|
|
|
|
Состоявшаяся в Магадане в конце марта научно-практическая конференция «Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера», безусловно, является важным событием в общественной жизни Магаданской области. Ее организаторы – федеральное агентство по образованию, областная администрация, Магаданская областная Дума, департамент образования областной администрации, СВГУ и Северо-Восточный Комплексный институт ДВО РАН, что свидетельствует о значимости конференции.
К сожалению, в составе оргкомитета почему-то не значились представители мэрии Магадана, где проживает большая группа представителей народов Севера. На обсуждение участников конференции был представлен очень значительный объем материалов. Они касаются исторического аспекта, социально-экономических условий жизнедеятельности аборигенов, проблем их образования, сохранения и развития языков эвенов, коряков, ительменов…
Тон дискуссии задал доклад заместителя губернатора Магаданской области, кандидата философских наук В. Соболевой. Она отметила ряд проблем, возникших на территории при переходе на рыночные отношения, указала на ослабление связи поколений, падение рождаемости, распространение западных нравственных воззрений и представлений об историческом пути северных народов, о признаках межэтнического напряжения.
В этой связи, думается, есть необходимость остановиться на некоторых мотивах, прозвучавших с трибуны конференции. Так, один из докладчиков упорно напирал на «колонизацию» Северо-Востока, говорил о «хищнической эксплуатации ресурсов» и т. д.
Что такое колонизация? Вот трактовка этого термина в «Большом словаре иностранных слов: «Заселение свободных пустующих земель на окраинах собственной страны».
«Большой энциклопедический словарь»: «Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны».
Как видим, здесь присутствует главный момент: хозяйственное освоение окраинных земель государства. И нельзя оспорить тот факт, что первые русские землепроходцы (а это 17,18 и 19 века) строили на Колыме поселки и села, несли с собой навыки европейской цивилизации, обычаи русской православной культуры. Это был масштабный шаг в прогресс на фоне родового строя аборигенов и их языческого мировоззрения В 20-м веке, несмотря на всю его жесткость и противоречивость, на Севере развернулась мощная горнодобывающая индустрия, невиданный скачок совершило поставленное на научную основу оленеводство. Культбазы и фактории, колхозы и совхозы со школами, детсадами, домами культуры и больницами – вот его символы вплоть до 1991 года. Напомним также, что дети аборигенов находились на полном государственном обеспечении в детсадах и школах- интернатах, им оплачивалась учеба в средних и высших учебных заведениях. Грандиозный успех того времени – появление национальной письменности у эвенов, чукчей и эскимосов.
Если же полистать книги знаменитого этнографа конца 19-го начала 20-го века Тана-Богораза, то вырисовывается мрачная картинка, главная деталь которой – голод и нищета в тундре, жестокие эпидемии и мрачная бесперспективность будущего. Тана-Богораза невозможно обвинить в политической и национальной предвзятости. С трибуны обнародован в виде анекдота оригинальный взгляд на освоение Россией северо-восточных земель. Оказывается, русские продвигались вперед в поисках полезных ископаемых, а по пути им… «попадались» малые народы, и в итоге возникало некое... «иго».
Позволительно спросить: о какой такой «колонизации», на наш взгляд, можно вообще рассуждать на научной конференции, если всего за несколько десятилетий Якутия, Колыма, Чукотка стали по-современному цивилизованными пространствами, практически с поголовно грамотным аборигенным населением? О достаточно высоком социальном потенциале коренных жителей в своем докладе говорила и председатель областной ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера А. Хабарова.
Его лейтмотив – достижения в работе по строительству отношений общественных организаций народов Севера Магаданской области с исполнительной и законодательной властью региона. Понятно, что ее опыт и успехи идут из предыдущих исторических этапов, а не зиждутся на «голом месте».
Об этом, в частности, свидетельствуют и названия прочитанных докладов: «Русская православная церковь в историко-культурном развитии народов Северо-Востока России», «Советский опыт преодоления неграмотности коренного населения Северо- Востока России», «Разработка областной целевой программы «Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера», «Традиционные промыслы» (опыт работы родовых общин г. Магадана), «Проблемы оленеводства в современных условиях», «Трудовая занятость аборигенов г. Магадана» и многие другие.
И вот еще о чем обязательно следует упомянуть в контексте обсуждения «колониальной тематики». Участники конференции обратили внимание на реплику доктора психологических наук, профессора СВГУ В. Серкина. Он озвучил такую весьма примечательную историю. Оказывается, однажды на Аляске индейцы решили избавиться от учителей- «белых людей». И что же? Вскоре индейскую детвору учить стало некому…
Петр ЛИВАНОВ. |