|
|
|
|
Для любого критика театр начинается не с просмотра спектакля – со сбора информации о театре. Получив приглашение приехать в Магадан, я тут же обратилась к Интернету: сеть молчала, не выдавая никаких ссылок. Опросила коллег, которые много и часто ездят по России, но результат тот же. Все водили головами: мол, не понимаем, о чем речь, но, наверное, в этом театре все не очень, так что, Яна, готовьтесь. И я, «готовая», приехала. И надо сказать: это тот случай, когда ты, ожидая плохое, вдруг приятно удивляешься. Спектакль Дмитрия Павлова «Берендей», поставленный по пьесе Сергея Носова, отсылает зрителя к традициям театра абсурда. Режиссер обостряет предлагаемые драматургом обстоятельства. Действие происходит одновременно везде и нигде, что подчеркнуто сценографическим оформлением: минимум декораций. Три небольших экрана, черный задник, груды деревянных ящиков. Ящики одновременно служат табуретами, одеялом, кроватью, лавками в поезде, и т.д. Создается впечатление, будто вся жизнь героев вертится вокруг них. Герои куда-то все время едут-спешат, а будто стоят на месте. Наконец, сами персонажи, названные «говорящими» именами – Рюрик и Володя – живут в двух временных плоскостях. С одной стороны, они плоть от плоти своего времени, а с другой – их удел – вечность. Как известно, именно Рюрик, Синеус и Трувор пришли с Запада и создали первые поселения на территории центральной России: так образовалась языческая Русь. А затем уже, спустя девять веков, князь Владимир крестил Русь, и так возникло православное государство, страна с той культурой, в которой мы до сих пор существуем. Актеры заслуженный артист РФ Алексей Яновский-Рюрик и заслуженный артист РФ Валерий Бунякин-Володя играют первый план: перед нами люди, похожие на нас с вами, близкие, родные. У них – семьи, общее прошлое, давняя дружба. Не видевшись много лет, они, наконец, встречаются, и путешествие начинается. В середине спектакля зрители внезапно узнают, что Рюрик и не Рюрик вовсе, а Берендей – мифологическое существо. Впрочем, чуть позже выясняется: Берендеем может стать и Володя, а если так, то читай: любой. Каждый из нас – носитель основ славянской и византийской культур, и, в этом смысле, даже спустя тысячелетия, не меняется ничего. Русский человек навсегда застрял между Востоком и Западом. И все бы ничего, действие вполне можно уложить в традиции «театра реалистического», но есть еще один герой, обозначенный, как «прохожий, полицейский, контролер, местный житель», не укладывающийся никуда. Этот персонаж «прошивает» и пьесу, и спектакль. Появляясь извне, он одновременно являет собой источник разрушения (постоянно изгоняет героев из поезда) и созидания (в трудные моменты готов заботливо укрыть Володю лишним ящиком, точно пуховым одеялом). Сергей Черных исполняет роль, придерживаясь абсурдистской эстетики. Выходя в шинели или в кителе, а то иногда и в балетной пачке, он что-то возмущенно бормочет-бурчит или, напротив, умиротворенно квакает-квохчит. Чего хочет странное существо, не понимает никто. Однако есть в Прохожем что-то гоголевское, щедринское: тотальный страх, абсолютная бесконтрольная сила, довлеющая над всеми и вся. Главный режиссер Магаданского государственного драматического театра Дмитрий Павлов, взяв пьесу, написанную Сергеем Носовым в начале девяностых, в эпоху безвременья, когда ценности прошлого уже ушли, а новые еще не вступили в силу, меняет финал. Герои не теряют способности мыслить, не переходят на непонятный берендейский, а напротив – обретают возможность внятно формулировать. Сбросив маски, но не до конца освободившись от вверенных им образов, актеры выходят на авансцену, и каждый произносит по краткому монологу. Финал открыт: это не монологи расшифровывания смыслов, а скорее слова, приглашающие к размышлению... Яна ПОСТОВАЛОВА, театральный критик, редактор «Петербургского театрального журнала» (в сокращении). Справка «ВМ» «Петербургский театральный журнал» («ПТЖ») (главный редактор в течение всех лет – ведущий театральный критик России, профессор СПГАТИ, лауреат премии им. А. Кугеля и премии «Золотое перо» Марина Дмитревская) выходит с 1992 года. Это единственный толстый профессиональный журнал России, выходящий все эти годы без пауз, по сути энциклопедия российского театра последних десятилетий. «ПТЖ» объединил на своих страницах театральную Россию и Европу. По ежегодному рейтингу немецкого журнала «Theatr Heute» журнал входит в пятерку лучших театральных изданий Европы, периодически занимая первое место в этом европейском рейтинге. Редакция консультирует европейские и российские фестивали, является учредителем Всероссийского фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина. |