|
|
|
|
Ежегодно 23 марта по решению Всемирной метеорологической организации отмечается Всемирный метеорологический день. В этом году он проходит под девизом: «Полярная метеорология: понимание глобальных последствий».
В рамках этой темы начальник отдела гидрометеорологии моря гидрометцентра Колымского УГМС Ирина Сенировна ПАК рассказывает, с чего начиналась полярная метеорология. «Хочешь ты знать, что ищут люди в этой стране и почему они туда отправляются, несмотря на большую опасность для жизни, – знай же, что три свойства человеческой натуры побуждают их к тому: во–первых, соревнование и склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность; во–вторых, любознательность, ибо также свойством человеческой натуры является стремление видеть и знать те местности, о которых ему рассказали; в–третьих, человеку свойственно любостяжение либо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где, по слухам, можно иметь прибыли, несмотря на грозящую большую опасность».
Так написано в скандинавском «Королевском зерцале», норвежском памятнике XIII века, и относятся эти слова к Арктике, к «той стране, о которой, в сущности, знали очень и очень немногие. Но даже тогда, в самом начале арктических плаваний, люди, бывавшие в далеком «полунощном» краю, отводили «материальному стимулу» скромное третье место, а на первых двух были желание славы и жажда знаний.
Главное – извечная и безмерная тяга к новому, неведомому. Иначе – много не понять. Не понять, зачем Генри Гудзон взял с собой сына, отправляясь в плавание к Северному полюсу. 23 июня 1611 года взбунтовавшиеся моряки посадили Гудзона с сыном и несколькими верными матросами в шлюпку и оставили их умирать в ледяном море. Не понять, зачем полетел к полюсу шведский инженер Саломон Андрэ, предчувствовавший свою кончину в этом страшном путешествии. 11 июля 1897 года он вылетел на воздушном шаре «Орел» на север, но до заветной точки не добрался – погиб на одном из островов архипелага Шпицберген. Не понять, какие силы увлекли смертельно больного старшего лейтенанта российского флота Георгия Яковлевича Седова все к тому же Северному полюсу. Он взял с собой продуктов лишь на дорогу «туда»… Теряя сознание, уже не в состоянии двигаться, он велел двум своим спутникам везти себя на нартах. В бреду, умирая, Седов не сводил глаз с компасной стрелки: он боялся, что матросы самовольно повернут на юг! 5 марта 1914 года Седов скончался, не дойдя до Северного полюса девятисот километров. Сколько их было, прославленных и безвестных, стремившихся в заповедный край, лежащий под созвездием Большой Медведицы (что по–гречески зовется «Арктика»)!
Они шли на север, к застывшим безжизненным землям, в дрейфующие ледяные поля, оставляя в самой предельной достигнутой ими точке записку в жестяной банке и клочок национального флага. А в итоге, пройдя по суше и по морю многие тысячи километров, добрались до полюса, положили на карту покрытые ледниками архипелаги и в конце концов освоили тот великий путь, который сегодня называют Северным морским.
История борьбы русского народа за освоение Арктики, открытие и освоение Северного морского пути тесно связаны с именами М.В. Ломоносова, П.А. Кропоткина, Д.И. Менделеева, Ф.П. Врангеля, С.О. Макарова, Г.Я. Седова и многих других ученых и путешественников. Все они были уверены, что русские люди в конце концов добьются освоения «Студеного моря», будут регулярно плавать среди его льдов. Планомерное изучение Центральной Арктики началось в конце 30–х годов XX века. 21 мая 1937 года в районе Северного полюса на дрейфующую льдину высадилась героическая четверка папанинцев. Этот знаменательный день и был началом нового этапа в изучении приполюсной части Арктики, началом эры дрейфующих научных станций «Северный полюс» (СП).
В течение девяти месяцев И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, Е.К. Федоров и П.П. Ширшов в чрезвычайно трудных условиях жизни на льду вели метеорологические, океанологические и геофизические наблюдения. Они собрали исключительный по ценности материал в неисследованных ранее районах.
Успешное проведение экспедиции положило начало широким научным исследованиям Арктического бассейна. Велась подготовка по организации новой дрейфующей станции, но вначале помешала тяжелая ледовая обстановка на Северном морском пути, а затем началась Великая Отечественная война, которая на длительное время прервала намеченный план научного наступления на Арктику. Исследования в Арктике возобновились только в 1948 году. К этому времени назрела необходимость организации сезонных и годовых циклов наблюдений гидрометеорологического и ледового режима океана, чтобы более точно составлять прогнозы погоды и ледовых условий на Северном морском пути. С этой целью весной 1950 года на лед была высажена вторая дрейфующая станция (СП–2).
На основе приобретенного опыта жизни и работы на дрейфующих станциях СП–1 и СП–2 было решено организовать постоянно действующие дрейфующие станции в разных районах Центральной Арктики. С 1954 года в Северном Ледовитом океане ежегодно стали работать две дрейфующие станции.
В 2006 году Росгидрометом была осуществлена морская высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Ямал», в ходе которой был выполнен комплекс ледовых, метеорологических и океанографических наблюдений и исследований в акватории Арктического бассейна Северного Ледовитого океана. Проведенные экспедиционные мероприятия позволили получить уникальный комплексный материал по мониторингу гидрометеорологических процессов и загрязнения Северного Ледовитого океана, характеризующий состояние природной среды высокоширотной Арктики в современную климатическую эпоху. Трудно переоценить значение исследований, проведенных на дрейфующих станциях с целью изучения природы Центральной Арктики. Благодаря этим исследованиям, удалось значительно расширить и углубить наши знания во многих областях науки, в том числе и в гидрометеорологии.
Многочисленные промеры глубин Северного Ледовитого океана, выполненные исследователями, выявили самую глубокую точку океана – 5449 метров. Также благодаря большому количеству промеров глубин и многочисленным полетам самолетов над океаном полностью развеяны легенды о существовании в Северном Ледовитом океане мифических земель, в том числе земли Санникова.
Изучение теплового баланса ледяного покрова позволило установить основные закономерности теплообменных процессов на верхней и нижней поверхностях ледяного поля и перейти к рассмотрению географических особенностей формирования льдов различного возраста.
Таким образом, вопреки ранее существовавшему мнению оказалось, что в летние месяцы дрейфующие льды в Центральной Арктике получают гораздо больше солнечного тепла, чем территории умеренных широт. Естественно, возникает законный вопрос: почему, если на дрейфующие льды поступает большее количество солнечного тепла, не могут растаять все льды? Разгадка этого арктического парадокса состоит в большой отражательной способности снежно-ледяной поверхности. Иногда до 90 % и более солнечной энергии отражается и уходит обратно в атмосферу.
Метеорологические и аэрологические наблюдения, охватившие всю центральную часть Арктики, позволили значительно расширить наши знания в этих областях. Господствовавшее на протяжении многих лет мнение, что Арктика является своего рода «кухней погоды», оказалось неверным. Установлено, что атмосферные процессы в Арктике теснейшим образом связаны с общей циркуляцией атмосферы всего северного полушария. Интересно отметить, что летом в арктической атмосфере на высоте 20 км температура воздуха на 17–20ºС выше, чем на юге нашей страны.
Восемь раз в сутки проводятся на дрейфующих станциях метеорологические наблюдения, и сразу же эти данные по радио передаются на большую землю, где синоптики наносят эти данные на карты и начинают «колдовать» над будущей погодой.
Раньше, когда не существовало дрейфующих станций и не имелось данных о погоде в Центральной Арктике, синоптики часто бывали в затруднении, не зная, какой «сюрприз» можно оттуда ожидать. Теперь при регулярном поступлении метеосводок обвалы холодного арктического воздуха уже никого не застанут врасплох. Эти метеоданные используются всеми учреждениями Гидрометслужбы не только нашей страны, но и всего мира.
Всемирная метеорологическая организация проведением научных гидрометеорологических исследований и наблюдений еще раз подчеркивает важность Арктики для слежения за экологией и изменениями климата Земли. |