|
|
|
|
Одной из весомых общественных структур столицы Колымы является Общественная палата города Магадана. Работает она с марта 2009 года. В ее состав входит 21 человек из различных общественных организаций города. Председатель палаты Олег Дудник, ректор негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Магаданский Институт Экономики филиал Санкт-Петербургской Академии управления и экономики. Вопросы, обсуждаемые в палате, принимаемые решения имеют важное значение для горожан. Палата тесно сотрудничает с различными муниципальными образованиями. На днях в мэрии при участии заместителя мэра Юрия Казетова прошло очередное заседание палаты. На повестке – пять тем: 1. Содействие развитию института ТСЖ в г. Магадане: взаимодействие Общественной палаты г. Магадана, органов местного самоуправления и гражданской инициативы. 2. О состоянии и путях развития самоорганизации граждан в сфере создания ТОС в МО «Город Магадан». 3. «Поколение онлайн» в г. Магадане: участие Общественной палаты в повышении компьютерной грамотности пожилых людей. 4. Подготовка итоговых предложений и рекомендаций в проект долгосрочной городской целевой программы «Взаимодействие мэрии города Магадана с общественными объединениями, некоммерческими организациями и территориальными общественными самоуправлениями на 2011-2013 годы». 5. О подготовке Гражданского форума и ярмарки общественных организаций. ОБУЧАЮЩИЙ ЦЕНТР ТСЖ Докладчиком по острой, насыщенной многочисленными проблемами теме ТСЖ выступил руководитель департамента ЖКХ мэрии Владимир Кравцив. Вот несколько фрагментов его выступления, раскрывающих ситуацию, сложившуюся в городе по данному вопросу. В. Кравцив: «Гражданская инициатива управления своей же собственной жилой недвижимостью, к сожалению, в Магадане в этой части отсутствует напрочь. Связано это, наверно, с тем, что всякая гражданская инициатива, возможность гражданского самоуправления в нашей стране за долгие годы существования различных властей из сознания народа выбиты всерьез и надолго. Нет в стране никакого гражданского общества. Нет, соответственно, никакой гражданской инициативы. Почему я делаю такие выводы? Потому что движение ТСЖ – это как раз тот показатель, который характеризует, наверное, на первом уровне развитие той самой инициативы, управления тем, чем мы обладаем – нашей собственностью… Тем не менее управление ТСЖ есть. Оно приобрело массовый характер в 2005 году, когда мы получили действующий жилищный кодекс. Он по своей сути очень либерален. Это его первая особенность. Вторая особенность – это полное устранение государства и органов местного самоуправления от регулирования каких-либо отношений между собственником и лицом, которое управляет этим многоквартирным домом». Докладчик сообщил, что на сегодня в городе числится 63 ТСЖ, «которые включают в себя 200000 квадратных метров жилья. Это 10% от всей площади домов в Магадане. Эти товарищества можно условно разделить на две группы. Это группы, созданные осознанно, и те, которые были созданы стихийно. Созданных осознанно маленькое количество. Они подошли к своему созданию через согласование, это те дома, где проживают люди более-менее одного статуса. Они понимают значение качественного управления домом, здесь нет различного рода маргинальных элементов, или их очень мало. Здесь люди готовы платить реальные деньги за то, чтобы в доме, где они живут, поддерживался в плане текущий ремонт и капитальный ремонт, когда это необходимо. Данная категория товариществ не вызывает у нас никаких вопросов в части обслуживания. Работают они достаточно качественно. … Что касается стихийно созданных товариществ, их, к сожалению, большинство. Созданы они были людьми, которые четко не понимали ту задачу, которая перед ними стоит… Сегодня нет никаких квалификационных требований к людям, которые собираются в той или иной форме управлять жилой недвижимостью. А это, начиная с элементарных технических познаний, большой груз... Здесь не обязательно знать систему теплоснабжения, электроснабжения. Но для себя, хотя бы четко понимать круг поставленных задач эти люди должны». В. Кравцив обратил внимание аудитории на то, что у многих людей, взявшихся управлять ТСЖ, «нет элементарных экономических и юридических знаний, которые позволяли бы определить стоимость услуг по содержанию домов или дома, а также разобраться в правовых аспектах, начиная с подготовки общего собрания, для того, чтобы провести его грамотно, подготовить все документы, бюллетени, протоколы, решения, регистрацию в налоговом органе, по «бухгалтерии, налоговой отчетности». Докладчик указал, к чему приводит такая неподготовленность. «Люди, стихийно создав товарищество, прожив вот в этом состоянии какое-то время, начинают терять к этому интерес. Сталкиваясь с массой технических проблем, сложностей, устают от этого и попросту бросают это дело». В. Кравцив говорит, что когда клубок для ТСЖ становится неразрешим, то все скатывается на органы местного самоуправления. Но действия органов местного самоуправления в отношении ТСЖ законом сегодня ограничены. Принятие волевых решений в отношении ТСЖ блокируется законодательно. «Мы знаем, что принятие председателем или правлением товарищества того или иного решения повлечет за собой негативные правовые, экономические или технические последствия, тем не менее вмешиваться оперативно в эту ситуацию мы не можем. Мы можем в нее вмешиваться только посредством содействия органам прокуратуры, государственной жилищной инспекции…» И далее, развивая тему некачественного состояния ТСЖ, В. Кравцив обратил внимание на то, что руководители ТСЖ, не умея разрешить возникающие проблемы, обращаются в департамент ЖКХ, и что эта ситуация продолжается на протяжении длительного времени. Здесь докладчик предложил следующее. «Крайне необходимо на сегодняшний день… областным правовым актом или городским правовым актом создать систему обучения людей, которые хотят этой деятельностью (то есть ТСЖ) заниматься. Либо на общественных началах, либо на основах оплаты их труда за счет средств собираемых сумм с собственников… Эта деятельность крайне необходима, потому что проблемы нарастают. Здесь в плане обучения, очень важно взаимодействие по обсуждаемому вопросу, в том числе и с Общественной палатой». На обучение, по мнению В. Кравцива, должны быть заложены денежные средства. В центр обучения должны приглашаться специалисты. Центр, давая консультации обращающимся в него гражданам, допустим, по вопросам составления исков и других документов, мог бы зарабатывать деньги. Занятия в нем должны вестись тематично, скрупулезно и длительно. В ходе возникшей дискуссии у членов палаты по этому предложению прозвучала информация, что в России 80% домов построено до 1990 года, то есть там уже необходим капитальный ремонт, и что вряд ли государство обладает для этого должными денежными средствами, и что из общего количества всех жалоб россиян 60% именно жалобы на работу ЖКХ. Прозвучало и замечание из рядов членов палаты, что государство не подарило людям квартиры, а отдало им то, что они заработали. После дискуссии общественная палата г. Магадана приняла решение поддержать инициативу В. Кравцива в части обучения желающих граждан по вопросам управления ТСЖ. Для реализации этой цели была создана из числа членов Общественной палаты инициативная группа. ТОС В МАГАДАНЕ По второй теме, касающейся создания ТОСов (территориальное общественное самоуправление), слово взял первый заместитель председателя Магаданской городской Думы Владимир Олейников. Он сообщил, что ТОС перекликается в своих задачах с ТСЖ. ТОС предназначено для самоуправления гражданами по месту жительства на части территории поселения для самостоятельного, под свою ответственность осуществления инициатив местного значения. Территорией ТОС может быть: подъезд, дом, несколько домов, район, несколько районов до крупного поселения. Что мы хотим получить от этого института? В. Олейников пояснил, что ТОС предназначен для инициативы граждан в объединении их усилий для решения вопросов, связанных с социальным, экономическим и культурным развитием данной территории с учетом исторических и иных особенностей, которые существуют на этой территории. ТОС предназначен для реализации комфортного проживания граждан, для представления их интересов, взаимодействия с муниципальными органами власти, для принятия и реализации решений, что принимаются на общих собраниях. Эти решения могут касаться благоустройства территории, контроля над управляющими компаниями, в том числе и над ТСЖ, в оказании помощи правоохранительным органам через создание народных дружин, для участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, для всего того, что содействует благоприятному проживанию, для работы с детьми и подростками. Круг вопросов широк. ТОС может иметь статус как юридического лица, так и не юридического. В качестве примера В. Олейников привел Волгоградскую область, где ТОС насчитывает 2000 образований, включающих 1 миллион жителей. Там в ТОС проводятся различные конкурсы, выделяются гранты для их участников. На эти цели в 2008 году было выделено 120 миллионов рублей, в 2009 году – 250 миллионов. Что касается создания ТОС в Магадане, то депутат сообщил о том, что в Марчекане одно время действовал ТОС. Сейчас ТОС создан по адресу ул. Гагарина д. 21а, по избирательному округу депутата В. Олейникова. – Порядок создания ТОСов не прост, но для Магадана они необходимы, – заявил депутат. Сила ТОСов в том, что они обладают правом на наделение территорией, то есть землей. А это дает право контролировать жителями ТОСа действия разного рода структур, в том числе и строительных, УЖХ, ТСЖ. ТОС – это институт с большими, широкими полномочиями. По окончании прений члены Общественной палаты приняли решение о содействии в создании ТОСов на территории муниципального образования город Магадан. ПЕНСИОНЕРЫ В ИНТЕРНЕТЕ По третьему вопросу «Поколение онлайн» выступил председатель Общественной палаты Олег Дудник. Он сообщил, что проект о повышении компьютерной грамотности пожилых людей зародился в органах высшей власти, администрации президента России. Идея у нас в области была поддержана губернатором. О. Дудник сказал: – В современном мире, обществе, где мы живем, возникает новый феномен, который называется цифровое неравенство. Суть его в том, что пожилые люди выпадают из информационного процесса и компьютеризации. Это происходит в настоящее время. Очень много информационного ресурса сейчас находится в сети Интернет. Это государственная, в том числе и муниципальная информация. Люди, которые не умеют включать компьютер, не получают ее. Эта проблема стала достаточно масштабной. Наш регион не исключение. Чтобы как-то поэтапно начать решать этот вопрос, мы включились в этот проект и будем работать дальше. У нас одна группа уже обучилась. Вторая заканчивает обучение. Учеба происходит в классах нашего института. Думаю, имеет смысл обратиться и к другим учебным заведениям, чтобы подключить их к этой работе. Силами одного учебного центра эту проблему придется решать лет пять. У нас уже заявлений от желающих свыше трехсот. В качестве волонтеров Олег Владимирович предложил привлечь студентов из других учебных заведений, располагающих компьютерной базой. Он также подчеркнул, что обучение должно быть принципиально бесплатным. В части реализации этой идеи О. Дудник предложил задействовать и инициативу палаты. – Обращение Общественной палаты будет являться достаточно серьезным аргументом, чтобы эту работу улучшить. Предложение председателя Общественной палаты было принято. ПОВЫШАТЬ ГРАЖДАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ По четвертой теме также выступил Олег Дудник. Касается она взаимодействия мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями и территориальными общественными самоуправлениями на 2011-2013 годы. Каждому из участников Общественной палаты был вручен паспорт долгосрочной городской целевой программы муниципального образования «Город Магадан». Заказчиком программы выступила мэрия Магадана, разработчиком является департамент культуры и социального развития мэрии Магадана. Программа довольно обширна и включает в себя ряд разделов. Текст программы был опубликован в газете «Вечерний Магадан» за № 46 от 18 ноября 2010 г., где с ним можно и ознакомиться. Члены Общественной палаты поддержали данную программу. После детальной проработки программы члены Общественной палаты вернутся к ней на заседании 6 декабря сего года, где будет конкретно намечаться план реализации программы. ФОРУМ В части подготовки Гражданского форума и ярмарки общественных организаций выступила заместитель председателя Общественной палаты О.Веселяева. Ею были сформулированы конкретные позиции для проведения форума и ярмарки. Предложено, чтобы по отдельным направлениям на данных мероприятиях на круглых столах могли бы высказаться специалисты, имеющие отношение к той или иной теме. О. Веселяева обратила внимание на ряд аспектов в работе Всероссийской общественной палаты, в частности, на обсуждение темы о льготах для благотворителей. Провести форум намечено в феврале 2011 года. О. МИХАЙЛОВ. |