|
|
|
|
«Музыка – могучий источник мысли, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». В.А. Сухомлинский. СЛЫШАЛИ ГОЛОС СКРИПКИ В 1954 году 7 ноября «Магаданская правда» сообщила об открытии в Магадане музыкальной школы. Школа родилась через девять лет после тяжелейшей войны с фашистской Германией и ее сателлитами, после разгрома милитаристской Японии. Первые абитуриенты детской музыкальной школы Магадана сдавали вступительные экзамены в областном музыкально-драматическом театре, в то время носившем имя А.М. Горького. Уроки проходили в клубе «Строитель». Было такое деревянное, но солидное здание, располагавшееся по улице Парковой. Затем музыкальная школа обосновалась по улице Парковой, через дорогу напротив Дворца спорта в двухэтажном деревянном здании, где прежде располагались структуры НКВД. Там перед домом на высоком деревянном постаменте находился бюст Феликса Дзержинского. У двери часовой, зимой в теплом белом полушубке с карабином. Окна зарешечены, за ними кипела работа. Серьезные женщины с широкими толстыми увеличительными стеклами (их рабочий инструмент) перлюстрировали чьи-то письма. Бюст удалили. Сотрудники НКВД, а затем ВОХР, оставили здание. Его подремонтировали, наполнили музыкальными инструментами и начались занятия. Проходя мимо этого здания, горожане уже слышали звуки фортепиано. Исполнялись «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, этюды Фридерика Шопена, слышали голос скрипки, рассказывающий о Синдбаде-мореходе из произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада». Звучали этюды Черни и гаммы. Большинство преподавателей школы являлись выпускниками советских музыкальных учебных заведений. В школе также преподавали и те, кто оказался на Колыме не по своей воле. Среди них был Александр Артамонович Дзыгарь. В свое время он обучался музыкальному мастерству в Китае в городе Харбин, где после октябрьских событий в России в 1917 году проживало много русских эмигрантов. В 1945 году советские войска разгромили японскую Квантунскую армию в Китае. Дзыгарь был репрессирован и отправлен в качестве заключенного на Колыму. После освобождения он в музыкальной школе учил детей играть на скрипке, работал концертмейстером в театре им. А. М. Горького. Это был высокий, импозантный человек с благородными крупными чертами лица. Он выходил на сцену во фраке. Скрипка в его руках казалась маленькой, детской. Он бросал взгляд в зал и вот уже смычок лег на струны и в свете юпитеров звучала «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса или какая-либо другая мелодия. Зимой в благодатные не морозные дни вечером в свободное от театра время его можно было встретить в центре города с актрисой театра Белявской. Они гуляли вдвоем. Вызывая друзей на прогулку, он с улыбкой на лице, нагибался к снегу, черпал его своей крупной рукой, лепил небольшой снежок, и выпрямившись, кидал его легко с навесом в светящееся окно своих друзей. И было видно, что эти прогулки, под кружащимся в свете фонарей снегом, доставляли ему радость ощущения бытия, свободы быть собой. Ибо он испытал их отсутствие. «УЧИТЬСЯ БЫЛО ПРЕСТИЖНО» Прошло время в 1998 году школа переселилась из деревянного здания в каменное капитальное вглубь квартала, на Парковую, 17а. С 1989 года детской музыкальной школой руководит Любовь Афанасьевна Стебловская. Молодым специалистом после окончания Харьковской консерватории, в 1974 году Любовь Афанасьевна приехала на Чукотку на прииск Полярный. Здесь она работала директором музыкальной школы. Ее открывали вместе с руководителем Полярнинского горнообогатительного комбината Валерием Брайко. Через два года новое назначение: Шмидтовский район Чукотки, село Рыркайпий. Здесь была создана музыкальная школа для коренных чукотских детей. Любовь Афанасьевна говорит: «Чукотские дети необыкновенные. У них очень развито чувство ритма. Они искренние, трудолюбивые». Дети проживали в интернате, на занятия ходили с интересом. Работники культуры Шмидтовского района в составе агиткультбригад вылетали на вертолетах МИ-4, МИ-8 к оленеводам в тундру. Выступали перед ними с музыкальными номерами. Киномеханик, входивший в состав культбригады, на передвижном киноаппарате «Украина» показывал кинофильмы, организовывались выставки. В 1984 году Любовь Афанасьевна с семьей приехала в Магадан. Является заслуженным работником культуры РФ, почетным работником культуры Магаданской области, почетным работником культуры города Магадана. По точному определению Любови Афанасьевны, рассказывающей об истории ДМШ, в доперестроечное время «школа росла как на дрожжах. Первые наборы тридцать, сорок, пятьдесят человек. И к концу семидесятых годов (прошлого века) в ней уже обучалось 520 детей основного контингента и 200 учащихся подготовительных групп». В 1971 году в Магадан прилетел Мстислав Ростропович. В музыкальном училище он выступил с сольным концертом. Надо сказать, что и область, в то время включавшая в себя и Чукотку, в промышленном плане развивалась огромными темпами. Колыма имела статус валютного цеха страны. Усилия государства были также направлены на нравственно-духовное развитие человека, на благосостояние каждого гражданина страны. «В то время учиться в музыкальной школе для детей было престижно. Престижно было и для родителей, что их дети учатся, – говорит Любовь Афанасьевна. – Преподаватели были высочайшего класса». Приближаясь к дню сегодняшнему, Любовь Афанасьевна рассказала, что к началу перестройки «Магадангражданпроект» подготовил проект нового здания музыкальной школы с клумбами, цветами, двориком. Но… «наступили сложные годы». Имеется в виду девяностые. С проектным зданием пришлось расстаться. Школа выживала. А затем перешла из старого строения в переоборудованное здание. Это произошло при активном содействии в то время мэра города Николая Борисовича Карпенко, ныне заместителя губернатора, и мэра Магадана Владимира Петровича Печеного. Директор школы выражает им глубокую благодарность. ИНСТРУМЕНТ НА ВЫБОР Касаясь дня сегодняшнего, директор говорит: «Согласно положению, дети начинают учиться у нас с пяти лет и до наступления семнадцати. В школе несколько отделений: фортепианное, народное отделение, куда входят баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара. Оркестровое отделение, это скрипка, виолончель и духовые инструменты. Вокальное отделение, где преподается вокал академический и вокал народный. Есть определенная форма зачисления ребенка в школу. Экзамен – где определяется способность обучению музыке по следующим критериям: слух, ритм, память. По учебному плану у нас значится – «инструмент по выбору». Родители пишут: «ребенок будет учиться по специальности фортепиано или скрипка, или виолончель. Дети могут выбрать второй инструмент со второго класса. Но количество часов на занятие с ним, по сравнению с основным инструментом, малое. (Продолжение на стр. 36). (Продолжение, нач. на стр. 5). КОНДАК Изучая историю музыки, ребята на уроках и из музыкальной литературы узнают о сонатных формах. О симфонических оркестрах – чей состав колеблется от 50 до 120 человек, о камерном оркестре, состоящем от 30 до 40 человек. Узнают о хоре, хоровых произведениях. С интересом ребята слушают о музыке древней Руси, о том, что кондак – это род богослужебного торжественного церковного песнопения. Один из ранних кондаков связан с именем русских святых Бориса и Глеба, убитых Святополком в самом начале одиннадцатого века. Узнают о древних музыкальных инструментах, таких, как гусли, о смычковом инструменте гудке, о сопели, свирели, цевнице (многоствольной флейте). Ребята слушают рассказы о творчестве великого русского композитора, основоположника национальной классической музыки Михаила Ивановича Глинки (1804-1857 гг.). О том, что им написана музыка к операм «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Школьники узнают, как жил и сочинял музыку русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908 гг.). Что им написана музыка для мужского хора «Песнь о вещем Олеге», «Дубинушка» – для оркестра и хора, музыка к колядным песням «Ночь перед Рождеством», и много, много других произведений. Николай Андреевич возглавлял «Бесплатную музыкальную школу» в Санкт-Петербурге. Ребята знакомятся и с творчеством русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881 гг.). Ему принадлежит музыка к опере «Борис Годунов». ВСЕ У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ Интересуюсь у Любови Афанасьевны, сочиняют ли учащиеся музыку? Она знакомит меня с небольшой книжицей в твердом переплете с золотистым тисненным заголовком «Юные композиторы – Северу», издание 2004 года. Говорит: «У нас работал Юрий Иванович Евдан. Он вел факультатив по компьютерной музыке. Назывались занятия «музыкальное моделирование». Дети записывали мелодию. Потом подбирали ее на компьютере… Юрий Иванович уехал, и я как осиротела. Говорят, что незаменимых людей нет. Я не верю этому. Евдан был настолько предан делу, детям. Безотказный. И вот эта книга с нотами его учеников. Дети любили его». Любовь Афанасьевна говорит: – Для того, чтобы занятия давали положительный результат, должно быть обоюдное согласие и ребенка, и родителей. Почему? Ребенку в первое время нужна помощь родителей. Не в том плане, чтобы родители показали на нотах, где «до» или «ми». Необходима психологическая помощь, а именно: поддержать ребенка, успокоить, подбодрить словами «да все у тебя получится». Дети есть дети. Второе – необходима усидчивость. Музыкант – это усидчивость. И нужна система занятий. Наскоком ничего не сделаешь. В ШКОЛЕ ИДУТ ЗАНЯТИЯ Большой актовый зал школы. На сцене черный рояль – дитя музыкального инструмента монохорда из Древней Греции, трансформировавшегося сначала в клавикорд, затем в клавесин, а в 1709 году из клавесина в фортепиано. Знаменитый французский философ Вольтер (1694-1778 гг.) писал, что «никогда этому мещанскому выскочке не удастся развенчать благородный величественный клавесин». Во Франции, при директории, зажиточные дамы, отправляясь на воды, включали в свой багаж и фортепиано, разумеется, умея на нем играть. Вольтер ошибся. Фортепиано стало ведущим музыкальным инструментом. Сейчас в большом зале на рояле занимается Катя Кочетова. Вот класс Ольги Игоревны Гороховой. Здесь дети изучают сольфеджио. Слово это итальянское, и означает оно вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот, при котором называются ноты. Сольфеджировать – уметь, глядя в ноты, припевать вслух или про себя музыку с нотного стана. В другом классе педагог Лариса Львовна Мельничёнок ведет занятие по виолончели с ученицей Зоей Гусевой. «Ладушки» (ансамбль ложкарей) занимаются в своем зале. Тут ведут урок Татьяна Афанасьевна Кокорина и концертмейстер Евгений Анатольевич Давыдов. Из-за двери соседнего класса доносятся звуки пианино. Урок ведет заместитель директора школы Надежда Александровна Конорева. Следующий класс Валентины Архиповны Шишкиной. Здесь баян, его аккорды. И так на первом этаже, на втором. Здание наполнено звуками различных музыкальных инструментов, оно впитало их в себя, чистое, аккуратное, наполненное весенним светом. КАК ХОРОШО, ЧТО МЫ УЧИЛИСЬ Любовь Афанасьевна говорит: «Сейчас многие стараются быть юристами, экономистами, в том числе и наши выпускники. Мы все равно рады, что они туда идут. Почему? Когда проходит встреча выпускников нашей школы с обучающимися детьми, то выпускники, приходя на встречу, высказывают нам, педагогам, добрые слова. Обучение в музыкальной школе хорошо стимулирует память, усидчивость, организует. Выпускники говорят: «Как хорошо, что мы учились». И родители говорят: «Если бы не музыкальная школа, то стояли бы они в подворотне, курили. Школа научила, заставила быть организованным». Любовь Афанасьевна рассказывает: «Большую работу приходится проводить с родителями. Иногда мама говорит своему ребенку: «не хочешь – не ходи!» (имеется ввиду занятия в музыкальной школе). Я говорю родительнице: «Сегодня он вам сказал не хочу. А завтра скажет: и в ту школу не хочу». Все заложено в семье, в воспитании. Иногда обижаются на меня люди других специальностей – финансисты, юристы, экономисты. Я им говорю: «Вы проучились пять лет. Получили специальность. Но музыканту надо пройти длинный путь для того, чтобы научиться играть, понимать, воспитывать. Семь лет в музыкальной школе, четыре года в музыкальном училище, пять лет в консерватории. И даже потом, в аспирантуре. Вот такой длинный путь. У нас учится большое количество детей из интеллигентной среды. Дети врачей, работников детских садов, педагогов. Они стараются для своих детей. При школе работает детская филармония «Дети детям». В ее задачу по определению педагогов входит: «развитие музыкального кругозора и художественного вкуса юных слушателей. Знакомство с лучшими образцами классической музыки, с русской музыкальной культурой, с культурой народов Крайнего Севера, с творчеством молодых композиторов и исполнителей города Магадана. А также пропаганда русского фольклора и русских народных инструментов». Любовь Афанасьевна говорит: «Мы взаимодействуем со школой № 14, с гимназией английской, двадцать четвертой, с лицеем № 30. К нам приходят на встречу дети общеобразовательных школ с четвертого по шестой класс. Наши дети играют Моцарта или поют. Жизнь меняется. Сейчас другие приоритеты. Считается главным компьютер, физкультура. Но то, что связано с духовностью, с художественным образованием: музыкой, хореографией, живописью – не должно предаваться забвению. Мы, маленькая песчинка, хотим, чтобы у наших детей осталось в сердцах прекрасное, высокое… Вы же видите, что по телевизору показывают… Или то, что сейчас происходит с законом об образовании, где не знают куда нас (школы искусств) отнести. Мы считаемся как система дополнительного образования. Это неправильно. В прошлые годы мы считались как начальное музыкальное образование». (Окончание на стр. 37). (Окончание, нач. на стр. 5). Здесь нельзя не согласиться с Любовью Афанасьевной. Нередко выпускники музыкальных школ шли работать в детские сады, где требовался музыкальный работник, владеющий фортепиано, а иногда баяном или аккордеоном. «Это уже хлеб в руках», – говорила одна из выпускниц музыкальной школы, зарабатывая этот хлеб в детском саду. Другая выпускница зарабатывала тем, что аккомпанировала на уроках танца для взрослых. Игрой на различных музыкальных инструментах люди обеспечивают себе заработок на корпоративных вечерах, на свадьбах и т.д. То есть они приобретают профессию, которая дает им возможность работать. То же самое относится и к художественным, и хореографическим училищам. Но не менее важно то, что школа искусств – это та ступень, которая ведет к вершинам творчества. Вышиби ее из-под ног – как дальше идти?.. Кому выгодна бездуховность общества? Тем, кто его привел к стяжательству, кто толкает на курс обогащения любой ценой, тем, кто издает законы, ведущие общество к деградации под демагогию о его благе? Любовь Афанасьевна затронула тему молодых специалистов-музыкантов. – Мы рады тому, что к нам на работу приходят молодые специалисты. Очень рады. Наша ученица Анна Николаевна Баранова закончила в Москве училище имени Гнесиных и теперь преподает в школе. Касаясь темы специалистов, уезжающих в Москву, директор возмущается: – Они рвутся в Москву. Рвутся. Но там же трудно найти работу. Там столько учебных заведений, училищ, колледжей, можно утонуть. Но здесь, в Магадане, раздолье – вы работаете. Работаете. Вы не будете стеснены в финансах, если будете работать. А время у музыканта это позволяет. В Москве нередко нужно поступиться человеческими принципами. Это не все могут. «ПРЯЛИЦА», «ЛАДУШКИ», «РОДНИЧОК» И «ЗВОНКИЕ ГОЛОСА» Учащиеся музыкальной детской школы с начала этого года приняли участие в «Рождественском концерте» в МЦК, где выступили ансамбли «Прялица», «Звонкие голоса», «Родничок». Фольклорный ансамбль «Прялица» и ансамбль «Ладушки» являются образцовыми. Семьдесят девять человек участвовали в V городском фестивале популярной классической музыки. Из них 15 стали лауреатами. В марте на состоявшейся городской музыкальной теоретической олимпиаде все тринадцать человек из школы, что изъявили желание принять участие в ней, стали лауреатами и дипломантами. Городской конкурс исполнителей на народных инструментах также порадовал педагогов школы. Из 19 человек, принявших в нем участие, десять стали дипломантами и лауреатами. ХV областной конкурс исполнителей на народных инструментах также принес успех школе. Выступают учащиеся школы и со взрослыми. Например, с магаданским русским оркестром в концерте «Новые имена». Первый тур городского фестиваля «Звездопад» тоже прошел с участием школы. Учащиеся добиваются успехов и во всероссийском масштабе. Дипломом победителя общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в номинации «музыкальное искусство» награждена учащаяся ДМШ г. Магадана Екатерина Кочетова. Диплома и премии Президента в рамках национального проекта «Образование» удостоена учащаяся детской музыкальной школы Екатерина Войтенко. Областная премия и диплом в рамках проекта «Молодые таланты Колымы» вручена Полине Безбородовой. Четверо учеников музыкальной школы получают стипендию губернатора Магаданской области. Один ученик удостоен стипендии мэра города Магадана. «…ЗАСЛУЖИВАЮЩИЕ ВЫСОЧАЙШЕЙ ОЦЕНКИ» Долгие годы в школе плодотворно трудится заслуженный работник культуры РФ, почетный работник культуры Магаданской области преподаватель по классу фортепиано Людмила Евгеньевна Герасимчук. За достижение высокохудожественного и профессионального мастерства в обучении своих питомцев она удостоена премии губернатора Магаданской области. Не один десяток лет обучает ребят почетный работник культуры Магаданской области Юрий Владимирович Яценко. Он награжден нагрудным знаком «За достижения в культуре». 25 лет преподает в детской музыкальной школе Татьяна Чувалова. В этом году ей присвоено звание «Почетного работника культуры города Магадана». Призером III городского конкурса профессионального мастерства «Призвание – творчество» стала преподаватель Светлана Ляхова. Музыкальную школу заканчивал и ныне работающий в ней концертмейстером Александр Горностаев, занявший первое место в конкурсе «Золотой Феникс» в столице Испании Мадриде. Александр занял второе место и в конкурсе молодых музыкантов-исполнителей во Владивостоке. Во время чествования лауреатов конкурса «Призвание – творчество», при поздравлении победителей конкурса мэр Магадана Владимир Печеный заметил: «Мы редко приглашаем звезд. Нам хватает своих звезд. Это у нас есть – свое, родное, заслуживающее высочайшей оценки». Подтверждением этого служат те горячие аплодисменты, которыми зрители приветствуют наших юных и маститых исполнителей, чуткость, с которой они относятся к ним. Эти аплодисменты в неменьшей степени относятся и к тем, кто взрастил эти таланты, к их учителям. «ЧЕЛОВЕК СТОИТ ВЫСОКО» Мир наполнен музыкой. Классическая музыка – эталон прекрасного, возвышенного, духовного. Как сложный организм – она требует к себе серьезного, вдумчивого отношения. Есть люди, глубоко понимающие ее, а есть только общающиеся с ней, от случая к случаю или еще как-либо. Немецкий крупнейший философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) говорил: «Дилетант любит в музыке преимущественно понятное выражение чувств и представлений, материал, содержание, и потому он обращается главным образом к сопровождающей музыке. Напротив, знаток, которому доступны внутренние музыкальные соотношения звуков и инструментов, любит в инструментальной музыке художественную разработку гармонии, мелодических переплетений и сменяющихся форм. Он полностью наполнен самой музыкой»… Здесь стоит вспомнить и высказывание русского режиссера, педагога, теоретика Бориса Александровича Покровского: «Свойство воспринимать музыку поддается воспитанию». Об изображении природы в музыке немецкий поэт и мыслитель Гете писал композитору Карлу Фридриху Цельтеру: «На ваш вопрос… что может изображать музыкант, я должен ответить парадоксом: ничто и всё. Ничто! Так как он подражает тому, что воспринял с помощью внешних чувств и все то, что он ощутил с помощью воздействия этих внешних чувств. Подражать грому в музыке вовсе не является искусством, но музыкант, вызывающий у меня такое ощущение, как будто бы я слышу гром, был бы неоценим. Таким образом, мы имеем для фиксации полного покоя, полной тишины и даже отрицания точное выражение, для доказательства которого у нас есть масса примеров». «…Человек в себе самом, поскольку он руководствуется своими собственными нормальными чувствами, является величайшим и точнейшим физическим аппаратом, который только может быть дан… Человек стоит так высоко, что в нем выражается невыразимое. Что значат все струны и все механические расчленения по сравнению с ушами музыканта?..» *** В кабинете директора на стене за ее спиной средних размеров полотно в рамке. На нем в золотистых тонах изображен саксафон. От него во все стороны расходятся, как звуки, золотые лучи. Инструмент озаряет, разгоняет тьму. Он освещает все вокруг себя. Такова сила музыки. О. МИХАЙЛОВ |