Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ВЕКОВ – В ВОСПИТАНИЕ НОВОЙ СМЕНЫ СЛОВА ОТ ДУШИ
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Духовное поле

 

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ВЕКОВ – В ВОСПИТАНИЕ НОВОЙ СМЕНЫ СЛОВА ОТ ДУШИ

 
 
Дата публикации: 17-02-2011, 08:32

Материалы по теме

  • В Магадане сегодня пройдут на XII областные Рождественские образовательные чтения
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2012
  • Х РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
  • 10-Е РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
  • IX ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
  •    

    Доброе дело начинается с молитвы. Вот и XI Рождественские образовательные чтения, которые начались у нас 11 февраля 2011 года (хорошая цифра11) по традиции и православной вере стартовали перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» с молитвы по благословению епископа Магаданского и Синегорского Гурия. В переполненном зале муниципального Центра культуры люди помолились за успех того дела, ради которого они собрались здесь в февральский холодный день. А дело это такое многотрудное и такое доброе, что ради него не жаль ни времени, ни средств, ни личного благополучия. «ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ – СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ» – какая еще тема может претендовать на главенствующую сегодня роль. Владыка Гурий правильно отметил, что тема эта в нашем российском обществе отнюдь и к сожалению не сезонная, вот и теперь в год 20-летия (да только ли) юбилея Магаданской и Синегорской епархии она будет самой, что называется, востребованной. Ибо, как сказал Святейший Патриарх Кирилл на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений в Москве: «Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты. Образование – важная сфера взаимодействия церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей».
    Вот на основе программного заявления Предстоятеля Русской Православной Церкви и магаданские светские, и православные власти определили основной стержень чтений. Он заключался в осмыслении путей общественного взаимодействия в духовно-нравственном воспитании нового поколения; в определении роли христианских традиций в современном образовании; в анализе влияния православных ценностей на духовное развитие молодежи; в определении значения религиозных ценностей в жизни общества.
    Пожелав успехов участникам Рождественских чтений, владыка Гурий предоставил слово заместителю губернатора Магаданской области Валентине СОБОЛЕВОЙ. Она по поручению губернатора Николая Дудова приветствовала участников чтений и пожелала форуму успешной работы. Вручив от имени губернатора владыке Памятный адрес в знак благодатной работы в регионе на ниве добра и в честь 20-летия епархии, зам. губернатора четко отметила, что главная тема чтений – Православие. И коль религия становится регулятором поведения личности, то светская власть естественно стремится строить с ней конструктивные отношения. Они осуществляются и через комиссию по вопросам религиозных объединений при губернаторе области. Это необходимо, подчеркнула Валентина Соболева, потому что не исчезли сами по себе проблемы в образовании, в семье. К сожалению, а может и преднамеренно, искажаются программные высказывания Президента РФ о модернизации страны и, в частности, образования. Но мы-то должны всегда помнить, что семья – главный фактор становления личности. Еще Лев Толстой произнес крылатые слова, что все семьи счастливы одинаково и каждая несчастлива по-своему. А у нас вот появились и «семьи риска» и этому злу нужно противостоять. Здесь неоценима роль Церкви, СМИ.
    Рождественские чтения приветствовал мэр Магадана Владимир ПЕЧЕНЫЙ. Он отметил, что образование, воспитание наших детей, так или иначе, скажется на судьбе государства. И не помогут ни так называемая новая концепция нравов, ни ювенальная юстиция. Поможет библейская синайская заповедь, в которой говорится о почитании детьми родителей своих. Эта цепочка не должна разорваться.
    Владимир Печеный сравнил Рождественские чтения со своеобразным новгородским вече, где воспитываются патриотизм, основы православной культуры, где идет борьба с наркоманией и алкоголизмом. Он также оценил роль Православной Церкви как объединяющий центр в одну семью людей, которым так легче найти единственно правильную дорогу к храму.
    МИССИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    В
    этом году участники XI Рождественских чтений приветствовали на трибуне московского гостя, заведующего кафедрой философии, религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктора философских наук, профессора В.Н. КАТАСОНОВА. Тема его сообщения – «Современный этап христианской миссии».
    Владимир Николаевич начал с того, что сказал: он рад возможности посетить колымскую землю, богатейшую землю, которая неотделима от памяти той великой трагедии, происшедшей с нашей страной. Эта трагедия показала до какого ужаса может дойти обезбоженное человечество и какие высоты духа может продемонстрировать человек в преодолении этой трагедии. Чем характеризуется современный этап цивилизации? Тем, что сегодня мы переживаем мировой процесс глобализации, мир вдруг стал как бы единым, благодаря беспрецедентному развитию СМИ, и что происходит где-то, касается каждого человека на земле. Может быть кто-то не отдает себе отчета в том, что его касаются волнения в Египте или Ливане, но социальные, тектонические или географические волны так или иначе доходят до каждого уголка планеты. Ситуация характеризуется особым положением в экономике, продолжал далее докладчик, транснациональные корпорации влияют на политику всех государств и попытка некоторых из них вести закрытую политику, создать железный занавес ни к чему не приводит. Положение осложняется, а давление извне нарастает. Все более распространяются международные стандарты жизни: жилья, одежды, питания, развлечений и т.д. Распространяются единые стандарты масс-культуры, в основном, американского извоза. Пепси-кола, Майкл Джексон стали псевдонародной культурой.
    Вторым моментом сегодняшней исторической ситуации является торжество секуляризма. По большому счету, почти во всем мире, несмотря на существование мировых религий и их отдельных течений, восторжествовал гуманизм. Человек стал мерой всего, все стремятся сделать вроде бы так, чтобы главной целью развития был человек. Вот только мера самого человека была утрачена. Что значит человек? Значит ли это удовлетворение его материальных потребностей, духовных? Весь вопрос в том, какие здесь делать акценты и какую иерархию выстраивать. Исчезает понятие естественного, что всегда значило созданное Богом, исчезает норма человека, вопросы антропологии становятся ключевыми. Те изменения, те программы, которые мы вводим, зависят от нашего понимания человека. Идейная борьба в сфере антропологии становится все более острой.
    (Продолжение на стр. 23).
    (Продолжение, нач. на стр. 4).
    Тем более, что современные технологии ставят вопросы об изменении пола, замены органов, клонирования. Все это еще острее ставит вопрос: что же есть человек? Что в нем главное – разум? Но разум тоже можно понимать по-разному. Или как некий инструментарий, возвышающий его над животным миром, или как мудрость. Вот этого, более глубокого понимания разума, в сегодняшнем дискурсе мало. Нам говорят: наука доказала. От имени науки строятся, например, антигуманные программы образования. В образовании такого рода представление о человеке диктует программу развития рассудка. Не воспитания, не воспитания сердца, как говорят нам отечественные традиции, христианство и педагогика, а именно развитие человека к естественным наукам.
    Это обезбоживание мира приводит к развязыванию сил зла. В основном оно идет по трем направлениям: культ наживы, где главной ценностью становятся деньги, погоня за ними. Культ наживы, к сожалению, поражает и властные структуры. Если во власть идут только ради того, чтобы обогатиться, то это уже называется мафией, соединением властных структур и криминала. Второй момент – это культ гедонизма. Оторваться по полной – вот это тот самый молодежный лозунг, который витает над современной массовой культурой. И если раньше в поисках этого самого гедонизма были какие-то границы (Достоевский в своем романе «Идиот» написал главу о соблазнении девочки, а ее не напечатали, нравственная цензура того времени не пропустила), что говорить о дне нынешнем. Сегодня детская проституция уже вполне естественное явление.
    И в третьих, путь насилия, конечно. Потому что, всего всем не хватает. И чтобы взять эти наслаждения для себя, необходимо насилие. Мы видим на наших ТВ-экранах этих крутых пацанов, которые реально показывают, как делаются «бабки». Этим полна наша повседневность. Хорошо говорил Александр Исаевич Солженицын, что это не наше отеческое, эта культура пришла с Запада. Мы были за железным занавесом, но когда он поднялся, то к нам хлынула вся грязная жижа. При этом человеческая душа, может быть в молодости опьяненная таким наплывом страстей, в зрелом возрасте начинает задумываться: а как же с этим можно жить? И что я оставлю своим детям? Эта душа, как сказал отечественный поэт, отчаянно тоскует. Некоторые, посмотрев новости по телевизору, говорят прямо: что-то этот мир мне не нравится. Больнее всего бьет по детям. Распространение среди них наркомании, самоубийств говорит о том, что молодые могут быстро потерять смысл жизни, потерять волю к тому, чтобы жить по-человечески.
    Несмотря на эту ситуацию, отметил В.Н. Катасонов, мы должны сказать, что для христиан и Православной Церкви сегодня это время оптимистическое. Мы имеем сегодня свободу христианской жизни и христианской проповеди в стране. 70 лет мы не имели этого. И если сегодня мы оказываемся подавленными грехами нашей общественной жизни, цивилизации, если говорим, что все плохо, то в этом виноваты и мы. Ибо возможности для изменения ситуации у нас сегодня есть. И церковная политика в обществе, которую ведет Святейший Патриарх, есть разговор с обществом на его языке. А это значит, на языке культуры и науки, разговор этот для того, чтобы опять привить в обществе христианские ценности. Никакие проблемы наши не чужды Православной Церкви. Ибо она – сердце народа, она – совесть своего народа.
    Если же говорить о конкретных направлениях приложения вот этой христианской энергии, то в общем мы оказываемся удивительно едины. Все они – коренные проблемы человеческого бытия. Семья. Здесь необходимо сознательное укрепление христианской культуры семьи. В нашем обществе 70-80 процентов заключаемых браков распадается. А дети, воспитывающиеся в неполных семьях, всегда оказываются в каком-то смысле ущербными. Иногда это в материальном отношении, в физическом, но в духовном смысле – несомненно. Пропаганда малой семьи как малой церкви, того объединения человеческого, которое предстоит Богу, оно должно быть совершенно сознательно. Семья, где все любят друг друга, заботятся друг о друге, жертвуют ради друг друга – вот что должно быть идеалом семьи в нашем обществе. Верность супругов, верность их Богу играют огромную роль в сохранении семьи. Такие нормы жизни, любовь к детям должны стать хрестоматийными. Но человеческими усилиями одними сохранить семью очень трудно, потому что человек существо грешное. Где двое, там всегда возникают какие-то споры. И важно, чтобы были благодать Божья и слово священника для них, пришедших за примирением в церковь. А еще – общая молитва, причащение. Семья должна реализовать идеал жизни с Богом.
    Очень важна в вопросе укрепления семьи борьба против антигуманных, антихристианских проектов, которые предлагаются в современной «научной» педагогике. Например, против проекта ювенальной юстиции, или ужасного форсайт-проекта «Детство-2030». Они запускаются, конечно, достаточно агрессивными антихристианскими силами и являются попыткой вообще подорвать существование семьи как ячейки человеческого общества.
    Вторая задача – христианизация нашей школы. К сожалению, она теряет свою воспитательную функцию. Министерство образования и умники, которые говорят, что они выступают от науки, на самом деле отрабатывают деньги, полученные от международных проектов. Они хотят видеть школу, как своего рода сферу услуг, вроде прачечной или парикмахерской. Полностью исключается воспитательный компонент. Выбрасывается и такое понятие как содержание образования. Лукавая логика – чтобы научить школьника учиться, мы должны не учить его ничему. Сократить количество часов на русский язык, литературу, физику, математику. Обязательным предметом предполагается оставить ОБЖ и выше неба возносится Интернет как учитель и наставник. А что это такое, уже многие знают. Правильно заметил профессор Свято-Тихоновского университета, что там, в тайниках всемирной паутины 95 процентов грязи. Человек рожден Богом свободным, но все должно делаться с умом. А тут бесхитростный, наивный ребенок. Мы от него отмахнемся, так другие от него не откажутся, ведь свято место пусто не бывает. Поэтому в российской школе очень важен гуманитарный цикл (русский язык, отечественная литература, история). Важны хорошие, добрые учителя для наших детей, общественные организации, только не форсайтщики и ювенальщики. И тогда только мы достигнем такой образованности, которая, как говорят, воспитывает в человеке человека. То-есть высокая нравственность, она не доказывается как в математике, а показывается, так как в христианстве показываются образы святых, Божией Матери и самого Спасителя. Они влекут к себе сердце человека.
    Необходимо также обращать больше внимания на историю науки, наших великих ученых. Сегодня мировая наука переживает глубокий кризис. Происходит реабилитация религий, все больше людей на земле понимает, что без Бога счастья нет и не будет. А наука важна, только нужно сознавать ее границы, а не делать из нее идола.
    Далее В.Н. Катасонов остановился на проблемах российских вузов, студенты задают много «проклятых» вопросов, на которые трудно ответить. В частности, как и какую выбрать религию? Очень сложное дело, если ты к тому же вырос в светской, секулярной семье. Решить индивидуально, с помощью рассудочных доказательств – просто невозможно. Скорее всего надо обратиться к опыту тех людей, которым ты доверяешь. Ну а кому ты доверяешь? Конечно родителям своим. Вот и узнать, как они создавали нашу культуру, выбирали религию. В конечном итоге формулу «выбор религии – это выбор религии моего народа» нужно специально разъяснять, а не устраивать ненужные дискуссии на тему: какая религия лучше, а какая хуже.
    В вузах необходимо, говорил докладчик, создавать объединения православных студентов. Их у нас много и себя они не должны чувствовать овцами в стаде волков. Они должны справлять свои праздники, вести миссионерскую работу, нести свет в массы, в том числе и через СМИ.
    Кстати, о СМИ. Нужен общественный контроль за средствами массовой информации. В условиях нашего новорожденного капитализма увеличилась погоня за деньгами. Понизилась культура журналистики: развязность, ужимки, оскорбления, идиотские анекдоты… За такие вещи в суд надо подавать. А вообще-то в СМИ тоже нужно воспитывать патриотизм, развивать православие и создавать новые православные издания.
    Борьба за наши истинные ценности нелегкой будет. Слишком много антирусских сил, у которых и свой «патриотизм» и свои «ценности». Не случайно, как отметил в своем докладе В.Н. Катасонов, наша Общественная палата с ее Пугачевыми и Швыдкими поддержала форсайт-проект «Детство-2030».
    И еще один аспект – духовность в культуре, искусстве, науке и образовании. Истинная духовность – она от Бога. Не разговоры о Духе, не богословие, которое иногда оказывается сухой трескотней, а реальное явление Духа в православном человеке. Одно дело – рассуждения о современных проблемах, а другое дело – Канавка Божией Матери в Дивееве. Попробуйте объяснить это научно или богословски. Вот святому человеку было откровение и люди ходят на эту Канавку и верят: так, как было сказано, так и будет сделано. И не просто верят, а получают духовное укрепление через общение со святыми. Или пример блаженной Ксении Петербургской… Дух дается человеку от Духа Божьего. Разговоры о Боге – это одно, а разговор с самим Богом – это другое. Прямые призывания Бога в нашу жизнь – от дел государственных до личных – должны постепенно в нашей стране, если мы хотим называться христианской страной, стать нормой. Поэтому и говорил Патриарх на Архиерейском Соборе, что нужно больше строить часовен, молельных домов, воздвигать крестов. Чтобы связи с Богом было больше, нужно хождение перед Богом.
    Всегда нам было трудно. Но русские люди находили в себе силы работать и побеждать, страну воскрешать. А потому, что русские люди ходили перед Богом. И нам они – в пример. С Божьей помощью – не подведем!
    ОРИЕНТИРЫ – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ
    Н
    ачальник управления образования мэрии Магадана С.Л. КОЛМОГОРОВА сделала на XI Рождественских чтениях доклад «Духовно-нравственные ориентиры в образовании Магадана: приоритеты, возможности, поиски».
    Она отметила, что тема нынешних чтений очень важна и актуальна. Воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных задач государственного уровня. Об этом говорит и тот факт, что в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Он же в Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что ребенку надо давать лучшее, что мы имеем.
    Что же касается темы XI Рождественских чтений, то Светлана Леонидовна сказала: с 2001 года началось сотрудничество управления образования с Магаданской и Синегорской епархией по воспитанию гармоничной, духовно-нравственной личности. Тут же начальник отметила заметные успехи в этом многотрудном деле коллектива гимназии № 24, которым руководит Т.А. Ильяшенко. Это там с 2001 года начал внедряться факультативный курс «Основы православной культуры». Этому предшествовала большая разъяснительная работа, как среди преподавателей, так и среди родителей. А уже в 2002 году на базе гимназии был организован семинар для учительства города. В 2005 году проведены курсы при участии института повышения квалификации педагогических кадров с приглашением преподавателей Свято-Тихоновского университета, Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, преподавателей магаданских вузов и священнослужителей.
    (Продолжение на стр.24).
    (Продолжение, нач. на стр. 4).
    На курсах прошли обучение 30 педагогов, которые получили свидетельства государственного образца. Три педагога прошли подготовку в Московской духовной академии.
    Далее С.Л. Колмогорова говорила о том, что с целью комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию, в школах стали создаваться творческие группы, увеличилось число педагогов, преподающих основы православной культуры. В 2006 году отдел образования епархии при активном участии гимназии № 24 издал книгу «Я вглядываюсь в жизнь», она – о православной культуре в гимназии.
    С 2008 года начинают активно работать организованные управлением образования, СВГУ, отделом образования епархии курсы по интеграции православной культуры в образовательный процесс в пяти дошкольных учреждениях. Продолжается работа и в 10 общих образовательных учреждениях.
    Воспитатели вводят детей в мир нравственных ценностей, возрождают праздничные народные традиции в Успение, Покров, Святки, Крещение, Вербное воскресенье, Пасху. В план работы всегда включаются внеклассные мероприятия: День славянской письменности и культуры, День народного единства, Славные сыны Отечества, Рождественские посиделки, Крещенские чтения и другие. 10 лет на базе социума школы № 29 работает воскресная школа. В детских садах, школах организован родительский лекторий по семейному воспитанию в православных традициях. Два года магаданские учащиеся участвуют во Всероссийской олимпиаде «Русь святая, храни веру православную».
    Эти и многие другие мероприятия, как отметила С.Л. Колмогорова, помогли возрастанию интереса у школьников к вопросам православной культуры.
    С ЧИПОМ В ГОЛОВЕ?
    Б
    уквально накануне Рождественских чтений (и специально к ним) в городском еженедельнике «Вечерний Магадан» и газете «Северная надбавка» вышла большая обзорная публикация «Город детства»... против Отечества родителей?», о форсайт-проекте «Детство-2030», и многие участники чтений еще до пленарного заседания смогли познакомиться с его содержанием. Форсайт в переводе с английского – это взгляд в будущее, только из маскировки наверное не добавлено, что это такой взгляд на будущее наших детей, согласно которому им отводится роль биороботов или японской игрушки томагочи, помните была такая?
    «Семья и детство в глобальном мире». Об этом говорила с трибуны XI Рождественских чтений генеральный директор ТВ-компании «Охотский ряд», член Союза журналистов Л.В. Ловцова.
    Я сегодня не собираюсь подробно пересказывать то, о чем говорила Людмила Васильевна, ибо она сама предупредила зал, что лишь концентрирует их внимание на основных аспектах вышеназванной публикации. Л.В. Ловцова справедливо выносит во главу угла вопрос жизни (или смерти?) – выживем ли мы в новой системе, возродимся ли? Проект «Форсайт», запущенный в 2008 году и одобренный Общественной палатой и некоторыми другими организациями, готовит нам смену приоритетов под лозунгом «Что нравится, то и делай!». Долой устаревшую семью, вместо нее наши дети перейдут в некие воспитательные сообщества. Запрещаются как в США понятия – отец и мать –вместо этого родитель №1 и №2. Хочешь наркотика – пожалуйста, ведь ты теперь свободная личность. Секспросвет – тоже в этом русле. Хочешь знать, что тебе делать и чем заниматься – добро пожаловать в особую детскую зону. Система образования – какая древность, вот ЕГЭ – прообраз будущего. Да и вообще, зачем эта нудная учеба за школьными партами. К 25-30 годам этого века предполагается закачка в головы чипов, ходи, биоробот, посвистывай, если что, тебе команду нужную подадут. А к 2030 году нанотехнологии (не контора ли Чубайса?) начнут программировать воспитание людей. Родителей пожалели, чтобы им не скучно было – разрешили няньчиться с биороботами: баю-бай, ты мой био засыпай…
    Фантастика? Куда там! 27 декабря прошлого года предполагалось передать бредовые идеи Президенту Д. Медведеву на Госсовет. Но отрицательнейшая реакция общественности, церкви, форум «Спасем семью, спасем Россию!», тысячи подписей протеста изменили, к счастью, повестку дня заседания Госсовета!
    ОЛИМПИАДА – ДЕЛО НУЖНОЕ
    О
    проведении Всероссийской олимпиады по основам православной культуры рассказала доцент кафедры педагогики СВГУ, кандидат педагогических наук И.Н. НОГОВИЦИНА.
    Она начала свое выступление с того, что в нашем регионе проводится масштабная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Что уже стало традицией, в СВГУ издается сборник докладов участников Рождественских чтений. Издательство университета за это было награждено дипломом Дальневосточной книжной выставки-ярмарки в номинации «Научный труд».
    В городских школах и дошкольных учреждениях учеными СВГУ осуществляется научное руководство, разработаны и реализуются программы опытно-экспериментальной деятельности по интеграции основ православной культуры в образовательный процесс. В частности, в детских садах №№ 33, 38, 65, 67, в гимназии № 24.
    У нас в СВГУ с 2010 года открыта специализация «Православная культура и методика ее преподавания на факультете дополнительного и профессионального образования», начиная с февраля этого года СВГУ ежегодно будет готовить учителей, имеющих право преподавать эту дисциплину. Обучение будут вести священнослужители нашей епархии совместно с преподавателями университета. На данную специализацию получена лицензия минобрнауки РФ.
    Также министерство утвердило порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. В ней принимают участие школьники с 5 по 11 класс. По приглашению ректора Свято-Тихоновского университета в организацию и проведение олимпиады включился и наш университет.
    С 2009-10 учебного года в Магаданской области на базе СВГУ проводится школьный муниципальный и региональный туры Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. И надо сказать, что желающих участвовать в них – сотни. Значит, олимпиада – дело нужное и дает хорошие, добрые всходы.
    СЛОВО – МОЛОДЫМ
    Н
    ынче наши XI Рождественские чтения заметно «помолодели». Вот Ирина Георгиевна Ноговицына в предыдущем выступлении отметила активность ребят в турах олимпиады по православной культуре. А студенты идут уже выше. Они хотят сказать свое слово с трибуны чтений, что тоже похвально. Итак, владыка Гурий представил студентку факультета естественных наук и математики СВГУ М. СМИРНОВУ с вечными российскими вопросами в теме «Кто виноват и что делать?» и студента факультета менеджмента, экономики и финансов этой же альма-матер Г. ДМИТРИЕНКО с интригующей темой – «Экономика – религия – развитие общества». И хотя молодые люди выступали не друг за другом, я их объединил в целях усиления акцента молодости в среде зрелых людей.
    М. Смирнова сказала, что для нее, как будущего педагога и будущего родителя, очень важным является вопрос воспитания детей на основе христианских ценностей и традиций. Поэтому предметом ее научного исследования стало рассмотрение федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, которые регулируют нравственное воспитание детей и подростков.
    А потом студентка перешла к проблеме модернизации духовно-нравственного воспитания российских школьников. И сделала вывод, что при необходимости традиционных компонентов, таких как идеал воспитания, цель, принципы, задачи, названная концепция воспитания не включает в себя этих компонентов. Мало того, в ней отсутствует обоснование общенационального педагогического идеала, не представлены цель, задачи и условия ее реализации Не определена система базовых общенациональных ценностей, по которой должны быть выстроены программы на муниципальных и региональных уровнях. Первое, что бросается в глаза при чтении концепции Кондакова, Кузнецова и других, это явно неуместные исторические выводы. Так, например, нам дается информация о том, что Александр I отменил чтение книг о должностях человека и гражданина в образовательных учреждениях. И что в начале XVIII века Россия стала империей и вся власть заключилась в руках монарха-императора. Но все эти факты не имеют никакого отношения к духовно-нравственному воспитанию детей. Это ведь не учебник истории… Также существенным минусом можно выделить то, что в концепции четко не закреплены ценности, на основе которых должно осуществляться духовно-нравственное воспитание в школе.
    После долгих интересных теоретических умозаключений М. Смирнова делает вывод, что христианское воспитание детей и является может ответом на вынесенные в заголовок ее сообщения вопросы.
    Студент СВГУ Григорий Дмитриенко, будущий экономист или менеджер, или финансист с ходу напомнил аудитории, что экономика – это самая практичная наука. Она, конечно, во благо людей, точнее, во благо материальное, хотя экономика, как все мы знаем, улучшает социальное бытие общества, развивает искусство и культуру и помогает верующим людям строить красивые православные храмы, как у нас, в Магадане.
    Но, сказал честно Григорий Дмитриенко, погоня за материальными ценностями неизбежно приводит общество к духовному кризису. Об этом свидетельствует мировая история. И здесь выступающий на блестящих примерах Византийской, Римской, Китайской и Российской империй доказал это. Не забыл он и уточнить, что ту же Византию, которая каталась, как сыр в масле, опрокинул не только «материальный стимул», но и чуждые грекам духовные ценности, на которые они позарились, забыв своего истинного Бога. Да и современная Россия достойна этого неподражания. Казалось бы, демократия на марше, богатств через край, рыночная экономика во всем своем блеске – заживем! Ан не тут-то было. Перекосы в политике, чудовищная коррупция, прихватизация сделали то, что мы сегодня во-очию наблюдаем. А одни из самых основных причин всего этого – усилившееся безверие, безбожие, упавшая нравственность.
    Далее Григорий Дмитриенко сделал экскурс в экономическую теорию Кондратьева, в экономику стран Запада, во времена великой депрессии, в практику монастырских и церковных хозяйств. Да, что касается монастырских хозяйств, то я сам интересовался фактами из жизни Ольгина монастыря и Ниловой пустыни, что на Волге и Селигере в Тверской области. Монахи не только себе жизнь обустроили, но и крестьянам дома построили, сельхозинвентарь приобрели, школы возвели и детишек учили. Но советская власть разобралась с «опиумом для народа», монастыри позакрывали, богатства разграбили, а монахов расстреляли. И даже теперь в тех живописнейших местах мерзость запустения.
    Может будущему экономисту Григорию Дмитриенко, взявшемуся за эту дерзкую тему, в будущем удастся сплотить религию с экономикой, чтобы только все честно было, при высокой духовности, без теневой экономики. Ведь заявил же он в заключение своего выступления, что следует говорить о взаимодействии церкви и государства, когда при создании благоприятных экономических условий, общественная система сохраняет духовные ценности, создавая тем самым полноценное общество.
    ОБРАЗ ЖИЗНИ ИЛИ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
    З
    а трибуной – доцент кафедры русского языка СВГУ, кандидат филологических наук Е.М. ГОГОЛЕВА. А тема ее сообщения – духовно-нравственное воспитание: образ жизни или область деятельности.
    (Окончание на стр. 26).
    (Окончание, нач. на стр. 24).
    Елена Михайловна пояснила, что вопрос, вынесенный в заголовок сообщения, был для нее лично рожден впечатлениями от встреч с педагогами на наших курсах по проблемам духовно-нравственного воспитания. Вот какие три вещи сразу обеспокоили ее: во-первых, немалое количество слушателей этих курсов оказалось в аудитории не по собственному выбору, а по решению руководителей, во-вторых, многие недоумевали, что за проблема такая – духовно-нравственное воспитание и почему нельзя обойтись старым проверенным понятием – нравственное воспитание. По поводу первого Елена Михайловна заявила, что убеждена: духовно-нравственному воспитанию нельзя посвятить себя по циркуляру, разнарядке, производственной необходимости в рамках сезонной кампании.
    Нельзя потому, что это будет принуждением, а не свободным выбором человека. Ни учителю, ни ученику такое принуждение пользы не принесет. Следовательно, привлечение педагога к ответственному делу может быть только добровольным. А вот понимание того, что есть душа, дух, духовные ценности, духовно-нравственное воспитание – это действительно вещь непростая и надо признать честно, что в светской, философской и педагогической литературе обычно не дается внятного и глубокого ответа на эти вопросы.
    Духовно-нравственное воспитание, говорила Е.М. Гоголева, не учебный предмет, не образовательная услуга, это духовная работа на земле для отыскания пути к граду небесному. Это насыщение окружающей среды горним светом и горним воздухом, это ежедневный труд по спасению души. Почему вопрос духовно-нравственного воспитания сейчас выдвигается на первый план? Потому что ученики, сограждане наши духовно гибнут. Им надо подать руку, их надо спасти. Мир, в котором мы сейчас живем, он все разнообразнее товарно, все многоцветнее ярмарочно. А духовно он скудеет. Что для многих стало целью? Потребление… Выхватываются любые средства, вымогают деньги, травят фальшивыми продуктами и лекарствами, выгоняют стариков из квартир, похищают детей, убивают конкурентов, вырезают целые семьи – все это из нашей российской действительности. Если у человека нет иной ценности, чем он сам, если выше него нет никакого света, что удерживает его от одичания. Многие говорят, страшно стало жить. Да, страшно. Отечество в опасности. И человечество в опасности. Надо надеяться, что понимает это наше правительство, раз настаивает на введении духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях.
    Вспомните, когда в московском метро «Парк культуры» раздались взрывы и десятки, десятки людей в крови и разодранной одежде ринулись к выходу, их ждали рвачи-таксисты, чтобы втройне заработать на человеческом горе. Это чуть не повторилось в Домодедове, ну, почти не повторилось.
    Светское нравственное воспитание – вещь неплохая. Опрятность эмоционального общения, прибранность человеческого обихода, аккуратность бытовых привычек, соблюдение этикета… Но вы же понимаете, что это еще не духовность. Духовно-нравственное воспитание имеет задачу научить сына различать, в чем состоит добродетель, а в чем грех. Если учитель и ученик не понимают, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его свершение, мы приведем себя к бездне. И Россию туда же приведем. Духовно-нравственное воспитание – нелегкая работа и для учителя, и для ученика. Нужна помощь, нужно соработничество Церкви и государства, школы, в частности. Проблема не в том, чтобы Церковь вошла в школу, проблема в том, чтобы учитель вошел в Церковь. Ведь ему нужны не только теоретические духовные знания, сама его жизнь должна быть построена на духовных принципах. По ТВ была передача о магаданских детях, которых усыновила семья из Анкориджа, США. Над ребенком издевались. Но самое страшное то, что то же ТВ сообщило, что в Магадане и стране сделки с детьми обставлены взятками. Что с нравственностью педагогов, торгующих детством? Это еще один сигнал, что мы на краю. Без Церкви, без веры ничего у нас не получится, другим способом мы ничего не сделаем. Давайте обопремся друг о друга во всем хорошем, что успели сделать. Мы ведь ведем речь о ювелирной работе и нельзя одновременно служить и Богу, и Мамоне.
    П
    о просьбе владыки Гурия участники Рождественских чтений тепло приветствовали Веру Ефимовну ГОГОЛЕВУ, основательницу династии Гоголевых. Она недавно отметила свой юбилей. Владыка Гурий поблагодарил ее за труды, за труды детей ее и внуков и пожелал крепкого здоровья.
    ОТ ПЕРВОГО ДНЯ ДО 7 ЛЕТ
    С
    овременным акцентам воспитания детей дошкольного возраста посвятила свое выступление профессор кафедры начального обучения и дошкольного воспитания СВГУ, кандидат педагогических наук, доцент Т.М. БАРИНОВА.
    Она отметила, что дошкольное детство – это особый период. Он сугубо уникален и специфичен. Для него важны такие составляющие, как окружающая среда, дом, семья, родители. Очень важны для дошкольников слова, которые они слышат. Дух нравственных ценностей входит в ребенка постепенно. Надо целенаправленно создавать их для воспитания его.
    В воспитании маленького человечка проблема первая связана с подготовкой педагога, который должен стать духовным наставником личности. Человек, не сопереживающий, не понимающий здесь не нужен. Проблема вторая – она касается содержания духовно-нравственного воспитания ребенка. Здесь нужен опыт, научить, например, прощать, тем самым воспитывая милосердие. Третья проблема связана со способами духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении. Ребенок должен видеть, как педагог раскрывается перед ним, исповедывается и тогда человек маленький отвечает своей исповедью.
    Подход к ребенку должен быть уникальным. Нельзя потерять постепенность духовно-нравственного воспитания от этапа к этапу. Можем потерять все при подобном реформировании. И вообще, как заявила Т.М. Баринова, надо на региональном уровне подумать об улучшении системы дошкольного образования.
    ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
    Д
    екан факультета менеджмента, экономики и сервиса Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии экономики и управления, кандидат педагогических наук О.В. ПАСТЮК выбрала темой своего выступления на Рождествених чтениях «Личность современного учителя в контексте православной культуры».
    Ольга Владимировна сказала, что тема ее очень актуальна, потому что прежде, чем говорить о воспитании православной культуры, надо подумать об учителе. В ХХI веке воспитание молодежи является не только проблемой педагогики, но и острейшей социальной задачей, решением которой обеспокоена не только государственная власть, но и Русская Православная Церковь. Как утверждал на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх, модернизация современной России должна основываться на нравственных принципах общества и определяться через наш духовный исторический опыт. С одной стороны все мы это понимаем, но все же достаточно часто нарушаем те христианские правила, которым учим наших детей. И сегодня мы можем встретить педагога, страдающего сквернословием, табакокурением. Нас перестали удивлять педагоги, повышающие не только голос на детей, но и унижающие их. Куда-то все дальше и дальше уходят интеллигентность, нравственность, стремление понять душу ребенка и помочь ему обрести себя. А ведь практика свидетельствует о том, что учащийся, студент воспринимает учителя как личность.
    Для преодоления кризиса необходимо вернуться к христианским корням. Неправильно то преподавание, которое не раскрывает истину, не доходит до сердца. Среди 90 учащихся провели опрос, хотели узнать у них, кого из учителей они считают настоящими. Треть опрошенных ответили, что таких не встречали. Как же надо преподавать литературу, физкультуру, чтобы их перестали любить. Не пропускают свои уроки через свое сердце. А надо делать для человека, как для Господа. Наша задача – воспитать стремление к добру. Ведь как в Евангелии говорится: всякое доброе дерево и плоды добрые приносит. Худое не может приносить добрые плоды. Его срубают и бросают в огонь. Так что, каждый должен начать с себя самого.
    И
    еще один гость почтил своим вниманием XI Рождественские чтения. Это – преподаватель богословских курсов при Московских духовных академии и семинарии, бывший магаданец, здесь рукоположенный в сан диакона АЛЕКСИЙ Агапов. Он выступил на тему «Призвание учителя как христианский подвиг». Только это был не доклад, не сообщение на заданную тему. Это было лирически-страстное эссе, где рефреном звучали известные слова: «Учитель, перед именем твоим…». Зал слушал о. Алексия Агапова, затаив дыхание. Это, настоящее литературно-поэтическое произведение, посвященное Творцу, Православию и Учителю не имеет смысла давать в сокращении или в изложении, оборвется серебряная нить. Потому сохраним о нем память в сердцах как о чем-то ярком и прекрасном.
    А потом на сцену поднялась директор гимназии № 24 Т.А. ИЛЬЯШЕНКО, поздравила владыку Гурия с 20-летием Магаданской и Синегорской епархии и вручила ему Благодарственное письмо.
    Епископ Магаданский и Синегорский Гурий вручил почетные грамоты и ценные подарки большой группе православных активистов, учителям.
    В заключение состоялся духовный концерт.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 2943 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru