 |
|
|
|
Вот и закончился 23-й конкурс «Педагог года», объявлены победители, лауреаты, номинанты и просто участники, но… в душе остались не только тепло и свет от мероприятия, но и какая-то недоговоренность что ли, ведь столько еще хочется сказать друг другу. Так получилось, что я не посещала этот конкурс уже более 10 лет, хотя, когда была заведующей детским садом, мы выставляли педагогов на городской и областной конкурсы. Но, перейдя работать в университет, читала о них только в газетах. Именно поэтому хочется рассказать о конкурсе с позиции члена большого жюри, которым я и являлась в этом году. 13 конкурсанток, 13 замечательных, творческих, креативных, талантливых, и, что не менее важно: красивых и безумно обаятельных профессионала участвовали в конкурсе. Про саму магическую цифру «13» писать ничего не буду, т.к. во всех СМИ и просто в беседах об этом уже сказали. В конкурсе было 3 номинации: 1. ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: - Юлия Аверьянова (детский сад №66); - Оксана Везнер (детский сад №53); - Ольга Грибанова (детский сад №15); - Елена Соколовская (детский сад №67). 2. ПЕДАГОГ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: - Наталья Иванова (гимназия английская); - Елена Мазуркевич (лицей эколого-биологический); - Ирина Николаева (лицей № 1 им. Н.К. Крупской); - Ольга Фирсова-Роголева (школа №18); - Елена Шевергина (гимназия №24). 3. САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ: - Елена Бережнова (гимназия №13); - Марина Любимова (гимназия английская); - Елена Павленко (школа №18); - Екатерина Шестопалова (школа №7). Самой молодой участнице Екатерине Шестопаловой всего 26 лет. Она молодой математик, окончивший СВГУ в 2011 году. Екатерина очень талантлива и впереди у нее, конечно, большое будущее. И, почему-то я уверена, что лет через 5 она станет Педагогом года! Конкурс длился 5 дней, но настоящих конкурсных дня было всего 3. И как же насыщены были эти дни, как переживали конкурсантки не только за себя, но и за коллег, помогая и поддерживая друг друга. Согласитесь, что такая атмосфера среди конкурентов (а таковыми они, по сути, и являлись) встречается довольно редко. ЧТОБЫ МОГЛИ СКАЗАТЬ: «ВОТ ЧЕЛОВЕК!» Но давайте по порядку. День первый – открытие конкурса во Дворце детского и юношеского творчества и МИНУТА СЛАВЫ для конкурсантов, где за одну минуту участницы должны были рассказать о себе. Каждая из педагогов проявила себя по-разному: кто-то читал стихи собственного сочинения, кто-то танцевал, кто-то пел и разыгрывал сценки, но понятно было сразу, что все они талантливы. Однако они еще не были единой командой, были немного смущены, а иногда и просто внутренне скованны. Хотя каждый гость, находящийся в зале, благодаря всего-то одной минуте, смог составить представление о каждой участнице. Но открою небольшую тайну, как председатель предметного жюри, куда также входили Валентина Склярова (заведующая детским садом №63) и Тамара Бируля (учитель школы №2) я уже знала о конкурсантках немного больше, чем присутствующие. Ведь мы оценили их эссе «Я – педагог» и методический семинар. Оценили и сразу поняли, насколько они разные и совершенно не похожие. Хотя нет, я ошибаюсь, они, конечно, же похожи. Похожи тем, что любят свою профессию, и не мыслят своей жизни без детей! Именно об этом они и писали в своих эссе. Елена Шевергина (гимназия №24): «Я – педагог. А значит, должна учить и воспитывать. В какой мере я способна это делать? В той, в которой сама обладаю теми качествами и способностями, которым хочу научить. В какой мере я могу воспитать любовь к ближнему, к своей стране, своей культуре? В той, в которой сама способна любить». Оксана Везнер (детский сад №53): «Следует постоянно верить в свои силы и силы тех детей, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. Все они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, а учителю-логопеду приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых и светлых радостей». Елена Бережнова (гимназия №13): «И вот снова звенит звонок. Школьные коридоры наполняются детскими голосами. Дверь в мой кабинет открывается и прямо с порога раздается: «Здравствуйте, Елена Алексеевна! У меня есть идея! Давайте...» Кабинет заполняется ребятами, и я заряжаюсь их позитивной энергией. Спасибо вам, мои дорогие! Вот из таких мгновений складывается моё учительское счастье. И если бы снова нужно было выбирать профессию, я снова выбрала бы учительство». Наталья Иванова (гимназия английская): «Хотела бы присоединиться к словам пропагандиста гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. Он как-то сказал об учителе, напутствуя его: «Чтобы о вас люди, в первую очередь родители, коллеги, могли с восхищением говорить: «Вот человек!» Чтобы девизом вашего творческого развития стала мысль: «Уча, мы сами учимся». Чтобы в педагогическом процессе, в общении с детьми вас не покидало наставление древних мудрецов: «Человеку свойственно ошибаться». Слова простые, важные, вечные… Как просто и как сложно помнить о них каждый день, на каждом уроке, с каждым учеником… Но это и есть истины, помогающие стать Учителем». Вот такие творческие они, магаданские педагоги! День второй включал в себя проведение занятия, урока или классного часа (в зависимости от номинации), а после обеда состоялись первые мастер-классы. Здесь уже участницы смогли раскрыть все свои таланты и профессиональные навыки и умения! Педагоги-дошкольники проводили занятия на базе детского сада №58 (заведующая Наталья Черкасова), а учителя и классные руководители – в гимназии №30 (директор Татьяна Фризон). К сожалению, как член большого жюри я не присутствовала на занятиях и уроках, но, со слов членов предметных жюри, все прошло просто замечательно. Все три дня обсуждались занятия и уроки, члены предметного и большого жюри спорили о том, какие именно образовательные технологии, использованные конкурсантами, можно считать инновационными, а какие традиционными. Вывод один: все новое – это хорошо забытое старое! Все инновационные образовательные технологии пришли к нам из прошлого. И это замечательно, так как без прошлого нет настоящего, а уж тем более и будущего! Припомним слова библейского Екклезиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот оно новое»,- но это было уже в веках, бывших прежде нас». И это замечательно, что взглянув на то, что уже использовалось в педагогике, пропустив это через себя: свою душу и свои профессиональные знания, конкурсантки смогли предложить свои индивидуальные пути использования образовательных технологий. Ну и первая грусть: после обеда, когда счетная комиссия подвела итоги конкурсов: эссе, методических семинаров, интернет-ресурсов и занятия-классного часа-урока, были объявлены фамилии конкурсанток, набравших наименьшее количество баллов и покинувших конкурс. Конечно, горько и обидно. Но конкурс есть конкурс. Фамилии покинувших не называю – мне они показались талантливыми и я уверена, что они еще смогут показать себя и стать победителями. Хотя… была бы моя воля – я бы не отсеяла ни одного конкурсанта до самого последнего тура – пусть бы показывали себя и свои таланты! КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССАМИ Итак, продолжение дня второго, когда после обеда состоялись первые мастер-классы. Скажу так: все темы мастер-классов были интересны, но не все запомнились надолго. Цель мастер-классов заключалась в демонстрации педагогического мастерства в передаче инновационного опыта «Я умею, и я научу», т.е. данная инициатива должна быть полезной для образовательного пространства г. Магадана. В первый день состоялись мастер-классы у участников номинаций «Педагог дошкольного образования» и «Самый классный классный». Юлия Аверьянова провела занятие для детей 1-й младшей группы, в процессе которого показала новые формы работы при организации взаимодействия с малышами 2-3 лет: с помощью кукурузной крупы участники мастер-класса готовили поделку «Цыпленок». Мастер-класс Оксаны Везнер даже имел название «Река творчества», целью которого было показать методы и приемы развития самостоятельности, инициативности и творческих способностей дошкольников с проблемами в речевом развитии. А вот Марина Любимова провела мастер-класс о том, как бороться со стрессами. Почему-то мы, взрослые, часто думаем, что стрессы бывают только у нас, считая, что дети народ сильный и стрессы у них это просто выдумки. Как же мы ошибаемся. Это и доказывала Марина Арнольдовна, которая уже давно проводит с учащимися класса, где она является классным руководителем, различные релаксационные мероприятия для снятия стрессового состояния. Уверена, что эти упражнения и игры в дальнейшем помогут им преодолевать непростые этапы жизненного пути. Елена Бережнова показала инновационные подходы к организации проектной деятельности школьников. Причем информации было столько много, что осмыслить все сразу было практически невозможно. И лично я делала записи, чтобы потом в спокойной обстановке не только все обдумать, но и применить при организации проектной деятельности со своими студентами. И еще… я немного позавидовала школьникам, с которыми работает Елена Алексеевна. Вот бы вернуться в детство и попасть к такому педагогу-организатору. Здесь необходимо пояснить, что в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов проектная деятельность становится важным элементов при их внедрении в образовательный процесс любой школы России. Несомненный интерес вызвал и мастер-класс Елены Павленко. Она так эмоционально и интересно рассказывала и демонстрировала имеющийся уже опыт общения с учащимися своего класса на взрослых участниках мастер-класса, что мы все невольно увлеклись. А я про себя подумала, что не зря еще на Минуте славы выделила эту конкурсантку. Ее эмоции, непосредственность и открытость очень мне импонировали. Почему? Да потому, что считаю: педагог не может быть хладнокровным и неэмоциональным (да простят меня коллеги, не согласные с этим). Когда-то много лет назад или, как я люблю говорить «в прошлом веке», я студентка филологического факультета проходила практику в школе №21. Проводила урок литературы по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Я навсегда запомнила этот 6-й класс, потому что ребята были НУ ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ. На уроке они переживали вместе со мной и помогали мне своими глазами, которые просто молили: «Спроси меня. Я не подведу. Я обязательно отвечу». Ну а когда я предложила прочесть отрывок из поэмы, то была просто потрясена, ведь даже самые заядлые троечники выучили отрывок. И классный руководитель у этого класса был замечательный и такой же эмоциональный – Ирина Владимировна Пинковская, которая теперь учит русскому языку и литературе мою внучку Арину. Урок удался (я и сегодня думаю так же). Но вот преподаватель, которая руководила практикой, поставила мне оценку «хорошо». Она сравнивала мой урок и урок моей однокурсницы по той же теме, где эмоций не было, и дети сидели со скучными глазами, и утверждала, что главное в уроке не эмоции и чувства, а материал, который усвоили дети. Может быть она была по-своему права, но… И сегодня, в 21 веке, я считаю, что урок, построенный на эмоциях и через СО-переживание (совместное переживание – переживание вместе) достигнет гораздо большего, чем урок, построенный только на том, чтобы передать детям определенный запас знаний, без учета их эмоционального состояния. Вот такой мастер-класс и провела Елена Павленко. И ощущение от него осталось светлое и радостное. День третий был не менее насыщенный: до обеда мастер-классы проводили педагоги общеобразовательных организаций, а после обеда все участницы представляли свои образовательные проекты. В этот день в качестве гостей на мастер-классах присутствовали студенты педагогического факультета специальности «Начальное образование» (группа НО-31) вместе с заведующей кафедрой дошкольного и начального образования Светланой Якимчук. И спасибо организаторам конкурса, что позволили студентам увидеть своими глазами, как работают передовые учителя города. Так получилось, что три конкурсантки учителя английского языка, поэтому про организацию уроков именно английского я узнала много нового и необычного. А когда выступала Наталья Иванова, то я так увлеклась, что даже и не заметила, что многие английские слова произношу вместе с этим замечательным учителем. У нее два высших образования: учитель начальных классов (Магаданский государственный педагогический институт) и учитель английского языка (Нижегородский лингвистический университет). Но, как сказала сама Наталья Юрьевна, она всегда мечтала работать с самыми маленькими школьниками, поэтому и преподает английский язык именно в начальной школе. Кто знает, но, может быть, скоро это станет обязательным для педагогов – иметь два, а то и три образования. На своем мастер-классе она показала приемы проблемного обучения на уроках английского языка в начальной школе. Показала наглядно, каким образом можно создать проблемную ситуацию и сделать ее интересной для учащихся. По ее мнению, использование проблемного обучения на уроках помогает преодолеть одну из главных проблем: механическое усвоение знаний. А все мы знаем, что механическое запоминание является весьма кратковременным. МОБИЛЬНИК НА УРОКЕ: ИМЕЕТ ПРАВО? Ирина Николаева не только рассказала о том, какую пользу могут принести сотовые телефоны на уроках географии, но и продемонстрировала это на практике. Как считает сама Ирина Вадимовна, в связи с отсутствием возможности обеспечения всех учащихся компьютерами с доступом к сети интернет для работы на уроке c интерактивными упражнениями она и приняла решение использовать мобильные телефоны. Перед началом мастер-класса она обратилась ко всем присутствующим: «Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока… потому что планируете их использовать на уроке?». Такой вопрос вызвал волну недоумения, естественно у всех был отрицательный ответ, ведь в Уставах многих школ России записано, что ученик не имеет права использовать мобильный телефон в образовательном процессе. Скажу честно, что я тоже прошу студентов отключать мобильные телефоны на занятиях. Но, учитывая, что порой и мне приходится ответить на звонок, т.к. он очень важный, у нас существует договоренность: им тоже можно ответить на один звонок и поговорить в коридоре, но не более двух минут. Но, чтобы использовать мобильный телефон открыто, и на пользу детям – это пока что было за пределами моего понимания. И, как оказалось, я была не одинока – многие участники думали так же. Но в процессе мастер-класса Ирина Вадимовна показала такие интересные формы работы именно с сотовыми телефонами, что я подумала: буду изучать этот вопрос, и возможно со следующего года буду использовать и на своих занятиях в вузе. В самом мастер-классе участвовали не только педагоги, но и две студентки педфака Бондаренко Анастасия и Исеркапова Алина. Вот студенткам такая форма работы очень понравилась, да и остальные участники в результате решили, что нужно попробовать эту новинку и на своих уроках. Ольга Фирсова-Роголева продемонстрировала элементы артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, которые настолько легки и доступны для выполнения, что их может использовать любой педагог и не только в школе. А находка педагога две яркие перчатки с именами Чупа и Чупс делают такие занятия очень интересными для детей. Проблеме перевода слов и крылатых выражений с переносным значением был посвящен мастер-класс Елены Шевергиной. Например, перевести с русского языка на английский такой фразеологизм как: «Купить кота в мешке» довольно сложно, а при точном переводе теряется смысловое значение. Как быть в этой ситуации? Выход есть, считает Елена Викторовна. Об этом она и рассказывала на мастер-классе. А в перерыве Елену Викторовну обняла ее бывшая ученица, а ныне студентка Алина Исеркапова. Так получилось, что Алина помогала своему любимому учителю, участвуя в мастер-классе. А то, что учитель действительно любимый я поняла по их радостному общению, по тому с каким интересом Елена Викторовна расспрашивала Алину о жизни. И я вдруг увидела студентку совершенно с другой стороны: так СО-переживать, предлагать свои помощь и поддержку можно только тогда, когда человек тебе по-настоящему близок и дорог. КАК УМЕЮТ МЕЧТАТЬ КОНКУРСАНТЫ Вторая половина третьего дня заставила всех участников поволноваться, т.к. они представляли свои образовательные проекты, посвященные одной проблеме: «Моя инициатива в образовании г. Магадана». Вот тут уж члены жюри увидели, как умеют мечтать педагоги-конкурсанты. Ведь, несмотря на то, что проект должен иметь научное и финансовое обоснование, он должен представить, какую роль предлагаемая идея будет играть в образования нашего города! В каждом проекте была своя изюминка и очень жаль, если они так и не будут реализованы. Студию раннего развития «Бибигон» планирует открыть в каждом детском саду Юлия Аверьянова. Возможно кому-то этот проект покажется не столь актуальным, но… Как часто слышишь от молодых родителей: «Дома ребенок не болел совсем, а в детском саду плавно переходим от одного заболевания к другому» Естественно, что родители обвиняют во всех проблемах воспитателей. Но это не совсем так. Попадая в детский сад, ребенок сразу же оказывается в стрессовой ситуации. В свою бытность заведующей детским садом, и беседуя с родителями вновь поступающих детей, я всегда спрашивала их, как они чувствуют себя, когда приходят первый раз на новое рабочее место, где никого не знают? Никто не ответил мне, что чувствует себя уверенно. Как правило, присутствуют и стеснение, и неуверенность в себе, и проблемы в общении с новыми коллегами. Так вот практически то же самое чувствует и малыш, которого оторвали от родных ему людей, знакомой обстановки и любимых игрушек. Только ему намного сложнее, он же не понимает, почему так сделали мама и папа. Находясь в стрессовой ситуации, малыши и начинают болеть, т.к. мы все знаем, что физическое здоровье напрямую зависит от психологического состояния. А вот, если в каждом детском саду будет создана студия раннего развития (как предлагает Юлия Владимировна), то еще до поступления в дошкольное учреждение ребенок уже привыкнет и к воспитателям, и к группе, которую будет посещать. А значит, малыши легче адаптируются к детскому саду и, следовательно, будут реже болеть. Оксана Везнер представила проект организации и проведения городского слета инициативных магаданских педагогов. Она считает, это мероприятие поможет объединить креативных и инициативных педагогов города в большое творческое СО-общество (совместное общество, общество, где мы вместе), деятельность которого, несомненно, позволит повысить качествообразования в целом. Провести мероприятие планировалось на базе лагеря «Северный Артек». Вопросов Оксане Валерьевне от членов жюри поступило немало. Причем все они были совершенно разные: от того, кто будет финансировать мероприятие, до того, как определить креативный педагог или нет. Но в данном случае, чем больше вопросов, тем лучше, тем проект значимее. Идея мне очень понравилась и я бы с удовольствием поучаствовала в подобном мероприятии, хотя здесь требуется огромная предварительная работа и немалые финансовые средства. Цель образовательного проекта Ирины Николаевой заключается в формировании и совершенствовании коммуникативных умений и навыков учащихся. Развивать интерес детей к чтению и целенаправленно учить их создавать речевые произведения. Ирина Вадимовна считает, что только успешный учитель может воспитать успешного ученика. БЕЗ КОМПЬЮТЕРА НИКУДА И здесь вновь не обошлось без современных компьютерных технологий. Педагог еще раз дала нам понять, что современный учитель, не владеющий компьютером и ИКТ на уровне уверенного пользователя, реализовывать ФГОС не сможет! Как бы печально это не звучало. Конечно, здесь можно услышать мнение педагогов старшего поколения, что мы учились без компьютера и знания получили достаточные. Да, можно утверждать и так, но… По моему мнению, это неправильный подход. Мне, например, все равно где и как мой студент прочитает литературное произведение (я веду дисциплину «Детская литература»): прочтет он книгу на бумажном или электронном носителе, для меня главное, чтобы он ее прочитал и мог ответить на мои вопросы. Чтобы мы смогли с ним обсудить и проанализировать произведение «на равных», т.е. мы не студент и преподаватель, а равноправные читатели, и у каждого из нас может быть своя собственная точка зрения. Да и потом, когда я училась в первом классе, то мы все считали на счетах, т.к. калькуляторов и в помине не было, а писали перьевыми ручками. Но ведь никому сегодня не придет в голову вернуться к счетам и перьевой ручке?! Так почему же тогда некоторые педагоги не стремятся изучить информационные компьютерные технологии, чтобы применять их в образовательном процессе? Учитель без компьютера, а только с указкой и кусочком мела – это сегодня не актуально. Кстати, данным проектом заинтересовалась член большого жюри Татьяна Алферова (главный редактор ОАО «МТК-ВИДЕО») и думаю, что об этом опыте еще будут рассказывать в магаданских СМИ. ЛУЧШЕ МАГАДАН, ЧЕМ ЛОНДОН Формированию позитивного имиджа г. Магадана в глазах учащихся посвятила свой проект Наталья Иванова. Причем это был такой проект, который решал сразу несколько задач: знакомство школьников с родным городом, изучение новых слов английского языка, совместная работа детей, педагогов и родителей по созданию макетов зданий города. Часть макетов Наталья Юрьевна продемонстрировала членам жюри. На уроках английского языка мы знакомим детей с улицами г. Лондона, но почему мы не изучаем подробно свой родной город Магадан? Почему не изучаем историю зданий, улиц и проспектов? Вот и получается, что дети больше знают о лондонских улицах, чем о магаданских. Проект Натальи Юрьевны будет реализовываться и дальше, а в планах создание виртуальной экскурсии по г. Магадану на английском языке. Образовательный проект Елены Шевергиной называется «Патриотами не рождаются», основная цель которого создание ассоциации школьников, деятельность которой направлена на привитие интереса к культуре нашей Родины. Сегодня, в период сложной политической обстановки, этот проект приобретает особую значимость, т.к. поможет воспитать у школьников патриотизм через любовь к родному языку и литературе и к своей культуре в целом. А вот Елена Бережнова свой практико-ориентированный проект назвала «МагаданиЯ». Цель его заключается в расширении границы положительного восприятия у юных жителей нашего города своего будущего именно в Магадане. Меня лично задела такая мысль, высказанная Еленой Алексеевной: большинство жителей города Магадана планируют рано или поздно уехать отсюда, т.к. приехали сюда временно. Часто в СМИ проскальзывает информация о том, что Магадан нужно сделать вахтовым, чтобы люди приезжали сюда на определенный срок и, отработав 2-3 месяца, вновь уезжали в ЦРС. Получается, что и юные магаданцы, рожденные в среде временных жителей города, тоже планируют уезжать, причем с первых лет жизни? Тогда мы не должны удивляться, что многие школьники уже с начальной школы знают, что получать высшее образование они будут за пределами г. Магадана. В этом случае, о каком патриотизме мы можем говорить. Елена Алексеевна предложила свои пути решения проблемы, причем здесь должны быть задействованы и Северо-Восточный государственный университет и СВКНИИ ДВО РАН. И, если этот проект будет реализован, то пусть не сразу, но через несколько лет выпускники школ предпочтут остаться для обучения в СВГУ, а не уезжать в другие города. Образовательный проект, представленный Мариной Любимовой – «Диалог культур как средство познания мира», включает в себя комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Краеведческий материал оказывает ей неоценимую помощь в работе с учениками. Но главное – в процессе презентации проекта были представлены фотографии класса, где классным руководителем является Марина Арнольдовна, и счастливые лица ее учеников подтверждение тому, что проект им действительно интересен и полезен. УМНИКИ И УМНИЦЫ Инициативу о создании в Магадане сетевого центра творческого развития учащихся начальных классов «Умники и умницы» предложила Елена Павленко. Цель проекта заключается в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей из разных школ г. Магадана на основе проектной деятельности. А вести работу в центре могли бы педагоги из разных образовательных учреждений, заинтересованные и увлеченные проектной деятельностью. Само сетевое взаимодействие – это уже интересно. А создание сетевого образовательного пространства на уровне отдельного города – это вообще моя мечта. Про создание сетевого дошкольного образовательного пространства города у меня даже опубликована статья в одном из российских журналов. Нужно сказать, что сегодня сетевое взаимодействие между МАОУ «Гимназия №24» (г. Магадан) и СОШ №32 им. А.С. Лавочкина (г. Смоленск) уже существует (причем существует уже третий год), но вот сетевое образовательное пространство в городе пока не создано. Именно поэтому данный проект кажется мне весьма перспективным. Ну вот и третий день закончился. Осталось последнее испытание: круглый стол образовательных политиков, который должен был состояться на четвертый день и, который поручили провести мне. Вечером узнаю тему круглого стола: «Образовательные стандарты: готов ли учитель учить и учиться по-новому?» Моя главная задача: активизировать участников, чтобы они могли высказаться, а еще лучше даже поспорить друг с другом. Согласитесь, что при такой серьезной теме задача не из легких. Да, я являюсь научным руководителем модульной группы по внедрению ФГОС дошкольного образования, изучала и стандарты начального общего образования, но пока еще все весьма туманно со стандартами основного общего образования. А ведь нужно объединить все стандарты и задавать такие вопросы, чтобы были актуальны для всех: и для дошкольников, и для учителей, и для педагогов-организаторов! Кто-то скажет, мол, что трудного: написала вопросы, да и задавай их последовательно, ведь оценивать-то будут не тебя, а конкурсантов. Но мне же хотелось, чтобы каждый раскрылся, чтобы не стеснялись высказывать свое собственное мнение, а главное – чтобы всем было интересно. Дома вдруг четко осознала, что необходима мультимедийная презентация, которую и делала до 7 часов. Ровно в 9 утра с улыбкой на лице я уже входила в кабинет №24 гимназии №30. ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ «УСЛУГОЙ» Итак, четвертый день и круглый стол образовательных политиков. Вот, наконец, все в сборе: и члены жюри, и конкурсантки. Мы все стали такими близкими, и мне кажется, что все эти дни я была не членом жюри, а одной из конкурсанток. Я даже внутренне ощущала, как они переживают сегодня. В аудитории много гостей, которые поддерживают педагогов. Снова пришла Светлана Якимчук со студентами, но теперь это заочниками специальности «Начальное образование». Конечно, я немного волнуюсь. Смотрю на конкурсанток и вижу, что перед каждой лежит кипа бумаг с записями, так… понятно… сделали конспекты стандартов. Наверное, тоже работали всю ночь, как и я… Именно поэтому начинаю разговор с предложения почувствовать себя настоящими политиками, убрать в сторону бумаги и высказывать свое личное мнение, которое для нас наиболее важно. Сначала вопросы, которые не требуют глубокого анализа и размышления. Даю слово всем. Вижу, что все немного успокоились, может даже где-то расслабились, мол, ничего страшного в этом круглом столе и нет. Вот тут я и задаю вопрос на размышление: «В советской школе стандартов образования не было, поскольку образование не считалось услугой. На сегодняшний день образование считается государственной услугой и у нас действуют федеральные стандарты, но людям старшего поколения кажется, что качество образования в советской школе было намного выше, чем сегодня. Вы согласны с этим»? Ох, вот тут все и проявились по-настоящему. Высказывали свою точку, зрения, спорили. Причем руки поднимались снова и снова: просили слова. Требовали слова. Не выдерживали и начинали говорить, даже, когда я не успела им дать возможность высказаться. Суть ответов свелась к тому, что образование не должно быть государственной услугой. Как только мы стали оказывать в школах и детских садах образовательные услуги – так сразу в России стал падать имидж профессии «педагог»! Требования к образованию в советский период и сегодня были совершенно разными. В результате кто-то согласился с тем, что образование 20 века было качественнее, кто-то нет. Но… у всех было свое личное мнение, а главное – свои аргументы. НЕ ТАК-ТО ПРОСТО ЧИСЛИТЬСЯ ЕВРОПЕЙЦЕМ На пятом вопросе вижу, что конкурсантки немного устали, тогда задаю задачу: «два американца, три француза и два россиянина отправились на Эверест, сколько европейцев было в команде?». Все заулыбались и, не задумываясь, ответили, что пять человек. А вот и нет… Эта задача в соответствии с ФГОС и она заставляет учащихся думать и самостоятельно искать ответ на вопрос. Ребенок понимает, что сначала нужно узнать, кто такие европейцы, и для этого необходимы дополнительные сведения. Ответы же могут быть такими: Россияне могут быть якутами, бурятами и т.д., следовательно, они не европейцы. Французами, т.е. гражданами Франции, могут быть уроженцы Африки, т.е. тоже не европейцы. Ответов может быть еще множество. Но на этом заканчиваем и обсуждаем вопрос: легко ли создать условия для того, чтобы ребенок (включая дошкольника) стал активным участником образовательного процесса и самостоятельно искал ответ на вопрос, размышлял, высказывал свое мнение и т.д. Вообще я планировала задать участникам круглого стола 8 вопросов, но не успела по времени, поэтому обсудили только 6 из них. Самый последний вопрос стал самым креативным: «давайте представим такую ситуацию: каждый из вас стал министром образования России и получил возможность внести 2 поправки в Федеральный стандарт, чтобы вы в нем изменили?». Скажу честно, на этот вопрос смогли ответить не все конкурсантки, но большинство все же высказали свое мнение. И все же общее для всех: - необходимо внести ясность в организацию занятий и уроков в соответствии с ФГОС; - необходимо сначала обучить педагогов работе по ФГОС, а потом вводить их в действие; - требуется теоретическое и практическое объяснение, что включают в себя понятия «системно-деятельностный подход» (школа) и «субъект-субъектные взаимоотношения» (детский сад). Завершая круглый стол, я видела, что многие гости с трудом сдерживались, чтобы не вступить в дискуссию. Некоторые подходили потом, и мы продолжали размышлять и обсуждать. Могу с уверенностью сказать, что равнодушных не было. А некоторые конкурсантки продолжали обсуждение круглого стола уже на своих сайтах. МОЛОДЦЫ, КОЛЛЕГИ! Некоторые участники звонили и писали мне по электронной почте. И я поняла, что нам, педагогам города, нужно встречаться почаще, чтобы в свободной форме общаться и говорить о своих проблемах. Ну вот и закончился конкурс – объявлены победители номинаций: - «ПЕДАГОГ ГОДА-2015» – Ирина Николаева («Лицей №1» им Н.К. Крупской); - «ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-2015» – Оксана Везнер (детский сад №53); - «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ» – Елена Бережнова (гимназия №13). На душе небольшая грусть (праздник закончился!), хотя все конкурсантки улыбаются и держат в руках дипломы и подарки. Девять из них получили подарки и благодарственные письма от Северо-Восточного государственного университета, который они в разные годы окончили. Я сижу в зале ДДиЮТ, смотрю на них, и вдруг в голове рождается идея: вот они 13 креативных, талантливых и творческих профессионалов своего дела. А почему бы нам не организовать круглый стол на базе старейшего факультета СВГУ – педагогического, где можно обсудить проблемы образования г. Магадана? Это будет небольшая репетиция образовательного проекта Оксаны Везнер! Согласны? Тогда мы с вами еще обязательно встретимся. И спасибо вам всем за ту радость творчества, оптимизм и профессионализм, которые вы нам подарили. За смелость и артистизм, без которых быть педагогом невозможно. За талант и любовь к нашему любимому городу. Спасибо за эффективное взаимодействие членам большого жюри, которые тоже были, как одна команда и мне доставило огромное удовольствие работать вместе с: Е.А. Кутиловой (председатель жюри, зам. руководителя управления образования), Л.М. Игнатовой (зам.председателя жюри, председатель предметного жюри, начальник отдела общего образования управления образования), Н.Н. Полевой (зам. председателя жюри, председатель предметного жюри, ведущий специалист-эксперт управления образования), Р.В. Семеновой (член жюри, председатель предметного жюри, начальник отдела ВР и УДО управления образования), В.В. Леонтьевой (член жюри, заведующий городским методическим кабинетом), Т.В. Алферовой (член жюри. Главный редактор ОАО «МТК-видео»), И.В. Драпалюк (член жюри, директор школы №21), А.А. Юрдзицким (член жюри и победитель конкурса «Педагог года-2014»), И.В. Рязанцевой (член жюри, заведующий детским садом №46), Анной Ермолаевой (член жюри, учащаяся гимназии №13), Алексеем Самоловским (член жюри, учащийся школы №14), Т.А. Ильиной (член жюри, представитель родительского комитета детского сада №33). Мне искренне жаль, что среди преподавателей вузов России не проводятся подобные конкурсы, а так бы хотелось поучаствовать. Закончить свои размышления о конкурсе я бы хотела словами Януша Корчака, известного польского педагога и писателя, который добровольно вместе со своими воспитанниками погиб в газовой камере фашистского лагеря Треблинка: «Вы говорите: – Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: – Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Педагоги, которых я видела на конкурсе «Педагог года-2015» живут именно по такому принципу. Ольга ПАСТЮК, заместитель декана педагогического факультета, к.пед.н., доцент, отличник просвещения РФ, заслуженный педагог РФ, почетный работник образования г. Магадана. |