|
|
|
|
И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ!.. Третьего сентября 1941 года по главному и политическому управлению СДС НКВД СССР был издан приказ об образовании Магаданского музыкально-драматического театра имени М. Горького. Корреспондент «ВМ» встретился с его директором Александром Сергеевичем Бондаренко, который ответил на ряд вопросов, связанных с большой исторической вехой в культурной жизни Магадана и Магаданской области.
В беседе была затронута тема названия театра. Вот мнение директора:
– Считаю, что, к сожалению, на сегодняшний день у театра нет имени. Когда-то он носил гордое имя Максима Горького, но 20 лет назад оно бесследно исчезло из всех документов. Думаю, что такая ситуация возникла в тот момент, когда у нас фактически образовалось два театра с двумя штатными расписаниями – музыкального и драматического театров, но… при одном «определенном директоре.
– Александр Сергеевич, известно, что магаданский театр в перестроечные и послеперестроечные годы переживал немалые трудности, прежде всего, финансовые. Как сегодня обстоит дело?
– В те времена наш театр терпел те же невзгоды, что и вся страна. Но администрация области, в определенной мере нарушая нормативы, разрешала пользоваться деньгами, которые мы получали из кассы для выплаты заработной платы. Случалось, что мы по четыре-шесть месяцев ее не получали. Подчеркну: администрация области взяла на себя ответственность за нарушение административных инструкций, выручала театр.
Ну и теперь, опять-таки, театр живет согласно всем канонам государственной, финансовой дисциплины, живет так, как вся сфера культуры Российской Федерации. Естественно, что наши заработки чуть-чуть отличаются от заработков работников сельского хозяйства, но нам далеко до уровня заработков работников образования, здравоохранения… Средняя заработная плата по театру составляет около 16 тысяч рублей.
Но самое примечательное в том, что ни один из артистов не пожаловался на низкую оплату труда. Они, осознавая свою особую роль в обществе, морально не готовы жаловаться, и не собираются это делать.
Труженики Мельпомены – терпеливый народ. Да мы и видим, что областная администрация делает все возможное, чтобы наше учреждение держать на плаву. Огромные средства выделяются на содержание здания, которое за многие годы обветшало.
– Какие меры предпринимаются для того, чтобы обеспечить творческий подъем театрального коллектива?
– До прошлого года у драматической, музыкальной трупп долгое время не было руководителей, не было режиссеров. Директор значился еще в роли и художественного руководителя, и режиссера. Один в трех лицах. Мы договорились: «иноземцев» не вызывать, у самих есть способные люди. Например, Мария Леонова, Михаил Никитин получили звания заслуженных артистов России, они и возглавили труппы. Все звенья укреплены, имеются помощники режиссера, зав. труппой, хореографы. Одним словом, все службы представлены.
Не хватает пока артистического состава. Отсутствует главный дирижер. Приезжие же главные дирижеры нас, простите, грабят. И потому главная проблема – найти скорее главного дирижера, хотя нас выручают местные магаданские дирижеры. Это дирижер муниципального оркестра Анатолий Кольцов и Константин Есипов, руководитель оркестра областной филармонии. Должен отметить, что дирижер – очень сложная профессия, со специальной подготовкой. Мы, тем не менее, работаем, пополняем свои ряды.
– А сколько у вас насчитывается, скажем так, непосредственных театральных единиц?
– За 2010-2011 годы у нас появилось семь новых артистов драмы и оперетты: Евгения Тушенцова, Илья Глебов, Валентина Панорина, Гульнара Ризоева, Эльдар Текатаев, Николай Бернс, Алексей Тарасюк…
Солисты оперетты – Аркадий Касацкий, Влад Поляков, Валерий Черепанов, заслуженные артисты Николай Бекасов и Елена Титенко, ведущая Оксана Плиско… Популярностью у зрителей пользуются народные артисты России, ветераны театра Ольга Седлецкая и Станислав Хомский, который 18 октября отметил свое 75-летие.
Укомплектованность трупп такова: в оперетте вместо 20 вокалистов тринадцать; в драме – 17 вместо 24. Это неплохой показатель, поскольку сцена у нас одна и свободные артисты могут переходить из одной труппы в другую. И в результате у нас получается одна мобильная труппа. В хоре вакансии заполнены полностью, а в балете не хватает трех человек. В основном нам не достает артистов-мужчин. – Александр Сергеевич, а на уровне Владимира Барляева можно кого-то назвать, есть ему замена?
– Сложный вопрос. С тембром и подачей его голоса, подготовкой, профессионализмом, его харизмой найти солиста непросто. Уровень Барляева непостижим.
– Кто же ныне на его стезе?
– Аркадий Касацкий, Яков Назимов, Николай Бекасов, Влад Поляков, Валерий Черепанов…
– Каким постановкам отдается предпочтение, что на первом плане значится в репертуаре?
– Готовим спектакль в честь 200-летия Бородинского сражения по пьесе Владимира Баскина «Поручик Ржевский», а также детскую постановку к Новому году. Главное направление – восстановление опереточной классики: Легара, Штрауса, Кальмана. У них веселые, красивые, бессмертные оперетты. Силы для этого есть. Для драмы современных произведений мало, но стараемся не отставать от требований времени. Составляем планы на 2012-2014 годы.
– Скажите, чем примечателен для театра юбилейный сезон?
– О приличном пополнении наших артистических рядов уже говорилось. Важно и то, что здание обновилось снаружи и внутри. Люди радуются. Подарком к юбилею было бы и то, если бы Правительство обратило более пристальное внимание на культуру. Я поздравляю всех работников театра с нашим праздником. Они достойные, самоотверженные, одаренные люди. Физики, математики, программисты хорошо оплачиваются. Однако вот талантливый артист значится по разряду техника. Государство должно озаботиться этой проблемой.
Здоровья, успехов вам, друзья!
Думаю, необходимо сказать и о директоре театра. В его трудовой биографии интересные страницы. Например, на целине три года возглавлял эстрадный коллектив. Служа в Дальневосточном военном округе выступал на сцене в качестве конферансье, был музыкантом воинского оркестра. В 1965 году работал ударником в оркестре магаданского театра. Награжден знаком «За достижения в культуре». Публикацию подготовил Петр ЛИВАНОВ.
ПРИКАЗ № 460 ПО ГЛАВНОМУ И ПОЛИТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ СДС НКВД СССР 3 сентября 1941 года гор. Магадан Содержание: об образовании музыкально-драматического театра им. М. Горького В дни священной Отечественной войны советского народа назрела необходимость коренного изменения репертуара Магаданских театров в сторону усиления и перестройки их работы, направленной на службу обороны социалистической родины. В целях наилучшего и полного использования Магаданского Дома культуры для высокохудожественного обслуживания трудящихся, создания лучших условий для плодотворной работы театральных коллективов, а также, учитывая недостаток актерского состава и необходимость максимальной экономии средств, ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. На базе слияния театра имени М. Горького и МЭТ с 10 сентября создать единый Магаданский музыкально-драматический театр Дальстроя. 2. Музыкально-драматическому театру в работе руководствоваться положением, объявленным в приложении к настоящему приказу. 3. Идейно-политическое руководство осуществляется Политуправлением Дальстроя НКВД СССР. 4. Административно-хозяйственное руководство театром осуществляется Административно-гражданским отделом ГУСДС НКВД СССР. 5. Финансирование театра осуществляется за счет доходной части театра и дополнительно из средств местного бюджета по линии Административно-гражданского отдела ГУСДС НКВД СССР.
Начальник Главного Управления Дальстроя комиссар Госбезопасности 3-го ранга НИКИШОВ. Начальник Политического Управления Дальстроя дивизионный генерал СИДОРОВ.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
(из книги А.Г. Козлова «Театр на северной земле»). Магаданский музыкально-драматический театр родился в Дальстрое, на одном из островов архипелага ГУЛАГ, и прожил свои «детство», «отрочество» и «юность» – первое двадцатилетие – на положении «крепостного» театра. *** Сцена этого театра стала спасительным берегом для десятков талантливых людей, которые могли бы безвестно сгинуть в рудниках, на приисках, в шахтах и на лесоповале, погибнуть от «случайного» выстрела вохровца или умереть за колючей проволокой. *** Уже в мае 1933 года немногочисленные зрители аплодировали на первой магаданской (точнее, наверное, нагаевской, ведь Магадана-то еще не было) премьере – спектакле «Утопия» в постановке первого режиссера Г.П. Шнабеля. *** В июле 1934-го в Магадан с этапами заключенных прибывают и актеры-профессионалы. *** В августе 1934 года появилось первое упоминание в печати о спектакле в Рабочем клубе по пьесе «Возвращение» М.Тригера. *** В начале 1936 года в театре УСВИТЛа поставили первую оперетту «Как её зовут» О.Долгорукова (либретто Н. Адуева). Зрители очень тепло встретили артистов. *** Летом 1936 года состоялись первые гастроли театра УСВИТЛа по Колымской трассе. Магаданские артисты посетили отдаленные прииски рабочие поселки, где имели аншлаг. *** 21 июня 1938 года – первое упоминание в печати Магаданского театра имени М. Горького. Присвоение имени великого пролетарского писателя, несомненно, воодушевило и окрылило актеров и ко многому их обязало. *** 27 августа 1938 года молодой режиссер Магаданского театра Георгий Николаевич Кацман выехал в первую командировку в Москву для «вербовки» актеров. *** 6 ноября 1938 года состоялась премьера спектакля «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева, с которой долгое время начинали отсчет официальной истории Магаданского театра, именовавшегося с ноября 1938 года «драматическим театром имени М. Горького ГКО ГУСДС НКВД». *** ХРОНИКА СОБЫТИЙ (из книги А.Г. Козлова «Театр на северной земле»). *** 20 декабря 1939 года при Магаданском театре открылись актерские курсы для молодежи коренных северных народностей, ставшие очень популярными. Уехав в свои села, молодые актеры стали обучать своих сельчан актерскому мастерству, организовывать театральные кружки и студии. *** 3 сентября 1941 года был издан приказ о слиянии драматического и эстрадного театра, так и родился музыкально- драматический театр имени Горького. *** Летом 1941 года театр попытались закрыть, но поняв, какое неоценимое патриотическое значение оказывают его спектакли на население, осенью того же года театр вновь открыли. *** Несколько актеров оставили сцену и ушли добровольцами на фронт. *** 9 декабря 1942 года состоялась первая радиотрансляция концерта магаданских артистов на Хабаровский край. Хабаровчане прислали телеграмму, в которой сообщали, что слушали магаданцев с восторгом и удовольствием, пожелали нашим дальнейших успехов и творческих побед! *** В октябре 1943 года в Магадан эвакуировали целую труппу украинского театра музыкальной комедии из г.Молотова. Театр пополнился талантливыми артистами, которые надолго связали свою судьбу с нашей сценой. *** Весной 1944-го на Магаданской сцене впервые поставлена опера «Катерина» по мотивам поэмы Т. Шевченко (осуществлена к 130-летию со дня рождения поэта). *** 26 мая 1944 года Магаданский театр посетил вице-президент США Генри Уоллес, в честь этого события в театре был грандиозный концерт! *** В 1945 году будущий народный артист РСФСР Леонид Варпаховский ставит на нашей сцене потрясающую оперу «Травиата», которая завоевала признание не только публики, но и лагерного начальства. *** В феврале 1945-го большая группа артистов и работников театра была награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаками «Отличнику-дальстроевцу» *** Весной-летом 1951-го с «материка» прибыла большая группа драматических актеров и артистов оперетты, большинство из которых на десятилетия связали свою творческую жизнь с магаданским театром. *** 1954-й год – с ликвидацией Дальстроя и образованием Магаданской области театр передан в ведение Министерства культуры РСФСР. *** И сегодня – Магаданский государственный музыкальный и драматический театр, в статусе автономного учреждения культуры под руководством Александра Сергеевича Бондаренко – отмечает свой славный 70-летний юбилей. ВСПОМНИМ ИХ ИМЕНА Много славных имен знает история нашего театра. Навсегда вписаны они в страницы колымской истории: Вадим Козин, Георгий Жженов, Юрий Розенштраух (Кольцов), Александр Демич, Леонид Варпаховский, Иван Эллис, Борис Энтин, Борис Тернер, Надежда Изаксон, Нина Гамильтон, Николай Шайкин, Аркадий Школьник, Наум Нальский, Петр Ладирдо, Ида Зискинд, Галина Ветрова, Александр Дзыгар, Эдди Рознер, Валентин Португалов, репрессированные художники Леонид Вегенер, Василий Шухаев, Исаак Шерман, Герц Шлоссманис… Их дело продолжил заслуженный художник России Владимир Николаевич Мягков, который долгие годы был главным художником театра. Владимир Незнамов, Николай Акимов, Иван Нагаев, Марина Удольская, Михаил Кабалов, Василий Пименов, Антонина Винник, Виктор Розанов, Игорь Жуховицкий, Игорь Безуглов, Виктор Александров, Константин Глушенко, Вячеслав Бобровских, Александр Селезнев, Галина Деревягина, Павел Годзяковский, Жанна Козловская, Анатолий Шейкин, Андрей Варфоломеев, Алексей Мазуренко, Николай Смирнов, Анатолий Поздоровкин, Владимир Поздин, Игорь Гуревич, Владимир Барляев и многие-многие другие… Будем же помнить о них. Светлая им память… |