|
|
|
|
«Мой друг уехал в Магадан – снимите шляпу, снимите шляпу! Уехал сам, уехал сам – не по этапу…» Эту песню Владимир Высоцкий написал о поэте Игоре Кохановском. Действительно, он, окончив МИСИ, в середине 60-х сознательно уехал туда жить и работать в «Магаданском комсомольце». Туда, «где ветер, вечно груб и шал, гулял в любое время года, где не хватало кислорода, а я свободнее дышал», приезжал к нему и Высоцкий. Исполнилось 32 года со дня смерти великого поэта. Данью его памяти можно назвать новый сборник стихов его друга Игоря Кохановского – «Несовпаденье». Стихи разных лет Игоря Васильевича Кохановского – это словно карта, маршрут мыслеобразов и переживаний, и талант поэта заставляет тебя плыть по страницам, как по волнам. От прошлого к настоящему, от истории к эротике, от тишины к любви – и все про нас, и всюду слышатся голоса ушедших великих поэтов: что-то от Окуджавы («Теряю интерес к веселому застолью…»), что-то от Вертинского («Рыжеволосая Дженни, ирландка, молча связавшая Дублин с Москвой…»), а многое, конечно, от Высоцкого. Помимо посвящений, стихов о нем и даже подражаний Кохановский понял в нем что-то очень важное и остро это сказал. Он будет всюду на виду, как датский принц на авансцене, незащищенный, на свету… И славы яркая арена закружит в замкнутом кругу… …Смолк утром рокового дня изнеможенный нерв столетья… Уж сколько лет, как нет тебя на этой ссученной планете. И 25 июля …я каждый раз твержу сквозь мат: ну как же так – не завернули его с дороги, мчавшей в ад!. Кохановский как поэт очень внимателен и видит большое за малым. О собаке, которая случайно прокусила любимую игрушку, целая история: И две слезинки горячие текли по щекам собачьим… Глупой была собака, но как она горько плакала. «Скрипка», стих, посвященный Белле Ахмадулиной, – не банальное воспевание-горевание. Она и вправду была одинокой скрипкой. «Но скрипка, гордая, звучала, и свет не покидал лица, и это было как начало, которому не знать конца». Конечно, не забыт Магадан. «Баллада ГУЛАГа» о молоденькой корректорше газеты «Магаданский комсомолец», 16 лет отсидевшей в лагерях. И от этой темы мы логично переходим к современности. Держава, искалеченная в пытках, еще не знала о потерях сущих, не знала, что КОЛИЧЕСТВО убитых аукнется ей КАЧЕСТВОМ живущих. Кто вырастет из рабского, униженного поколения? Кохановский отвечает так: Видим скованность даже в свободных движеньях души, это держит ее обретенная в стае ментальность, и запретных нет зон, и похерены волчьи межи, а в подкорке за что-то жива вожаку благодарность. И все-таки чем люди живы? Любовью. Изящная, хрустальная поэма о рыжеволосой Дженни – современная трагедия а-ля «Пани Ирена» Вертинского, и интимная, и тайная, и острая. Сумасбродная прелесть-ирландка, так случилось, что с первого дня нашей встречи, улыбкой дразня, абрис губ ваших, словно приманка, вожделением тайным маня, стал преследовать всюду меня и тревожить, как легкая ранка… «Несовпаденье» – так называется сборник. Пожалуй, и вправду. Не совпасть ни с юной Дженни, ни с ушедшим «веком-волкодавом», ни с нынешней «блокадой дурновкусья». Где выход? В яблоневом саду… Давно живу отшельником, со всеми невпопад, заслуженным бездельником, как яблоневый сад, которому подбросили погожие деньки силенок, чтобы осенью спасаться от тоски… …Не может не понравиться их необычный вкус, в котором с прошлым равенство и с будущим союз. Вера КОПЫЛОВА, «МК», июль 2012 г. |