|
|
|
|
Думаю, что ни для кого из читателей не будет откровением тот факт, что уровень рецидивной (т.е. повторной) преступности в нашей стране достиг, пожалуй, рекордных высот. Если верить статистическим справочным данным, по состоянию на 2009 год в России в среднем каждое третье преступление было совершено лицами, ранее судимыми. И одной из основных причин такого положения вещей специалистами единодушно признавалось отсутствие действенного механизма контроля за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы. В попытке подобрать правовую основу такого контроля законодатель обратился как к нашей собственной истории - существовавшей в СССР схемы государственного надзора за поведением лиц, отбывших наказание, так и к опыту отдельных стран ближнего и дальнего зарубежья – похожие институты действуют в Республике Беларусь, США, Германии и ряде других стран. Результатом этой работы стал вступивший в силу с 01 июля 2011 года Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Если говорить упрощенно, то содержание этого закона сводится к установлению ряда ограничений прав и свобод для лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, при рецидиве, а также умышленных преступлений в отношении несовершеннолетних. Причем в силу прямого указания данного закона действие его распространяется и на тех лиц, которые были освобождены из мест лишения свободы до его принятия, при условии, что судимости их не сняты и не погашены. Следует отметить, что административный надзор не является мерой наказания, а выступает лишь способом контроля органа власти за поведением освобожденных лиц, поэтому доводы последних о том, что вновь принятый закон ухудшает их положение и не может иметь обратной силы, судом во внимание не принимаются. Упомянутые ограничения устанавливаются судом по заявлению администрации исправительного учреждения - если осужденный признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; либо по заявлению органа внутренних дел - в случае совершения освобождённым в период до погашения судимости двух и более административных правонарушений в течение одного года. При этом решения о признании осужденного злостным нарушителем учитываются судом и тогда, когда к моменту освобождения осужденный изменил свое отношение к отбыванию наказания и характеризуется положительно, а административный надзор устанавливается и в случае условно-досрочного освобождения. В отношении осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от поведения указанных лиц. Ограничения эти заключаются в запрете пребывания в определенных местах, в том числе массовых и иных мероприятий, пребывания вне дома в определенное время (чаще всего в ночное), и выезда за установленные судом пределы территории (как правило, определённого города или района). Также на освобождённого может быть возложена обязанность являться в отдел полиции от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Срок действия этих ограничений будет составлять от одного года до восьми лет, но в любом случае не свыше срока погашения судимости, и в зависимости от поведения лица надзор может быть продлен либо прекращен досрочно. Контроль за соблюдением административных ограничений осуществляется органами внутренних дел, сотрудники которых наделены для этого соответствующими полномочиями, в том числе вправе беспрепятственно проходить в жилище поднадзорного лица. А поскольку, как правило, суд ограничивает право освобожденных находиться вне дома в ночное время, то родные, близкие и иные лица, проживающие совместно с поднадзорным, должны быть готовы к таким ночным визитам сотрудников полиции. Заявления об установлении административного надзора рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, и на практике в большинстве случаев адвокат в судебном заседании не участвует. Дело в том, что закон не обязывает суд обеспечивать участие адвоката с оплатой вознаграждения за счет средств федерального бюджета, но в то же время не препятствует осужденному, а равно освобожденному самостоятельно пригласить представителя, заключив соответствующее соглашение. Не уповая в святой наивности на добросовестность и дисциплинированность бывших осужденных, предусмотрел законодатель и ряд принудительных рычагов воздействия. Так, неисполнение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей влечет, на основании ст.19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность в виде предупреждения, штрафа в размере от 500 до 1 500 рублей либо ареста на срок 15 суток. А в том случае, если лицо с целью уклонения от административного надзора не прибудет при освобождении из мест лишения свободы к избранному им месту жительства в установленный срок либо самовольно оставит место жительства, то в соответствии со ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ подлежит уже уголовной ответственности. Санкция данной нормы закона предусматривает различные виды наказания, в том числе обязательные и исправительные работы, однако учитывая, что такое деяние по определению образует рецидив преступлений, наиболее применимым наказанием здесь будет лишение свободы, срок которого определен законом до одного года. Федеральный закон «Об административном надзоре…» действует уже более года, судебная практика применения его набирает обороты, и число поднадзорных лиц, ограничения на которых возложены одним только Магаданским городским судом, исчисляются уже десятками. Конечно, мы с вами далеки от мысли о том, что сами по себе ограничения и обязанности, возлагаемые на поднадзорных лиц, способны предотвратить совершение ими новых преступлений, и существенно изменить тем самым положение вещей в области рецидивной преступности, но в то же время эффект подконтрольности как определённого сдерживающего фактора отрицать нельзя, что уже неплохо. К сожалению, непродолжительный по криминологическим меркам период действия нового закона не позволяет с достоверностью судить об эффективности его применения, и даст ли в жизни этот механизм свои положительные плоды – покажет время.
И.В. ЛОМТЕВА, старший помощник прокурора города Магадана, младший советник юстиции. |