|
|
|
|
Бедность, с экономической точки зрения, представляет собой состояние, когда человек не имеет достаточных ресурсов (денежных, имущественных, образовательных и т.п.) для удовлетворения своих потребностей. Если брать во внимание социально-психологический аспект, то бедность может быть охарактеризована как ощущение собственной неполноценности.
Понятие бедности определяется относительно низким уровнем дохода. Устанавливается черта бедности, т.е. официальный размер минимального дохода, ниже которого человек не будет иметь средств для нормального существования. В России официальной границей бедности принято считать прожиточный минимум. Величина его рассчитывается ежеквартально органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ) и Законом Магаданской области “О потребительской корзине по Магаданской области” (от 10.07.2002 г. № 256-ОЗ). Прожиточный минимум включает в себя стоимость минимальной продовольственной корзины, минимально необходимые расходы на непродовольственные товары, минимально необходимые платные услуги, расходы на уплату налогов и других обязательных платежей. Уровень бедности (доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума) является основным индикатором масштабов распространения бедности. Сколько же в нашей области бедного населения? Обратимся к цифрам статистики. В 2006 году в субъекте, по предварительным данным, проживали 32,6 тысяч человек со среднедушевым денежным доходом ниже официально установленной черты бедности или 19,0% (в 2005 году - 18,7%) от общей численности населения. Не следует забывать и о “пограничных” бедных - людях, балансирующих на черте бедности, т.е. имеющих доходы, чуть выше границы бедности. В 2006 году в такой группе находились 7% от общей численности населения. Отметим, что среди регионов Дальневосточного федерального округа по показателю уровня бедности наша область занимает третью позицию после Сахалинской области, где данный показатель составил 16,2%, и Хабаровского края (18,2%). Для оценки уровня жизни населения используется информация, полученная на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Итоги обследования показали, что среднедушевой доход бедной семьи почти наполовину был ниже величины прожиточного минимума и в пять раз меньше среднедушевого денежного дохода по области. Кроме того, среди бедных домохозяйств пятая часть находилась в положении крайней бедности, т. е. имела доходы в два и более раза ниже прожиточного минимума. В то же время среднедушевые доходы наиболее обесченного населения превысили сумму прожиточного минимума в 3 раза, среднеобластной показатель по доходам - на 20%, а доход бедной семьи - в 6 раз. Значительный разрыв отмечался и по уровню расходов. В среднем по обследуемым семьям потребительские расходы (покупка продуктов питания, непродовольственных товаров, алкогольных напитков, оплата услуг) сложились в сумме 5998 рублей. В домохозяйствах, уровень жизни которых ниже черты бедности, такой показатель был на 47% ниже, а в сравнении с величиной потребительских затрат наиболее обеспеченных семей разница составила 4 раза. Структура потребительских расходов - это прежде всего отражение экономического развития государства. Страна считается бедной, если самая большая часть расходов ее населения приходится на питание. Поэтому доля средств в семейном бюджете, затрачиваемая на продовольственные товары, является критерием качества благосостояния населения – чем выше эта доля, тем ниже жизненный уровень. Международные стандарты предполагают затраты на питание в границах не более 15% семейного бюджета. Что касается нашей области, то в 2006 году такие расходы в обследуемых семьях составили в среднем 40%. Домохозяйства с доходами ниже прожиточного минимума на еду тратили практически половину своего бюджета, и даже в наиболее обеспеченных семьях данный показатель оказался довольно высоким - 31%. Расходы бедных и богатых отличаются по затратам на непродовольственные товары. Обеспеченные граждане отпускают на это 32%, а малообеспеченные - 21% общего объема расходов. Да и расходы эти тоже различные: первые покупают мебель, бытовую технику, товары для отдыха, вторые - отдают все деньги за товары первой необходимости (одежду и лекарства). Затраты на покупку непродовольственных товаров наиболее обеспеченного населения превышали расходы наименее обеспеченного в 25 раз. Единственное, что у высокодоходной и малообеспеченной групп более или менее совпадает - это доля расходов на услуги. И у тех, и у других она составила более трети семейного бюджета - 34% и 31% соответственно. Но для бедных значительная часть услуг сводилась к коммунальным (62% всех расходов на платные услуги). Наиболее обеспеченные на такие платежи потратили около трети от суммы расходов на услуги. На оплату всех личных услуг разрыв в расходах между этими группами составил 11 раз. Семьи, живущие в нужде, как правило, более многочисленные, в них чаще есть малолетние дети (т.е имеет место большая иждивенческая нагрузка), а взрослые имеют образование не выше среднего. По данным бюджетного обследования, в малообеспеченной группе средний размер домохозяйства составил около четырех человек, а в наиболее обеспеченной - в два раза меньше. Отсюда вполне логичное следствие - численность экономически неактивного населения (женщины с маленькими детьми, дети до 15 лет, неработающие пенсионеры, студенты дневной формы обучения) в бедных семьях значительно выше, чем в наиболее обеспеченных. Так, в расчете на 100 домохозяйств в группе с наименьшими доходами количество экономически неактивного населения составило 170 человек, из них 95 - дети, в группе с наибольшими доходами - 40 человек и всего 12 детей. У родителей, получающих невысокую заработную плату, наличие в семье детей может стать тем фактором, который повлияет на попадание такого домашнего хозяйства в разряд бедных. В 2006 году среднедушевой доход в семьях, имеющих троих детей, был почти в 3 раза ниже, чем в домохозяйствах с одним ребенком и наполовину меньше суммы прожиточного минимума. Росту социального расслоения населения способствуют различия в заработной плате работающих граждан в организациях. Так, средняя заработная плата одного работника в наиболее высокооплачиваемом виде деятельности (финансовая деятельность) в 4 раза превысила аналогичный показатель в наименее оплачиваемом (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство), и более чем в 2 раза - среднеобластной показатель заработной платы. Уровень начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования составил соответственно 72% и 66% к ее уровню в среднем по области. Следует отметить, что сумма средней заработной платы работников финансовой сферы содержит в себе 7,6 прожиточных минимумов, что позволяет относить их к состоятельному населению. Работающие в отраслях рыболовства, добычи полезных ископаемых относятся к относительно обеспеченным (3,3 прожиточных минимума), образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, культуры и спорта, сельского хозяйства - к малообеспеченным (1,9 - 2,2 прожиточных минимумов). Фактором, усиливающим бедность, может являться принадлежность к группе населения, получающей доход в виде фиксированной пенсии. Однако не совсем верно считать всех пенсионеров бедными. Некоторые из них живут в семьях, где есть работающие члены, а также и сами пенсионеры имеют дополнительный доход в виде заработной платы. Такие пенсионеры находятся в относительно благополучном положении. Люди пенсионного возраста, живущие только на пенсию, составляют беднейшую часть бедных. И хотя пересмотр пенсий производится регулярно, размер их увеличения быстро перекрывается очередным повышением тарифов на обязательные услуги ЖКХ и общим ростом потребительских цен. Кратко подводя итоги, напомним, что Президентом Российской Федерации в одном из последних ежегодных Посланий Федеральному собранию была намечена главная цель на ближайшую перспективу - борьба с бедностью и снижение ее уровня в два раза (т.е. приближение к мировым стандартам, согласно которым уровень бедности не должен превышать 10%). Однако, несмотря на принимаемые меры, уровень бедности населения остается достаточно ощутимым. Для достижения приемлемого уровня жизни населения необходимо: - изменение величины оплаты труда; - создание действительно эффективной системы социальной политики в отношении наиболее уязвимой категории граждан; - наличие благоприятного инвестиционного климата для достижения общего экономического роста.
Маргарита ПУСТОВАЛОВА, Магаданстат. |