|
|
|
|
В кинотеатре «Горняк» состоялась демонстрация фильма «Гоголь. Ближайший», режиссером которого является Наталья Бондарчук – дочь именитого советского кинодеятеля Сергея Бондарчука. В аннотации к нему сказано: эта картина о последних днях великого писателя и его непростых отношениях с церковью. Впервые она вышла на экран в 2009 году, когда мир отмечал 200-летие автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», на православном фестивале «Золотой витязь». А выйти к широкому зрителю мешала, как призналась Наталья Бондарчук, катастрофическая нехватка денег. И только после подключения к процессу Министерства культуры РФ «Гоголь. Ближайший» пошел на экраны страны.
А почему у кинопроизведения такое название? В Италии Гоголь позировал знаменитому русскому художнику Александру Иванову для полотна «Явление Христа народу», и был изображен ближе всех к Христу. Фильм увидят в Италии, Франции и Австрии. Тут необходимо напомнить, что предыдущий фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль» по теме и названию перекликается с новым. И то, что они повествуют о драматических периодах самых ярких светил русской литературы, великая заслуга их создателей.
И все же прокатная судьба фильма о Гоголе непроста. Н. Бондарчук так объясняет причину:
– У российского кино, если это не комедия, не будет коммерческого успеха. Мы долго приучали молодежь, которая ходит в кино, исключительно к поиску развлечений, к аттракционам. И в итоге получили то, за что боролись: на серьезные, на глубокие фильмы зрителя не заманишь.
В активе заслуженной артистки РСФСР роли в лентах «У озера», «Пришел солдат с фронта», «Ты и я», «Солярис», «Звезда пленительного счастья», «Красное и черное», «Юность Петра», «В начале славных дел».
Как режиссер и сценарист Н. Бондарчук ярко проявила себя в картине «Бессчастная Матренка», «Пошехонская старина», «Медный всадник», «Живая радуга» и «Детство Бемби»…
*** В кинозале «Горняка» магаданцы, взрослые и дети, воспринимали «Гоголь. Ближайший» с напряженным вниманием и, можно сказать, с некоторым удивлением. Ясно и то, что понять и оценить его может более или менее подготовленный человек, достаточно образованный. Во-первых, надо неплохо знать биографию писателя, его произведения и взаимоотношения с тогдашним обществом и, конечно, его взгляды на социальную реальность. Иначе многие детали окажутся, как говорится, «за кадром».
Разумеется, пересказывать сюжет фильма дело скучное. Его надо просто смотреть и получить личное представление о его значимости, правдивости и художественности. К характеристикам персонажей фильма, которые выстроила режиссер, обязательно следует прислушаться.
*** Магаданцы тепло встретили Наталью Бондарчук. Ей сказано немало приветливых слов за добрые фильмы, за стойкое служение российскому киноискусству. Вручая московской гостье букет цветов, заместитель мэра Магадана Юрий Казетов отметил:
– Ни для кого не секрет, что в 80-е годы Магадан называли культурной столицей Крайнего Северо-Востока. Думаю, что таковой он является и сегодня. Приведу маленькую статистику: если сравнить число людей, посещающих в нашем городе кинотеатр, и в таких больших городах, как Казань, Нижний Новгород и т.д., то тут мы побеждаем. А если говорить о количестве кинотеатров на душу населения, то мы далеко впереди. Это говорит о том, что в Магадане продолжают интересоваться кино. У нас благодарный зритель. И мы рады, что вы приехали в наш, пусть холодный, но в действительности душевный и теплый город. Я отношу себя к поколению, которое выросло на ваших фильмах. Для меня фильм «Солярис» и вы в роли Хари – это определенный этап моего взросления. Я хотел бы поблагодарить вас за ваше творчество, пожелать творческих успехов.
*** С большим вниманием выслушано выступление Натальи Бондарчук:
– Дорогие мои! По полному залу понимаю, что вы уважаете российский кинематограф, который переживает не лучшие дни. Но когда встречаюсь с таким полным залом, жить хочется, снимать хочется для вас. Я привезла вам картину «Гоголь. Ближайший», но ни одна аудитория меня еще ни разу не отпустила, не выяснив мое происхождение. Да, я дочь Сергея Федоровича Бондарчука и Инны Владимировны Макаровой, которая сыграла в «Молодой гвардии» Любку Шевцову, снималась в фильмах «Высота», «Дорогой мой человек», «Женщины», «Девчата», «Еще не вечер»…
Почему я, будучи довольно успешной актрисой, стала режиссером? Во-первых, скажу, что мне повезло дважды учиться в институте кино – потрясающей мастерской Сергея Игнатьевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой… Я рано стала кинорежиссером, в 22 года, начала заниматься несвойственной женщинам профессией. И первые мои фильмы всегда были о «золотом веке». К пушкинской теме подошла, когда снималась в фильме «Звезда пленительного счастья». Для меня было счастьем соприкасаться с Марией Николаевной Волконской. Мое сердце принадлежит только «золотому веку». Почему? Никогда в жизни у нас не было столь возвышенной поэзии, такой остроты философского мышления, такого динамизма жизни и проявленной любви к людям. Тогда появились сплошные гении – Жуковской, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский… ***
Наталья Бондарчук ответила на вопросы магаданцев:
– Наталья Сергеевна, как вы оцениваете общее состояние нашей культуры, и, в частности, какой вы видите сегодня российскую зрительскую аудиторию?
– Помню съезд кинематографистов, когда громили Ростоцкого, Наумова, моего отца и т.д. Это было на пороге нового времени. И отец предсказал тогда две вещи (это был 1986 год): разрушение Советского Союза и немыслимое падение культуры. И оба эти события произошли. Культура пала. Общемировая культура тоже пала, потому что, когда уходил из жизни гениальный мастер Федерико Феллини (о котором дети наверняка ничего не знают), он сказал грустную фразу:
– Мой зритель умер.
Сергея Федоровича Бондарчука знает среднее поколение людей, молодое поколение знает чуть-чуть. Поднимите руки, кто видел фильм «Они сражались за Родину». Мало, очень мало… В Челябинске я спросила у зрителей:
– Как звали жену Пушкина?
Были такие ответы:
– Екатерина, Татьяна…
Только двое ответили правильно – Натали. Потом я спросила одного мальчика, из хорошей, видно, семьи:
– Кто твой любимый русский киноактер?
Он сказал: Шварценеггер.
Зал расхохотался, а он не понял. Он видит в кино всех актеров американских, говорящих (в переводе) по-русски. Вот так!.. В Курганской области, когда была там, вообще не было ни одного кинотеатра. А вам повезло, что в Магадане есть такой потрясающий кинотеатр, вы сидите в мягких удобных креслах и т.д.
– Каким вы представляли Магадан и каким вы его увидели?
– По Шаламову, по фильмам… Я очень люблю всю нашу Родину. Понимаю, сколь трудно все это хозяйство поднять. Мы умеем разрушать до основания, а затем… А что затем? Непонятно. Мы разрушили многое на глазах одного поколения. У нас были хорошие школы, хорошие больницы, защищенный народ… И мы вместо того, чтобы это хозяйство сохранить и кое-что еще прибавить, разрушили. Разрушили то, что наши дедушки и отцы с большим трудом завоевали. Зачем дали людям грабить? Мне тяжко бывать в регионах, которые на себе все это ощущают до сих пор. В школах недостача всего. Но главное – культура. Все остальное приложится…
***
Вполне определенно можно сказать: магаданцы смотрели фильм «Гоголь. Ближайший» с интересом. Внимание привлекали живописные пейзажи, сюжеты украинской усадьбы позапрошлого века, бытовые сценки, колоритные персонажи… Отличная операторская работа!
Ну, и в заключение: магаданская премьера картины «Гоголь. Ближайший» прошла успешно. Пожелаем ее автору творческих успехов. |