|
|
|
|
Этот «каламбурный» вопрос прямо витал, на мой взгляд, в большом зале губернаторства, где Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов проводил свое выездное заседание. А стоил ли такой дальний авиабросок из столицы России в столицу валютного цеха страны актуальности проблемы? Да, стоил! Практически во всех выступлениях звучал ответ на поставленный в заголовок этих заметок вопрос: польза от ископаемых конечно есть, но она оставляет желать лучшего. Именно о воспроизводстве минерально-сырьевой базы и ее роли в развитии экономики субъектов РФ, входящих в ДФО, о проблемах и перспективах в нашей области и шла речь на заседании Комитета Совета Федерации по северам. И еще одна мысль квинтэссенцией проходила и даже была озвучена: «Не люди для золота, А золото для людей». О ткрывая заседание, председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий ОЛЕЙНИК отметил важность для наших территорий вопроса, вынесенного на повестку дня. Большинство дальневосточных субъектов ориентировано именно на добычу полезных ископаемых, поэтому складывающаяся ситуация в этой сфере для ДФО является определяющей, как в экономическом, так и в социальном плане. Геннадий Олейник обратил внимание, что за последние годы в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы накопился целый ряд длительно не решаемых проблем, многие из которых носят системный характер. «За прошедшие полтора десятка лет в результате многократного сокращения работ по геологическому изучению недр, мы получили ситуацию, когда прирост запасов не компенсирует их добычу», – сказал Геннадий Дмитриевич. Он подчеркнул, что горнодобывающие компании вкладывают значительные средства в геологоразведочные работы, которые ведут на участках, входящих в состав или примыкающих к лицензионным территориям. «Поэтому геологическое изучение недр, восполнение запасов, это, в первую очередь, задача государства, ведь недра находятся в государственной собственности. А кто как не собственник обязан заботиться о своих запасах», – говорил председатель комитета. По убеждению Олейника, воспроизводство минерально-сырьевой базы – комплексная задача. Ее решение может обеспечить увеличение бюджетного финансирования геологоразведочных работ, стимулирование частного бизнеса к вложению средств в поисковые и поисково-оценочные работы, а также изменение законодательства в части ввода дифференцированных ставок НДПИ. Как считают специалисты, необходимо вновь ввести фиксированные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На заседании также была отмечена необходимость значительного реформирования ФЗ «О недрах» и возрождения в целом геологической службы. На Дальнем Востоке в недалеком прошлом работало 339 геологоразведочных организаций, 73 тысячи человек. Сегодня осталось менее 5 тысяч геологов, средний возраст полевиков 50 лет, 25 процентов – пенсионеры. Огромный дефицит не только инженерно-технических кадров, но и буровиков, механизаторов. Остается острой проблема технического оснащения геологической службы. Г убернатор Магаданской области Николай ДУДОВ заявил в своем выступлении: «Имеющиеся проблемы в сфере недропользования нуждаются в самом пристальном внимании всех ветвей и уровней власти. Вряд ли эти проблемы, копившиеся годами, можно решить в кратчайшие сроки». Вместе с тем, он отметил, что в последние годы этим вопросам стало больше уделяться внимания со стороны руководства страны, высших законодательных органов. Губернатор сообщил, что в последние годы объем финансирования геолого-разведочных работ на Колыме значительно возрос за счет собственных средств недропользователей. К сожалению, доля федерального бюджета не так велика, как это требуется. Поэтому по-прежнему не хватает средств для стабильной работы горнодобывающих предприятий в средней и долгосрочной перспективе. Для области это вопрос номер один, так как ее дальнейшие перспективы связаны с развитием минерально-сырьевого комплекса и значительными прогнозными ресурсами полезных ископаемых, таких как золото, серебро, нефть, газ. Территория также имеет значительные запасы и других видов полезных ископаемых, среди которых каменный и бурый угли, торф, медь, молибден, олово, вольфрам и нерудное сырье: габбро-базальтовые породы, цеолиты, барий, стройматериалы, минеральные воды, лечебные грязи. Николай Дудов считает, что реализаций проектов по разработке месторождений полезных ископаемых невозможна без совершенствования законодательства в сфере недропользования и решения неотложных вопросов по модернизации существующих и созданию новых инфраструктурных объектов, в первую очередь гидроэлектростанций, линий электропередач и дорог. Магаданская область в этом году отмечает свое 55-летие. Между тем, промышленное освоение региона началось еще в 1928 году. Всего за минувший период – 80 лет – извлечено около 3 тысяч тонн золота, 7 тысяч тонн серебра, 69 тысяч тонн олова, 744 тонны кобальта, 81,7 млн. тонн каменного угля. С основным и очень многогранным докладом на заседании Комитета Совета Федерации выступил член-корреспондент РАН, директор СВКНИИ Николай ГОРЯЧЕВ. Он проанализировал три аспекта политики и экономики в горной промышленности региона: использование, воспроизводство и роль минерально-сырьевой базы; основные ее проблемы; пути их решения. Вот далеко не полный конспект доклада. Николай Анатольевич подчеркнул, что богатейшая минерально-сырьевая база нашей области предопределила направление ее хозяйствования как горнодобывающей. Развитие всех остальных отраслей промышленности подчинено масштабам производства базовой отрасли. Предприятия, занимающиеся поиском, добычей, переработкой минерального сырья, дают около 40 процентов валового продукта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет территории. Можно говорить о том, что в принципе от отрасли зависит 70 процентов рабочих мест. Далее директор СВКНИИ «освежил» память участников заседания интересными цифрами и фактами. С 1931 по 2007 гг. суммарный объем добычи золота составил 2979,1 тонны, в том числе россыпного -2651 тонну, рудного – 327,7 тонны. Падение добычи золота, начавшееся с 2003 г., привело в 2007 г. к абсолютному минимуму промышленной добычи золота – 15,8 тонны, что вдвое ниже уровня 1990 г. Доля Магаданской области в общероссийской добыче золота снизилась до 9,8% (в 1980 г. этот показатель составлял порядка 20%). Отсутствие должного финансирования геологоразведочных работ, снижение доли государства со 100% в 1990 г. до 23% 2007 г. обусловило катастрофическое падение прироста запасов до 8,8%. В результате коэффициент компенсации добычи приростом снизился со 150,3% в 1990 г. до 26,5% в 2007 г. Спад золотодобычи отразился на структуре бюджета Магаданской области. Если в 1998 г. доля дотаций составляла 30,8%, то в 2006 г. – 47,5%. В то же время ситуация не настолько ухудшилась, как могла бы, благодаря росту цены на золото за этот же период (на 105%), а также началу масштабной добычи серебра на территории Магаданской области. С 1998 г. по 2006 г. добыча его увеличилась в 20 раз, с 32,9 тонны до 663,1 тонны. К основным проблемам использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы золота в Магаданской области относятся: отставание темпов воспроизводства от темпов отбора ресурсов, в связи с недостаточным финансированием геологоразведочных работ на территории; добыча золота в объемах, не обеспечивающих приемлемые темпы социально-экономического развития по показателям бюджетной наполняемости; несвоевременный ввод месторождений взамен отработанных. Для решения их необходимо обеспечить ежегодный прирост промышленных запасов золота в объемах не менее 100% добычи прошедшего года. Наряду с ростом объемов государственного финансирования, для увеличения заинтересованности горнодобывающих компаний в инвестирование геологоразведочных работ необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, в части снижения налоговой ставки по НДПИ для горнодобывающих предприятий, отрабатывающих запасы месторождений, разведанных за счет собственных средств. Нужно также увеличить объем добычи золота для снижения дотационности областного бюджета. Для этого необходимы меры по применению льготных налоговых схем, зависящих от горно-геологических условий конкретной россыпи, а также экономических условий района расположения, по вовлечению в отработку техногенных россыпей на условиях нулевого или половинного НДПИ, внесению изменений в систему лицензирования месторождений. В процессе процедуры лицензирования следует сократить число согласующих и разрешающих организаций, сейчас их число около 20 и уменьшить размеры платежей. Их сумма достигает 300 тыс. руб. Отнести месторождения россыпного золота с запасами до 0,5 тонны к участкам недр местного значения и передать распоряжение ими на региональный уровень. Надо законодательно изменить распределение средств, полученных по результатам аукционов, закрепить в пропорции 50/50 (50% вырученных средств в бюджет Магаданской области и 50% - в федеральный бюджет), взамен существующего зачисления 100% суммы в федеральный бюджет. Требуется также вернуться к практике лицензирования месторождений золота (особенно россыпного) на конкурсной основе, так как проведение только аукционов на получение лицензии почти полностью исключает возможность участия малых предприятий. Легализовать допуск физических лиц к золотодобыче в качестве индивидуальных предпринимателей, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи. Ввести строгий контроль за исполнением сроков лицензионных соглашений для поддержания приемлемого уровня добычи золота и ужесточения карательных мер за отсрочку ввода месторождений. Для ускорения освоения месторождений в труднодоступных районах Магаданской области необходимо опережающими темпами создать транспортную и энергетическую инфраструктуру в рамках частно-государственного партнерства, максимально используя средства Инвестиционного фонда РФ. Реализация предлагаемых мер будет способствовать эффективному освоению ресурсной базы золота всех золотодобывающих регионов России. Для Магаданской области это позволит увеличить валовой региональный продукт в 5,2 раза, получать дополнительно порядка 26,2 млрд. руб. налоговых поступлений ежегодно, создать дополнительно 15,5 тыс. рабочих мест, то есть создать принципиально новые социально-экономические условия проживания в нашем регионе. Кроме того, необходимо диверсифицировать минерально-сырьевой комплекс за счет освоения месторождений цветных металлов и ускорения поисковых работ на Северо-Охотском шельфе. П роблемы, проблемы… О них говорили все без исключения. Например, начальник управления геологии твердых полезных ископаемых федерального агентства по недропользованию Борис МИХАЙЛОВ, оценивая социально-экономическую обстановку в ДФО, метко заметил, что пока округ на первое место выходит лишь по оттоку населения. Низок здесь уровень востребованности богатств недр, только 13 процентов. И подчеркнул, что многие существенные проблемы не сдвинутся с места, если для решения не будут подняты на уровень правительства РФ. Региональным властям они полностью не под силу. Вот и главный инженер ОАО «СуГОК «Сусуманзолото» Александр Чугунов о том же самом. Во главу угла он поставил проблемы не производственные, не профессиональные, а законодательного характера. Они-то и являются главным тормозом в работе, а в конечном счете в улучшении социально-экономического положения людей. Такие ставятся хитроумные бюрократические барьеры, диву даешься. А цели преследуются одни, чтобы из предприятия беспрестанно выкачивать деньги для кормления, видимо, все тех же бюрократов. Каждый год идет согласование нормативных потерь, хотя это можно сделать один-единственный раз. Как в анекдоте про того инвалида, который регулярно освидетельствуется комиссией, а вдруг у него отросла отрезанная рука… Цена на золото растет – это хорошо, говорил главный инженер, но она уже не радует. Что толку, когда на дизтопливо цена выросла на 67 процентов, запчасти подорожали на 40 процентов, стала значительно дороже электроэнергия. Вот и размышляй теперь о рентабельности запасов золота, когда за ним приходится вгрызаться все глубже и глубже в породу.
Генеральный директор ОАО «Магадангеология» Александр АЛЕКСЕЕНКО отмечал в своем выступлении отсутствие сформированного рынка в отрасли. Нет также федерального заказа, по этой причине нельзя сказать твердо, что ждет предприятие на будущий год, бесполезно строить какие-то планы. И, наконец, на федеральном уровне пора бы сформировать целевую программу по геологии. |