|
|
|
|
В управлении внутренних дел по Магаданской области состоялся брифинг с участием зам. начальника ОГИБДД УВД по Магаданской области Виктора Свириденко и старшего следователя по особо важным делам следственной части Следственного управления при УВД по Магаданской области Александры Стасюк.
***
Пьяный за руль не садись На брифинге было оглашено следующее: за отчетный период зафиксировано 170 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) против 206 за аналогичный период прошлого года (АППГ), при которых 19 (АППГ – 19) человек погибли и 229 (АППГ – 276) получили ранения различной степени тяжести. То есть, произошло снижение ДТП и уменьшение количества пострадавших. Этому способствовала как проводимая профилактическая работа среди водителей, так и изменения в законодательстве.
Информируя об этом представителей СМИ, В. Свириденко обратил их внимание на то, что количество ДТП за прошедший период по Российской Федерации снизилось на 15-20%. Сказалось влияние Федерального закона 210. При этом В. Свириденко заметил, что здравомыслящий человек понимает – лучше в состоянии алкогольного опьянения автомобилем не управлять, ибо это влечет за собой административный арест на 15 суток, лишение прав или штраф в две тысячи рублей. Сейчас производится разработка еще более жестких карательных мер, где при ДТП будет предусмотрен тюремный срок.
А. Стасюк ознакомила представителей СМИ с тем, как ведется работа во время расследования дорожно-транспортных происшествий. Во всех случаях, для выезда на место ДТП, где имеются погибшие, либо получены тяжелые ранения, дежурной частью ГИБДД УВД по Магаданской области формируется следственно-оперативная группа, возглавляемая следователями специализированного отдела следственной части СУ при УВД по Магаданской области, ведущим и расследования ДТП. В рамках взаимодействия со Следственным управлением при УВД по Магаданской области, группой по исполнению административного законодательства отдельным батальоном ДПС ГИБДД УВД по области проводятся доследственные проверки сообщений о преступлениях по фактам ДТП с пострадавшими, с целью установления степени тяжести полученных ими телесных повреждений. В структуре Следственной части работает отдел, специализирующийся на расследовании уголовных дел по ДТП согласно ст. 264 УК РФ. Следователь работает в тесном контакте с сотрудниками ГИБДД. А. Стасюк говорит:
– У нас постоянное взаимодействие с ГАИ. И охрана мест ДТП, охрана следов на месте ДТП, опрос очевидцев… Осмотр места происшествия вместе с инспектором ГАИ. Составляем вместе схемы.
На срок до семи лет
Заметим, что ДТП с менее тяжким повреждением не является уголовно-наказуемым. Менее тяжким повреждением, допустим, считается перелом руки. Как производится различие между тяжким повреждением и менее тяжким?
Поясняет А. Стасюк: – Первоначально при поступлении информации в ГИБДД на место ДТП едет инспектор дознания ГИБДД, который должен оформить материалы по данному происшествию. Если ДТП с летальным исходом, или с тяжелой травмой, то инспектор вызывает следователя. При разграничении степени нанесения вреда здоровью работает медэкспертиза. Открытая черепно-мозговая травма – это нанесение тяжкого вреда здоровью. Человека в состоянии комы увозят в реанимацию – это тоже нанесение тяжкого вреда здоровью. Перелом трубчатых костей – это нанесение тяжкого вреда здоровью.
Нанесение тяжкого вреда здоровью при ДТП – это статья 264 УК РФ, – поясняет А. Стасюк.
– Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, – так гласит статья 264 УК РФ.
Далее. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
– «Приток» ДТП, – говорит А. Стасюк, – начинается с летнего периода, с мая по сентябрь, когда с дорог сходит снег и они подсыхают. Начинается время пикников, рыбалки. Чаще ДТП совершаются в ночное время и утренние часы от 23 до 6 утра. В это время интенсивность движения на дорогах низкая. Водители на шоссе развивают скорость. Появляется самонадеянность. Это влечет аварии. Зимой ДТП меньше. В основном столкновения происходят на скользких участках. Там, где освещение слабое или его вообще нет, происходит столкновение с пешеходами.
В 2005-2006 годах в производстве у следователя находилось по 16-18 дел. Начиная с 2007 года, количество ДТП постоянно снижается. Следователь также сообщила, что статья 265 УК РФ об оставлении места дорожно-транспортного происшествия декриминализирована. Из уголовного кодекса ее исключили.
Большинство ДТП совершаются в алкогольном опьянении. Возраст тех, кто совершает ДТП, от 20 до 33 лет. В качестве примера следователь привела только два случая с весьма тяжелыми последствиями. Оба произошли в мае этого года, что повлекло гибель пяти человек. В обоих случаях водители находились в состоянии алкогольного опьянения. Многим жителям города памятно недавнее ДТП на Колымском шоссе в районе кольца, где легковым автомобилем была сбита бетонная опора флагштока. Это происшествие не обошлось без гибели человека.
С начала этого года в ДТП погибло 11 человек. Это намного меньше, чем за аналогичные периоды в предыдущие годы. Гибель человека - это трагедия, горе для семьи, для близких.
Лечение за счет виновного
За чей счет производится лечение пострадавшего по вине другого участника ДТП? На этот вопрос старший следователь ответила так: – Лечение за свой счет. Но когда дело возбуждается, то, как правило, потерпевшая сторона (а при летальном исходе потерпевшим признается один из близких родственников) составляет гражданский иск в рамках уголовного дела. Признаем гражданским лицом потерпевшего. Привлекаем в качестве ответчика виновного. Все это в рамках уголовного дела. Пишется заявление на имя судьи. Все это в деле. Уголовное дело с обвинительным заключением направляется в суд. В нем заявлен гражданский иск. Судья разбирает состав преступления и гражданский иск. То есть, потерпевшему не приходится идти и подавать исковое заявление о том, чтобы ему возместили вред. Моральные иски довольно большие.
Когда причинен вред здоровью, то бывает так, что первоначально сложно сделать вывод какой вред причинен. Тут может быть и длительное лечение, и другие причины. Такой материал по ДТП сначала числится за ГАИ. Там его полностью отрабатывают. Если потом выясняется, что нанесен тяжкий вред здоровью, то подследственность передается нам, – сообщила А. Стасюк.
В прежней трактовке уголовного кодекса считалось отягчающим обстоятельством, если водитель, по чьей вине совершено ДТП, находился в состоянии алкогольного опьянения. Касаясь этой темы, А. Стасюк информировала:
– Есть статья, где конкретно указан перечень отягчающих обстоятельств. Алкогольное опьянение и наркотическое влияние туда не входят. Но когда мы расследуем дело, то в обвинительном заключении пишем, что ДТП совершено в алкогольном опьянении. Мы даем характеризующее свидетельство. Судами этот факт учитывается… Нельзя сравнивать, когда трезвый нормальный водитель, не заметив, сбивает пешехода. Это одно. Но когда садится пьяный за руль и летит на сумасшедшей скорости, сбивает насмерть пешехода, то тут дело совершенно другое. Список отягчающих обстоятельств расширению не подлежит. Но есть смягчающие обстоятельства и следователь может их расширить.
Помогают свидетели
На брифинге был затронут вопрос об автогонках, которые иногда проводят автолюбители.
– Гонки несанкционированы, – заявил В. Свириденко, – мы проводим рейды, но силами ГИБДД эту задачу не решить. Здесь должен подключаться и комитет по делам молодежи, и администрация. Задача Госавтоинспекции – это безопасность движения. Поступила информация, что проводятся несанкционированные автогонки – мы выезжаем по адресу. Что мы можем предпринять? Если автомашина не зарегистрирована – то наступает административная ответственность… Мы приехали, прекратили их гонки. Все несанкционированные мероприятия пресекаются на корню.
Отвечая на вопрос о контроле за аварийными участками автодорог, В. Свириденко сообщил, что в рамках региональной программы «Безопасное движение» закуплены четыре камеры, которые будут установлены на самых аварийных перекрестках областного центра.
Аварийный перекресток рассчитывается по топографическому анализу. Камеры установят в самое ближайшее время.
В. Свириденко проинформировал аудиторию о том, что Краснодарский край, Московская область, Москва в плане видеоконтроля являются регионами, где будут задействованы эти пилотные варианты. Там инспектор ДПС вообще не будет общаться с нарушителем. Все будет видеофиксировано. К нарушителю будет приходить копия постановления. В. Свириденко указал на сложные участки. Это перекрестки улиц Кольцевая – Пролетарская и Якутская – пр. К. Маркса. В рамках мероприятия об административных нарушениях законов Магаданской области, прозвучала информация о том, что силами отдельного батальона ГИБДД г. Магадана принимаются меры административного воздействия к тем автовладельцам, чьи автомобили стоят во дворах жилых домов с включенными длительное время двигателями. При включенном двигателе во дворе жилого дома скапливается автомобильный газ. Через открытые форточки он попадает в квартиры. Работа следователей имеет свою территорию. От Магадана она подходит к 55 километру до территории Хасынского района.
Если брать дорогу Магадан – Балаганное – Талон, то здесь граница выходит до первого перевала. На автодороге Солнечный – Ола, граница 12 км, – пояснила следователь.
Нередко следователи, ведущие дела по ДТП, обращаются через СМИ к гражданам города, свидетелям того или иного ДТП. А. Стасюк поясняет: – Бывают такие спорные дела, что нужна помощь граждан. Виновный в ДТП при расследовании выдвигает свою версию. Мы даем объявление в СМИ, просим придти свидетелей. Это очень помогает следствию.
О. Михайлов. |