|
|
|
|
24 июня 1941 г. президент США Ф. Рузвельт заявил о поддержке СССР в войне с Германией, и в тот же день были разморожены советские счета в банках США. 11 июня 1942 г. было подписано соглашение о поставках в нашу страну американской военной техники, в том числе самолетов, а также боеприпасов, продовольствия и т. д. на условиях ленд-лиза.
Было принято совместное решение, что самолеты будут поставляться морскими конвоями в порты Мурманск и Архангельск и через иранские порты северного побережья Персидского залива, а также перегоняться по трассе протяженностью 6 334 км с Аляски через Берингов пролив над территорией Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска. Назначенный командиром перегоночной дивизии знаменитый полярный летчик И. П. Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, писал: «Авиатрасса длиной почти 6 500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более пяти тысяч километров этого пути пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для летчиков – дорог, населенных пунктов и тому подобное – не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».
Авиаплощадки строились при активном содействии местного населения, а также с использованием труда заключенных Севвостлага. Аэродромы были построены в Марково, Анадыре, Певеке, Хандыге, Чайбухе, Омолоне, Кедоне, Сеймчане; гидроаэродромы – в Гижиге, Магадане, Чайбухе. Трасса была оборудована в кратчайшие сроки. Официальное ее открытие состоялось 25 сентября 1942 г., когда на основании сообщения И. П. Мазурука о готовности авиатрассы было принято постановление бюро Чукотского окружкома ВКП(б). 29 сентября подполковник П. Недосекин провел с аэродрома Ледд-Фильд близ Фербенкса через Берингов пролив первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон», которые благополучно совершили посадку на аэродроме Уэлькаль. Самолеты перегонялись несколькими перегоночными полками, которые работали каждый на своем участке. 2-й перегоночный авиационный полк (командиры: подполковник А. Г. Мельников, позднее подполковник М. И. Павленков) базировался в Уэлькале. Его летчики перегоняли самолеты по сложнейшему участку трассы в 1 400 километров над безлюдной центральной частью Чукотки, над высокогорным районом Омолона и Колымским хребтом до Сеймчана. 3-й авиаполк (командиры: подполковник Н. Твердохлебов, затем майор Б. И. Фролов) вел самолеты по маршруту от Сеймчана до Якутска (1 167 километров) над хребтами Черского и Верхоянским, над Оймяконом – полюсом холода. Холод (до –50оС) нередко сопровождался устойчивыми туманами, поэтому со второй половины ноября до середины февраля перегонка велась преимущественно по побережью Охотского моря через Магадан и дальше на Якутск.
В первые месяцы при перегонке в крайне тяжелых условиях самолеты часто терпели аварии, и в колымской тайге оставались лежать безвестные герои. В 1972 г. в поселке Кадыкчан Сусуманского района на могиле погибших летчиков экипажа капитана И. А. Ковылина был установлен памятный обелиск. В начале 1980-х гг. группа энтузиастов-краеведов под руководством В. П. Матвеева предприняла экспедиции в район реки Нагаин, где были обнаружены останки военных самолетов. Позже были установлены имена членов этих экипажей, а 9 мая 1983 г. воздвигнут обелиск в честь летчиков, погибших на сеймчанском отрезке трассы АЛСИБ.
Всего за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 275 зданий и сооружений, по трассе перегнали 7 928 боевых самолетов. К концу войны воздушная трасса превратилась в большое и сложное хозяйство, которое явилось хорошей основой для дальнейшего развития воздушного транспорта на Северо-Востоке и в Восточной Сибири.
(Календарь дат и событий обл. б-ки им. А. С. Пушкина). |