|
|
|
|
Создано Министерство по развитию Дальнего Востока, во Владивостоке проходит саммит стран АТЭС, обсуждается идея дальневосточной госкорпорации. О том, с чего начать возрождение российского Дальнего Востока, рассказал председатель совета Ассоциации развития строительного комплекса Хабаровского края, президент Консорциума дальневосточных предприятий Федор ГЛУШКОВ. – Во Владивостоке сейчас проходит саммит стран АТЭС. Что даст это важное международное мероприятие Дальнему Востоку? Не ослабеет ли интерес российского руководства к этому региону после окончания саммита? – И президент Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев не раз называли проведение саммита АТЭС во Владивостоке импульсом для развития всего региона. Нынешний год для Дальнего Востока выдался насыщенным: в сентябре во Владивостоке пройдет влиятельный международный форум, весной было создано Министерство по развитию Дальнего Востока, вот-вот появится дальневосточная госкорпорация. Я думаю, российское общество и бизнес-элиты теперь смогут иначе взглянуть на Сибирь и Дальний Восток – не как на край света, а как на один из центров развития страны. Россия веками придерживалась в основном западного вектора своего развития, что было вполне оправданно. Однако в наши дни центр мировой экономики сместился на Восток, уже очень скоро там окажется и центр мировой политики. Сегодня России предстоит не просто удержать Дальний Восток, который имеет огромное геополитическое значение, его надо в значительной степени освоить. Государство это прекрасно понимает, поэтому стремится развивать регион. – Для этого создано Министерство по развитию Дальнего Востока. Нужна ли в таком случае госкорпорация, о которой до сих пор говорят? Не будут ли они дублировать друг друга? – Министерство или госкорпорация? Необходимо обращать особое внимание не на форму дальневосточных программ развития, а на их содержание. Мне кажется, было бы крайне непродуктивно противопоставлять госкомпанию по Дальнему Востоку министерству по развитию региона, поскольку у них должны быть совершенно разные функции. Министерство – это орган планирования и контроля, госкомпания – один из инструментов, с помощью которого могут реализовываться поставленные государством задачи. Госкомпания может принять на себя функции исполнителя проектов. Допустим, инициатор проекта не может его реализовать самостоятельно. Бюджет – как федеральный, так и региональный – частный проект финансировать не станет. Банки могут только софинансировать, венчурных фондов на всех не хватает. А госкорпорация может изучить, проанализировать и реализовать проект. На каких условиях – в долг, в счет будущей прибыли либо участвуя в основном капитале – это уже предмет для переговоров. Госкорпорация могла бы стать инструментом реализации государственной политики. – Создание новых ведомств – единственная возможность решить проблемы Дальнего Востока? – Дальнему Востоку долгие годы не хватало стратегического подхода. Каждая область пыталась выжить в не самых простых условиях, лоббировала в Москве собственные интересы, выбивала из центра максимальные преференции. В какой-то год от подобной борьбы региональных лоббистов выигрывала одна область, в другой – следующая. Но Дальний Восток в целом при подобном подходе практически не развивался. Так бывает, когда несколько человек одновременно собирают один пазл, не видя всей картины. Вот так и у нас: области вроде строят дороги, возводят заводы, модернизируют порты, а цельная картинка-то не складывается. У Советского Союза было немало недостатков. Но и преимуществ было предостаточно. Взять хотя бы существование Госплана. Чтобы успешно развивать страну, необходим стратегический план, в котором были бы определены приоритеты развития и очередность их реализации. Советский Госплан отвечал за соблюдение баланса интересов министерств, следил, чтобы из-за борьбы различных министерств за финансовые ресурсы не страдала общая стратегия развития страны. Эта система появилась в Советском Союзе в 20-е годы прошлого века. Советский опыт переняли и другие страны, в том числе США, Япония, Франция, Китай. Лидеры индустриального мира не стеснялись перенять советский опыт, а мы почему-то стыдимся признаться в том, что в Советском Союзе было много того, чего очень не хватает сегодня. Сбалансированный подход Госплана позволял не просто определить, куда и сколько направить денежных средств, но и комплексно оценить экономический эффект от таких вложений. Сейчас же планирование ведется от бюджета, сформированного Минфином, а значит, и последнее слово за этим министерством. Оно де-факто становится главным ведомством, хотя, по сути, таким являться не должно. Так что для Дальнего Востока создание дальневосточного министерства – большое благо. Ведь развивать необходимо комплексно весь регион, а не его отдельные части.
– И у вас есть представление о том, что нужно развивать в регионе в первую очередь? – Мы предложили в 2010 году концепцию, где определили основные направления развития региона, реализация которых необходима в первую очередь. Таких направлений всего пять. Это прежде всего развитие транспортной инфраструктуры, развитие переработки биологических и природных ресурсов, производство электроэнергии и организация высокотехнологичных производств с высоким уровнем добавленной стоимости, а также добыча и переработка минерально-сырьевых ресурсов. Но в первую очередь, конечно, необходимо развивать транспортную инфраструктуру – без современных железных и автомобильных дорог Дальний Восток не модернизировать. Малая пропускная способность нынешних транспортных артерий региона приводит к железнодорожным пробкам при подъезде к портовым комплексам. А ведь российский Дальний Восток по значимости для международных торговых путей можно превратить в сухопутный «Панамский канал». Порт Ванино в Хабаровском крае, а также порт Находка в Приморском крае могут стать ключевым звеном в мировой торговле, соединяя Европу, Азию и Америку. Если на территории Дальнего Востока будет создана современная и удобная логистическая система, то ей практически не будет альтернативы в регионе, и уже мы сможем диктовать свои условия иностранным участникам глобальной торговли. Мы также предлагаем, используя высокий интеллектуальный ресурс жителей региона, создать инновационный центр, аналог Кремниевой долины. Азия на сегодняшний день является локомотивом роста мировой экономики. И этот рост обеспечивает в том числе передовые инновационные решения. Россия должна стать полноправным игроком и на рынке подобных решений. Затрат немного, а эффект огромный и относительно быстрый. Тут и необходимые комплектующие для производства под боком, да и колоссальный внешний рынок для реализации новых российских продуктов совсем рядом. Не стоит забывать и о туризме. Уникальные природные ландшафты Дальнего Востока являются основой для развития экологического, этнографического и экстремального международного и внутреннего туризма. Здесь можно сочетать и горные лыжи, и отдых на термальных источниках, окруженных уникальным животным миром. Развитие этого сектора экономики приведет к созданию новых рабочих мест, что при правильной миграционной политике государства способно привлечь в регион большое количество россиян из других регионов страны. Уверен, что для привлечения россиян из европейской части страны на Дальний Восток вовсе необязательно им обещать «пряники» в виде льготных кредитов, налоговых льгот и бесплатной земли. Необходимо предоставить возможность заработать на квартиру, землю, машину и другие «блага цивилизации» – сами с удовольствием приедут. – Когда, по вашему мнению, стоит ожидать первых результатов нового «освоения» Дальнего Востока? – Если государство сможет сохранить стратегический подход к развитию региона и к реализации будут допускаться лишь экономически обоснованные проекты, если коррупция не съест миллиарды рублей, выделенных на модернизацию инфраструктуры Дальнего Востока, если в стране и мире не произойдет серьезных потрясений, то лет через пять – семь мы сможем увидеть совсем иной Дальний Восток, более современный и привлекательный. Следует учитывать, что на развитие российского Дальнего Востока нам отпущено не так много времени. Соседний Китай настойчиво продвигает свои геополитические и экономические интересы в регионе. Если ничего не делать, то через несколько лет наш Дальний Восток может стать сырьевым придатком Китая. «КП», московский выпуск. |