 |
|
|
|
Генеалогия – это историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных. Родоведение – одна из самых замечательных национальных традиций. Как вполне объясним естественный интерес человека к собственной семье, также логичен и интерес человека к своему роду. По статистике, сегодня каждый десятый россиянин интересуется историей своего рода. Это естественное желание людей вернуться к родовым традициям. Недаром в основе слов «Родина», «Отчизна», «Отечество» – все те же «отец» и «род». СОЮЗ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОДОСЛОВНЫХ ТРАДИЦИЙ – ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ЛЮДЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ, ИССЛЕДОВАТЬ СВОИ КОРНИ. ТАКЖЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ИХ СТРЕМЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ К ОСОЗНАНИЮ СВОЕГО МЕСТА В ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВИЯ. В СОЮЗ ВХОДЯТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГЕНЕАЛОГИ, ИСТОРИКИ, КРАЕВЕДЫ И РОДОВЕДЫ-ЛЮБИТЕЛИ, ЖИВУЩИЕ ВО МНОГИХ ГОРОДАХ НАШЕЙ СТРАНЫ И ЗА РУБЕЖОМ. ОТКУДА ПОШЛА ФАМИЛИЯ… У древних греков не было фамилий. Население Исландии еще и сегодня обходится без фамилий, ставя, правда, время от времени вопрос о них. А когда появились фамилии у наших предков? Первые русские фамилии обнаружены в древнерусских документах ХV века, социальная верхушка имела их с XIV века, большинство населения получило фамилии в XVIII-XIX веках, а строго наследственными, юридически закрепленными за всеми российскими гражданами фамилии стали совсем недавно, в 30-х годах прошлого века. Раньше всего, в XIV веке, в России появились княжеские фамилии: сначала как родовые имена по названиям уделов – Шуйские, Курбские, затем или одновременно с этим так называемые патронимичные фамилии – по нецерковному имени предка. «Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил», – читаем мы в «Моей родословной» А. Пушкина. От потомков Рачи в седьмом колене – боярина Григория по прозвищу Пушка – и пошла фамилия рода Пушкиных: Пушка – сын Пушки – и внук уже с фамилией Пушкин. К грозному артиллерийскому орудию предки Пушкина отношения не имели: «пухать» по-древнерусски – шуметь, грохотать. Так остался в памяти истории шумный и громогласный боярин Григорий Пушка. В процессе дробления боярских родов продолжали формироваться фамилии разделившихся ветвей. К началу XVIII века у всех помещиков уже были фамилии. У духовенства еще в середине XVIII века почти не было фамилий. Священники именовались по церквам, в которых служили: Космодемьянский, Рождественский, Успенский, Покровский. С конца XVIII века и особенно с первой половины XIX века в духовных семинариях будущим служителям культа поголовно «записывали фамилии» или заменяли неподходящие. Так возникли семинарские фамилии, придумывал их архиерей – глава епархии. Пять типов этих фамилий и сейчас легко различимы в языке: по названиям церквей; «украшательные» – Бриллиантов, Диамантов, Серебров; по названию благородных цветов, растений, птиц – Виноградов, Гиацинтов, Фиалков, Лебедев; по возвышенным качествам – Благонравов, Добромыслов, Благоволин; «под античность» – Сперанский, Горациев, Флоринский. Сами семинаристы шутили: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам и – яко восхощет его преосвященство». С XVI века фамилии появились у купцов, но лишь у крупнейших. Купеческое сословие в отличие от дворянского пополнялось из низших, бесфамильных слоев, поэтому среди купцов долгое время были семьи, не имевшие наследственных фамилий. По ревизии 1816 года в Москве четверть купцов были без фамилий. Фамилии остальных горожан возникали в быту стихийно, не имея юридической силы. Одни горожане приобрели их уже в XVII веке, у других фамилий не было и в XIX веке. Фамилии у крестьян установились поздно. Сначала на Севере, у государственных крестьян – в XVIII и даже в XVII веках; но большинству населения, то есть помещичьим крестьянам, фамилий не полагалось. Закона, устанавливающего обязательность фамилий, в дореволюционной России не было и после отмены крепостного права в 1861 году. Сегодня на обложках книг и в телефонных справочниках, по радио и телевидению в ежедневных разговорах мы читаем, слышим и произносим фамилии. И чаще всего – не вдумываясь в их смысл. А ведь фамилии и имена – антропонимы, как говорят ученые, – это архивы и музеи, неоценимые свидетели истории языка. Какова же все-таки семантика, т.е. значение фамилий как слов, как языковых единиц? Можно ли их как-то систематизировать по своему происхождению? Что отличает русские фамилии от фамилий других народов? Преобладающая часть русских фамилий имеет в своей основе патронимичное имя, т.е. церковное или мирское имя предка. Большая часть русских фамилий образовалась от календарных личных имен, называемых так, потому что они содержатся в церковном календаре – святцах. Эти имена заимствованы из греческого языка вместе с христианской религией. В свое время Византия собрала лучшие имена своего языка и языков соседних стран и канонизировала их, узаконила официально, сделав церковными. Потому-то большинство наших личных имен, т.е. имен христианских, – это греческие, древнеримские, древнееврейские, сирийские, египетские слова. Имена обкатывались в языке, давали большое количество производных – уменьшительных, ласкательных, звательных, уничижительных. Все это отразилось в фамилиях, например от имени Иван пошли фамилии: Иванов, Ивакин, Ивашин, Ивин, Ивкин, Ивков, Ванюшин, Ванеев, Ванников. До принятия христианства у русских были имена, отражающие реальные события жизни, характеры и качества людей: Бессон, Нечай, Сосун и т.п. Эти мирские нецерковные имена сохранились вплоть до XVIII века. Много имен присваивалось по внешним данным: Беляй, Черняй, Красава, Кудряш. Отсюда и фамилии: Беляков, Чернов, Красавин и др. Фамилии рождались и от прозвищ. Но прозвище в отличие от имени, дававшегося при рождении, присваивалось потом и отражало уже черты характера и поведение взрослых людей, их привычки, физические недостатки. Все это потом закрепилось в фамилиях: Плешаков, Хромов, Набоков, Ломоносов, Толстой, Молчанов. Есть фамилии, пришедшие в русский язык из близкородственных языков – украинского, белорусского, польского (Глинский, Годунов, Стравинский, Станкевич), а также образованные от тюрских имен: Бегичев, Кандауров. В русском языке, как и во многих других, есть большая группа «профессиональных» фамилий, их, правда, тоже часто бывает трудно отличить от прозвищ: Кузнецов, Мельников, Рыбаков, Плотников и др. Фамилии образовывались и по национальной принадлежности, которая была когда-то, возможно, прозвищем, – Калмыков, Литвинов, Латышев, Татаринов, Туркин. Князья и бояре, носившие «географические» фамилии, получили их в XIV-XVI веках от названий своих вотчин; позже, но до XVIII века, по своим имениям получили фамилии другие помещики. Здесь много примеров. Трубецкой – князья Трубецкие получили свое «родовое прозвание» от находящегося в их владении города Трубецка (сейчас Трубчевск Брянской области); Достоевский – от существующего и сейчас села Достоево в Брестской области. Позже «географическими» фамилиями стали обзаводиться мещане и крестьяне, называясь в новом месте жительства по тому краю, откуда они переселились. С фамилиями связано немало легенд, семейных преданий, реальных событий. Вот только одна из историй. Казалось бы, что объединяет группу таких разных фамилий, как Агин, Бецкой, Умов? Однако предки всех этих людей были внебрачными дворянскими детьми. «Незаконным» детям по традиции давали усеченную фамилию, часть от настоящей. Многие из них остались в истории: А. Агин, известный художник, иллюстратор произведений Гоголя, был внебрачным сыном дворянина А. Елагина; И. Бецкой, известный вельможа и просветитель XVIII века, был внебрачным сыном князя Трубецкого; известный русский физик Н. Умов унаследовал свою фамилию от отца – внебрачного сына помещика Наумова и т.д. Через фамилии до нас дошли сотни и тысячи слов, исчезнувших из родного языка или сохранившихся только в говорах. Фамилии многое рассказывают нам о быте, занятиях и верованиях наших предков. Они хранят и всегда будут хранить память о событиях, предметах, явлениях, свойственных тем эпохам, когда они создавались, от древнейших и до новейших. Русские фамилии – это энциклопедия русского быта и этнографический кладезь. Это живая история народа. Галина КАМЕНСКАЯ |