деньги выделяют по нормам малокомплектной школы. Кто бывал на селе, знает, какое жалкое зрелище являют собой такие школы. Отец Николай считает воспитание и образование той сферой, где решается будущее России. – Разложение молодежи, – сетует он, – идет чудовищное, способное свести на нет любые благие намерения и программы по улучшению демографической ситуации. Это разложение порождает необходимость строить новые детские дома, колонии и тюрьмы. Надо бороться с причиной, а не со следствием. И люди будут спасены, и огромные средства сэкономлены. Надо называть вещи своими именами: положение с воспитанием подрастающего поколения, с духовным здоровьем молодежи, а вернее, с его отсутствием – это национальный позор. Идет Год семьи. Это хорошо. И всех призывают рожать. Это тоже хорошо. Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь!» Но неплохо было бы всем родителям иметь чувство ответственности за своих детей, чувство долга. Причем речь не только о том, чтобы обеспечить ребенка материально. Куда важнее правильно воспитать его, чтобы, став взрослым, он достойно нес звание человека. Беседовать с отцом Николаем можно бесконечно. Но за время короткого пребывания в Сергиевом Посаде и Москве ему надо успеть сделать очень многое. – Позвольте через вашу газету, – говорит отец Николай, – еще раз поблагодарить всех, кто оказывал и оказывает нам помощь, пожелать им долгих лет жизни и помощи Божией. Пусть все знают и помнят, что рука дающего не оскудеет. И Бог не оставит вас ни в этой, ни в будущей жизни. Спаси вас Господь! Юрий СУББОТИН. («Парламентская газета», 29-30, 2008г.). |