|
|
|
|
«Реализация потенциала только твердых полезных ископаемых позволит Магаданской области увеличить валовой региональный продукт в 5,2 раза, получать дополнительно порядка 26 миллиардов рублей налоговых поступлений ежегодно и достичь бездотационного бюджета, организовать дополнительно 15 тысяч рабочих мест - то есть создать принципиально новые социально-экономические условия проживания в нашем регионе». Из выступления губернатора Магаданской области Николая Дудова на Международном горно-геологическом форуме «Золото северного обрамления Пацифика» в Магадане. К 2020 году Магадан превратится не только в крупнейший сервисный центр Крайнего Северо-Востока России, но и логистический центр Азиатско-Тихоокеанского региона. Четыре года назад мэр Владимир Печёный жестко поставил перед городом и его жителями цель: добиться для Магадана официального статуса столицы региона. Казалось бы, и так ясно, что мы живем в столице Колымы. Но это, так сказать, на бытовом уровне. Законодательно же закрепленный правовой статус дает городу немалые дополнительные права, обеспечивает новый приток средств из федерального бюджета. А еще – Магадан становится не только полноправным деловым партнером в сообществе крупных городов России, но и самостоятельным субъектом правоотношений в мировом сообществе стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это чрезвычайно важно, особенно - учитывая поистине уникальные территориальные и социально- экономические особенности Магадана в жизни каждого уголка нашей области, раскинувшейся на громадной территории в полмиллиона квадратных километров. Повышение статуса нашего города – не просто амбициозная мечта жителей колымской столицы. Кардинальные изменения в общей структуре Колымы- закономерный процесс, движение которого мы уже сегодня наблюдаем своими глазами. Магадан в ней всё больше сосредоточивает в себе функции логистического и сервисного центра. Несколько конкретных примеров. С полвека назад в глубинке Магаданской области был успешно проведен своего рода социально-экономический эксперимент. Семьи сотрудников крупного горно-геологического предприятия переехали из маленьких поселков и станов в благоустроенный районный центр. Им предоставили не только новое жилье, но и работу, а детям, естественно,- места в школе и детских садах. Отработка полезных ископаемых продолжилась исключительно вахтовым методом – из райцентра. Автором эксперимента являлся начальник того предприятия Юрий Васильевич Прусс, ныне заслуженный геолог России. В наши дни разведка и добыча полезных ископаемых на территории всё больше сосредоточиваются именно на базе нескольких поселков, где располагаются градообразующие структуры. Магадан же стал как бы головным вахтовым центром не только для Колымы, но и для Чукотки, Якутии. Отсюда выезжают на прииски и рудники горняки и геологи. Здесь сосредоточены управляющие офисы крупнейших золото- и серебродобывающих фирм. Здесь воплощаются в жизнь научные разработки северных ученых и куются кадры для всей территории. Здесь же – филиалы крупнейших российских банков, через которые в регион идут денежные потоки. Здесь остается весомая часть всех налоговых поступлений, пополняющая доходную часть бюджета области – на благо каждому колымчанину. И жителей в Магадане всё больше. Если какой-нибудь десяток лет назад число горожан и колымчан было примерно равным, то сейчас на территории города проживает около 107 тысяч человек, или примерно 64 процента населения всей Колымы. И внутренняя миграция продолжается. Всех, выбравших местом своего жительства Магадан, надо обеспечить благоустроенным жильем и работой, что дает новые побудительные стимулы к развитию местных производственных мощностей, в том числе – и по переработке той части богатств колымских недр, которая пока не вовлечена в добычу. Непрерывное возрастание роли Магадана в жизни всего региона требует иного подхода к средне- и долгосрочному планированию, который учтен в стратегии развития города до 2020 года. Большое внимание уделяется инновационным решениям, которые в соответствии с их масштабом смело можно назвать МЕГАПРОЕКТАМИ. Вспомним некоторые из них. «НАТАЛКА» - имя одного из крупнейших в мире золоторудных месторождений сегодня на слуху не только на Колыме, но и, наверное, по всей России. Только защищенных запасов драгоценного металла – 1850 тонн, прогнозных – более 5 тысяч. И всё это богатство будет отрабатываться в невиданных ранее масштабах, по новым прогрессивным технологиям. Казалось бы, какая польза от этого городу, расположенному за сотни километров от знаменитого рудопроявления? Большая: осваивая колымские территории, мощные российские бизнес-структуры вкладывают в их развитие столь же мощные инвестиции. Инвестиционная составляющая – неотъемлемая часть и всех разделов намеченной обширной программы комплексного освоения полезных ископаемых территории: по серебру и меди, углям и олову, вольфраму и урану. Их отработка – дело реального и недалекого будущего. Что, кстати, напрямую связано и с увеличением В РАЗЫ налоговых поступлений в бюджеты всех уровней северной территории. АЭРОПОРТ «МАГАДАН» в силу специфики географического положения Магаданской области был, есть и навсегда останется главным узлом пассажирских перевозок для нашего региона. Пока он слабо вписывается в международную схему воздушного сообщения. Но начало изменениям положено. В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 годов» на реконструкцию местной взлетно-посадочной полосы выделено более 800 миллионов рублей, из них две трети – именно на 2008 год. Это означает, что в ближайшие три-четыре года в Магадане смогут приземляться современные воздушные суда типа Ту-204 и 214, Ил-96 и сходные иностранные модели. Они более эффективны и менее затратны по топливу, чем ныне действующие Ту-154 и Ил-62. Значит, летать будет комфортнее и, заметьте, дешевле. Уже сегодня налаживается воздушное сообщение нашей области с другими регионами Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья. Еще более важно, что реконструкция всего хозяйства аэропорта «Магадан» позволит городу и региону уверенно выйти на международный рынок. Над Магаданом совершаются транзитные полеты практически всего Азиатско-Тихоокеанского региона (а это - услуги по предоставлению воздушных коридоров и диспетчерское сопровождение судов). Экономически выгодны для них дозаправка и техническое обслуживание в Магадане, переработка транзитных грузов и почты. С ростом пассажиропотока из-за рубежа возрастет потребность в услугах гостиниц, кафе и ресторанов, гарантирован приток туристов из еще «не освоенных» городом стран. Всё это – новые налоги, перечисленные в бюджет города. Надо напомнить, что после модернизации оборудования, осуществленной ФГУП «Аэронавигация Северо-Востока», магаданские диспетчеры уже сегодня в состоянии осуществлять сопровождение самолетов практически над третью воздушного пространства мира! Мегапроект становится реальностью. МОРПОРТ- ворота главной «дороги жизни» для Магадана. Еще восемьдесят лет назад всё на Колыму доставлялось по морю: техника и заключенные для Дальстроя, учебники для школьников и даже бревна для строительства жилья. Около 98 процентов всех грузов и сегодня приходит в нашу область морским транспортом. Поступают они через Морской торговый порт, расположенный на территории Магадана. С его причалов сгружают уголь для Магаданской ТЭЦ и части колымских котельных, дизтопливо и бензин для автомобилистов и золотодобытчиков, отсюда суда уходят в каботажное плавание. Рост производств Колымы и Магадана ведет к увеличению грузооборота и требует развития портового хозяйства. А на будущее перед морпортом перспектива не только прибрежного перевалпункта нефте- и газодобычи, но и транзита грузов в другие регионы. Первый «звоночек» в этом плане был совсем недавно – когда сахалинские буровики основали у наших берегов перевалбазу для освоения камчатских залежей углеводородов. У нас, напомню, ждут своего часа 29 перспективных участков на Охотоморском шельфе. Освоение новых месторождений полезных ископаемых, рост потребностей северян – это новый поток грузов. К нему надо быть готовым. С 2008 по 2015 годы реконструкция причалов и оборудования Магаданского морского порта позволит увеличить объем грузопереработки почти вдвое. Из федерального бюджета в неё уже вложено более одного миллиарда рублей. Частных инвестиций потребуется около 400 миллионов. ТУРИЗМ, как видим мы по опыту хотя бы Турции или Египта, – золотое дно для страны. А знаете ли вы, какой вид деятельности приносит Анкориджу на Аляске, городу – побратиму Магадана, доход, сравнимый с налогами от добычи нефти и превышающий – от добычи золота? Это-туризм! Те, кому посчастливилось побывать на Аляске «по обмену», подтвердят вам, что наша Колыма ничуть не менее, а то и более может привлекать любителей путешествий. О Магадане восторженно отзывался и знаменитый наш отечественный путешественник Юрий Сенкевич, когда прилетал сюда в гости, прошелся по северным сопкам и вместе с губернатором Валентином Цветковым совершил круиз на катере по Охотскому морю. А сколько книг написали и фильмов отсняли у нас про красоты природы и памятные места Гулага десятки журналистов из Франции и Испании, США и Англии, Японии и т.п. Между тем, доходы (и, соответственно, налоги) от туристической деятельности на Колыме мизерны. Местные турфирмы предпочитают выступать дистрибьютерами крупных московских и зарубежных компаний. Сервис на немногочисленных северных маршрутах невысок и пока привлекает только писателей, да особых западных экстремалов. Да и сам туризм как-то «выпал» из системы малого и среднего бизнеса области. Пора, значит, менять сам подход к решению проблемы. Один из путей кардинальных перемен муниципальные власти Магадана видят в выполнении еще одного мегапроекта – строительства Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса «Марчекан». По уже существующему проекту он расположится на 50 гектарах территории от окраин города до вершины Марчеканской сопки. Намечено строительство горнолыжного центра, сноупарка, лыжного стадиона, комфортных гостиниц и ресторанов, тренажерных залов, оздоровительного центра, катка, бассейна и т.д. Отсюда, кстати, что называется, рукой подать до моря и- следовательно- развития еще одной отрасли туризма. Одним из инициаторов проекта «Марчекан» стала наша знаменитая землячка - трехкратная олимпийская чемпионка Елена Вяльбе. Думается, выбор её не был случайным. Любой магаданец знает, что устойчивый снег на Колыме лежит с октября по май. И сборные команды по лыжным гонкам СССР, а затем и РФ с особой охотой ехали тренироваться перед новыми рекордами именно на нашу «Снежку». Впрочем, новый комплекс-курорт и летом легко вместит в себя более 2,5 тысячи туристов, станет центром спортивно-туристической работы всего Магадана. А еще – тут смогут получить работу более тысячи человек обслуживающего персонала. Немаловажно, что строить «Марчекан» планируется исключительно за счет привлеченных инвестиций. Пользу же от его работы получит как Магадан, так и весь регион. «НАУКОГРАД» - этот мегапроект поистине уникален. Потому что в ходе его выполнения начато воспитание нового поколения тех, кто завтра станет работать в городе, станет им управлять, выполнять прежние и создавать новые проекты. Последний международный форум, прошедший в Магадане, окончательно доказал, что северная наука возродилась и полна новых планов, молодых творческих сил. Посмотрите внимательно: десятки научных разработок магаданских студентов приняты и получили высокую оценку ученых на разного ранга региональных и общероссийских научно-практических конференциях. Речь в них молодежь ведет о современных методах изучения и развития Северо-Востока России, новых направлениях и передовых технологиях геологоразведки, экологической безопасности и других важнейших компонентах интенсивного развития Колымы. В мэрии Магадана действует Совет молодых дублеров, которые уже сегодня под присмотром опытных руководителей учатся «рулить» городом. Подобную «обкатку» получают и молодые законодатели. В вузах Магадана всё больше специалистов обучаются целевым назначением – для производств всей территории. Образно говоря, от детского сада до вузовского диплома создается единая система обучения и воспитания будущих хозяев нашего региона. Не временщиков. И это внушает уверенность, что Магадану вновь быть городом молодых! «ОСТРОВ МАГАДАН» - так в былые времена иронически называли наш город некоторые заезжие москвичи. И доля горькой истины в этой иронии была. С конца восьмидесятых годов прошлого века город, как весь и регион, был буквально оторван от остальной России и практически брошен на произвол судьбы. Только мужество и трудолюбие магаданцев позволили преодолеть кризис. А там и времена начали меняться… В 1991 году Магадан впервые осуществил «прорыв за железный занавес»- его побратимом стал американский Анкоридж. На сегодня дружеские отношения связывают его с городами Китая, Кореи и Латвии. Тесные деловые контакты налажены муниципалитетом с главами крупных и столичных российских городов – Москвы и Владивостока, Хабаровска и Липецка, Якутска и многих других. В Магадане собирался Северный форум, съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, который избрал своим вице-президентом нашего мэра Владимира Печеного. Владимир Петрович входит также в десяток влиятельных международных и российских ассоциаций мэров. В августе 2007 года в нашем городе прошла конференция Международной ассоциации столиц и крупных городов. .В ней участвовали представители органов местного самоуправления не только России, но и Ближнего зарубежья. Они изучали опыт работы магаданского муниципалитета по комплексному развитию города и дали ему высокую оценку. Сегодня Магадан активно участвует в разработке новой федеральной программы социального и экономического развития Дальнего Востока и стратегии развития Дальневосточного региона до 2020-2025гг. Александр МЕЧНИКОВ.
|