|
|
|
|
На заседании рабочей группы по конролю за реализацией приоритетных национальных проектов в регионе при главном федеральном инспекторе по Магаданской области А. А. Маханькове обсуждалось состояние дел и пути решения проблем в рамках важнейших социальных программ – «Образование» и «Здоровье». Главный федеральный инспектор сделал ведомствам, отвечающим за реализацию этих проектов, ряд существенных замечаний.
КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ПОКА БЕЗ НАДБАВОК….
По информации и. о. начальника департамента образования А. И. Радовской, в первом полугодии активно продолжилась разработка нормативной базы для реализации приоритетного национального проекта «Образование» – корректировались функции рабочей группы, региональной конкурсной комиссии, экспертных комиссий, рейтинговая шкала оценки лучших школ, учителей и т. д. Постановлением областной администрации приведен в соответствие с законодательством порядок предоставления местным бюджетам из регионального фонда компенсаций субвенций на выплату денежного вознаграждения классным руководителям, даны методические рекомендации по его применению, подготовлен проект областного закона.
Прорабатывается вопрос о начислении на денежное вознаграждение процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и включения денежного вознаграждения в расчет среднего заработка. Сегодня финансирование этих начислений осуществляется за счет собственных средств образовательных учреждений, а также изыскиваются на это дополнительные средства областного бюджета.
В федеральном бюджете на реализацию проекта в 2007 г. предусмотрено 23,332 млн., в областном – 103,444 млн. рублей. Финансирование проекта из бюджетов обоих уровней в первом полугодии было стабильным. По его результатам исполнение составило соответственно 10,851 и 11,568 млн. рублей или 46,5 и 11,5%. Дальнейшая модернизация системы оплаты труда учителей, направленная на повышение их доходов, намечена уже на начало нового учебного года. … НО ВОСПИТЫВАЮТ ДОТОШНЕЕ Мониторинг эффективности воспитательной работы, по словам и. о. начальника департамента образования, показал, что отношения между ребятами и учителями мало-помалу меняются, школьная среда становится более комфортной. Свидетельство тому – цифры: на 27% уменьшилось число прогуливающих уроки; на 19 – число учащихся, состоящих на учете в инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних; повысилась активность органов ученического самоуправления. А все благодаря тому, что 890 классных руководителей стали по-учительски дотошно отрабатывать свои дополнительные в среднем 1645 рублей с коэффициентом и налогами, пусть пока и без надбавок и начисления на эту сумму отпускных. Из федерального бюджета классным руководителям области за полугодие выплачено 8,851 млн., из областного – 7,427 млн. рублей.
НОВАТОРОВ – К НАГРАДАМ!
Участие в национальном проекте, стимулирующем внедрение инновационных программ, педагогические коллективы школ региона рассматривают как стимул развития, поиска новых решений для предоставления юным колымчанам качественного, отвечающего запросам общества и экономики региона образования. Об этом свидетельствует нынешняя высокая активность участия школ в конкурсах. Например, число участников конкурсного отбора школ, реализующих инновационные образовательные программы, превысило установленную квоту в 4 раза. То же повторилось с региональным конкурсом «Школа года». Ныне, кстати, департаментом образования уже объявлены конкурсы на учебное оборудование и пособия в соответствии с заявками школ-победительниц – лицея № 1 им. Крупской, гимназии № 30 г. Магадана и СОУ СОШ п. Усть-Омчуг Тенькинского района. Средства из федерального бюджета в объеме 2 млн. рублей зачислены на счет городского управления образования в Управлении Федерального казначейства. В нынешнем году школы-участницы конкурсного отбора также будут поощрены за счет средств областного бюджета, который выделил на эти цели 3 млн. рублей. Конкурс лучших учителей выявил высокую активность и значительный творческий потенциал педагогов. Их опыт работы был представлен широкой общественности, практически использован в ходе участия лучших педагогов в качестве экспертов при проведении областных смотров-конкурсов «Школа года», «Педагог года», конкурсов авторских программ, школьных сочинений, областной предметной олимпиады. Количество заявок, поданных на участие в конкурсах, превысило квоту втрое. По итогам конкурсов проведен отбор 11 лучших учителей на получение грантов в сумме 100 тыс. рублей.
ЮНЫМ ТАЛАНТАМ – ПОДДЕРЖКУ!
Сложившаяся в области система поддержки и стимулирования школьников, студентов, учащихся, аспирантов, молодых ученых приносит свои результаты. В 2007 г. в 1,5 раза возросло количество школьников и студентов, участвующих в научно-практических конференциях; в 2 раза – число призеров зональных и Всероссийской олимпиад школьников. На выплату стипендий губернатора и проведение мероприятий с одаренными детьми ежегодно выделяются средства из областного и муниципальных бюджетов. Решением координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики при губернаторе 20 июня согласован Перечень региональных конкурсов, по итогам которых талантливой молодежи будет присуждаться специальная премия. Реестр получателей этих грантов будет включать 7 фамилий юных талантов.
АВТОБУСЫ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
В рамках целевой субвенции в первом полугодии продолжалось оснащение школ учебным и наглядным оборудованием. Во втором квартале в область поступили, наконец, недопоставленные в 2006 г. комплекты этого оборудования. Последовательно решается проблема подвоза школьников к месту учебы. В 2005-06 гг. уже приобретено 7 школьных автобусов на 5,2 млн. рублей из средств внебюджетного фонда ОЭЗ и один такой автобус был поставлен в область за счет федеральных средств в рамках нацпроекта. В 2007 г. школьный автопарк пополнится еще двумя автобусами за счет федеральных средств. Из внебюджетного фонда ОЭЗ предусмотрено на эти цели в 2007 г. свыше 1 млн. рублей.
ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЛЯ НАС НЕРЕАЛЬНЫЕ
В заключение своего выступления Алла Ивановна Радовская поделилась с рабочей группой при федеральном инспекторе проблемами, решение которых, как ей представляется, возможно только на государственном уровне. Во-первых, конечно, пресловутые северные надбавки к вознаграждению за классное руководство. Здесь требуется 8,290 тыс., а с включением надбавок в средний заработок для исчисления отпускных и т. п. – еще 7,592 млн., т. е. в общей сумме 15,882 млн. рублей. Во-вторых, проблематичным видится возможность участия в национальном проекте профессиональных образовательных учреждений области. Ведь отрасли экономики, для которых они готовят рабочие кадры (горно- и рыбодобывающие производства, строительный комплекс, транспорт, связь, бытовое и торговое обслуживание, общепит и производство пищевой продукции), представлены, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса. Наукоемкие технологии используются в них недостаточно широко.
Кроме того, основу учебно-производственной базы образовательных учреждений составляет технологическое оборудование 70-х годов. Обновление ее происходит поэтапно, медленно, в основном, за счет средств областного бюджета. Участие работодателей в ее укреплении невелико – всего 2% от бюджетных средств. Причина – отсутствие федеральной и региональной правовой базы, стимулирующей заинтересованность работодателей участвовать в подготовке рабочих кадров.
И, в-третьих, продолжается старение инженерно-педагогических кадров образовательных учреждений – возраст свыше 55 лет там имеет 75% работников. Притока молодых специалистов соответствующей квалификации не наблюдается, повышать квалификацию имеющимся кадрам по новым производственным технологиям на современном производстве за пределами области тоже нет возможности из-за высоких тарифов на авиабилеты.
ЗА УРОК – ЛИШЬ В СЕТЬ ВОЙТИ ДА ВЫЙТИ?
Слегка усомнившись в объективности благостных ощущений департамента образования по поводу комфортности внутришкольной жизни (пусть, мол, общество это оценит и выскажется), главный федеральный инспектор А. А. Маханьков сосредоточился на одной из существеннейших, по его мнению, проблем – контроля за качеством использования школьного компьютера. По его словам, школе необходимо обеспечить доступ именно к скоростному Интернету, чтобы в течение урока можно было не только войти в сеть да выбраться из нее, а и получить там достаточное количество полезной информации. Компьютер должен служить образованию, а не только развлечению ребенка.
Анатолий Андреевич также призвал руководство департамента образования больше внимания обращать на проблемы вроде бы простые, в буднях незамечаемые, но очень важные – освещение классов, питание, соответствие школьной мебели росту детей… По этим важным аспектам никто из специалистов, как ни странно, не имеет исчерпывающей информации. Только разве что по данным Роспотреб- и пожнадзора на 15 июля можно судить о том, что не готовы еще к началу учебного года 22 школы области. Камень преткновения, как оказывается, - дорогущая автоматическая пожарная сигнализация. Быть может, стоит подумать, а есть ли в ней необходимость в маленьких сельских школах? Надо смотреть на вещи реально: работать там эта аппаратура все равно не будет, т. к. нет там специалистов, способных содержать ее в постоянной готовности. А значит, на селе гораздо надежнее иметь примитивные средства пожаротушения – привычные стенды с ведрами, баграми и т. п., схемы эвакуации, и, главное, научить взрослых и детей своевременно этими средствами пользоваться.
Несмотря на неплохие вроде бы показатели по всем подпрограммам проекта, А. А. Маханьков призвал образованцев не расслабляться: бюджет отпускает на проект большие средства, и они должны быть использованы как можно более эффективно.
Людмила СИДОРОВА. |