|
|
|
|
В течение многих лет, готовясь к поездке «на материк», я собираю статьи, книги, диски, видеозаписи, сувениры, выпускаемые музеем Козина, – все, что так дорого и важно для истинных поклонников творчества их кумира – певца Вадима Козина. Ведь, несмотря на запреты, его имя не было забыто в послевоенные годы, а грамзаписи его песен, сделанные в довоенные годы, «трофейные» пластинки и записи, выполненные на рентгеновской пленке, хранились во многих семьях, продавались на вещевых рынках наравне с пластинками таких кумиров, как Шульженко, Утесов, Русланова, Петр Лещенко. Песни раздавались из раскрытых окон. Сначала для прослушивания с чердаков частных домов снова в квартиры переселились после войны граммофоны, их подкрашивали и водружали на почетном месте, затем эти разноцветные, достаточно громоздкие трубы заменили патефоны. И это особое звучание воспринимается сегодня как обязательное для воспроизводства песен довоенных лет в исполнении Вадима Козина. Сегодня, когда подготовка эстрадных певцов поставлена на поток, а «фабрики звезд» штампуют исполнителей, чьи голоса такие же искусственные, как их облик, пение без фонограммы «вживую» стало «эксклюзивом». Поэтому песни Вадима Козина, звучащие в передачах на «Радио России», как живой родник пробиваются сквозь завалы песен-однодневок. Думаю, каждый замирает, услышав в исполнении Козина «Нищую», и горло сжимается, выступают слезы от этой трагической истории, так неподражаемо просто, без излишнего надрыва, смиренно рассказанной певцом. Возможно, в чем-то личная драма перекликается с рассказанной Козиным историей, но, мне кажется, пока ни одному из певцов, бесспорно талантливых, не удалось достичь такой степени проникновения, искренности, тихой грусти, которые надолго оставляют глубокий след в сердцах и душах слушателей. Конечно, у каждого из нас свое отношение к Вадиму Козину, который выбрал Магадан как свою последнюю «пристань». И чем дольше мы, приехавшие в Магадан «не по этапу», живем здесь, тем больше понимаем, почему известнейший певец, кумир не уехал из Магадана. Этот город холодный и суровый, он полюбил. Он любил его улицы, бульвары, людей, посвятил ему свои песни. Наверное, иногда действительно «лучше жить в глухой провинции у моря». Я впервые увидела Вадима Козина в 1990 году, когда семья переехала в Магадан. Было это в «центральном» гастрономе, куда певец, как обычный посетитель, зашел в своем видавшем виды дорогом кашемировом пальто с булавками-оберегами. Он понимал, что его узнают, но вел себя так, что никому не пришло бы в голову брать у него автограф. Он сам никому не льстил и не принимал лести. А уж ему на язык лучше было не попадать. Если известнейшую «белую цыганку» Изабеллу Юрьеву он называл «Белкой косой»! В магазине он обратил внимание на поведение продавщицы и строго ее отчитал, поясняя, что клиент всегда прав. Он вел себя так, потому что видал лучшую жизнь и хотел, чтобы в Магадане все было по высшему разряду. Он был неприхотлив в быту, хотя был настоящей звездой мирового уровня. Попав в его квартиру впервые, человек испытывает ощущение, что уже бывал здесь раньше: знакомые предметы быта, узнаваемые обложки книг на открытых полках, как у наших родителей. Здесь я наткнулась на книгу «Театр одного актера», которую часто перечитывала в доме моих родителей. Это книга о мастере художественного слова В.Н. Яхонтове, авторе и исполнителе литературных композиций по произведениям Пушкина, Достоевского, Маяковского. К этой книге прилагалась виниловая пластинка с программой «Вечера Маяковского (в том числе стихи о «товарище Нетте»). В книги Вадима Козина были вложены вырезанные из газет статьи об авторах. Такую же привычку я переняла от своего отца. Это очень удобно. Не так давно, перебирая буклеты и афиши спектаклей, в которых я принимала участие в драмколлективах, внутри одного пригласительного я прочла: «Спектакль Козина «Если в сердце весна». Я помню этот музыкальный простенький водевиль, в нем было несколько лирических песен о любви. Репетировала с нами песни и музыкальное сопровождение на фортепиано очень эффектная немолодая дама, возможно, поклонница Вадима Козина. Сама пьеса была напечатана на машинке, листки достаточно потертые, возможно, долго где-то хранились. Спектакль состоялся в 1961 г. Как это пропустил обллит, остается для меня неразгаданной загадкой: ни режиссера, ни аккомпаниатора уже нет, ушел мой друг, который гордился своей коллекцией, посвященной творчеству Вадима Козина. А я, в преддверии юбилея певца, снова собираю статьи, думаю о новых публикациях и сувенирах, чтобы повезти поклонникам Вадима Козина как лучший подарок. Нина НОВОХАТЬКО |