|
|
|
|
В последние годы сохраняется устойчивая тенденция к снижению количества пожаров и людей, погибших и получивших травмы при них. Это, безусловно, связано с повышением подготовки и организации работы пожарных частей в нашей стране. Важную роль играет и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу пожарной безопасности. Однако серьезные проблемы остаются. В настоящее время в Российской Федерации более 103 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн. человек, находятся за пределами нормативного радиуса выезда подразделений пожарной охраны (в городских поселениях и городских округах – до 10 минут, в сельской местности – до 20 минут). Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности. Например, из-за низкой плотности дислокации пожарных подразделений нормативное время прибытия пожарных расчетов к месту вызова, установленное «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности», не выполняется в 35 населенных пунктах Магаданской области (50%), в которых проживает 6533 человека (из них 3 городских поселения с численностью жителей 1826 человек, 32 сельских населенных пункта, где проживает 4707 человек). Если кто-то думает, что проблему можно решить только путем создания Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, то это нереально. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией, как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны. Да и с точки зрения экономической целесообразности при нехватке трудовых ресурсов это выглядело бы еще и абсурдно. Остается один верный и отработанный веками как в дореволюционной России, так и в странах Запада путь – это пожарное добровольчество, т.е. привлечение населения к борьбе с пожарами. Институт добровольчества (волонтерства) широко распространен во многих экономически развитых странах. Важной особенностью ДПО европейских стран является то, что она входит в общественные объединения (союзы, ассоциации и т.п.), а профессия пожарного добровольца является престижной и уважаемой.
Собственно, идея волонтерства и в России не новая. Многие россияне, которым сейчас за пятьдесят, принимали активное участие в добровольной пожарной охране, не только ради идеи, но и за полагавшиеся три дополнительных дня к отпуску. В России волонтерство в области тушения пожаров существует, и достаточно давно. 117 лет назад, во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 году в Санкт-Петербурге, жизненно важным было признано создание общероссийского центра добровольной пожарной охраны. Этот год считается годом рождения Российского пожарного общества. В 1893 году было создано Соединенное Российское пожарное общество, а в 1898 году Российское пожарное общество стало Императорским. Наиболее широкое развитие в России добровольческое движение в тушении пожаров получило в период с 60-х годов до начала 90-х годов XX века. Деятельность добровольной пожарной охраны была очень весомой, быть добровольным пожарным считалось престижно и почетно. Не случайно силами добровольцев в те времена ликвидировалось до 15% от общего числа пожаров. В начале 90-х деятельность добровольной пожарной охраны по профилактике и тушению пожаров начала сокращаться в связи с экономическими преобразованиями. В настоящее время в России уровень развития данного вида деятельности остается крайне низким. Непопулярность добровольчества в России во многом сдерживается несовершенством правовой основы и отсутствием законодательно установленных соответствующих стимулов, льгот и преимуществ для граждан, добровольно участвующих в деятельности по профилактике и тушению пожаров. В связи с происшедшими изменениями в политической и экономической сферах жизнедеятельности страны, требует серьезного уточнения понятие добровольной пожарной охраны. Законодательно не определен правовой статус пожарных добровольцев, порядок их обязательного страхования и стимулирования деятельности. Требует регламентации порядок привлечения граждан для участия в деятельности добровольной пожарной охраны в случае возникновения пожаров для выполнения закрепленных за ними функциональных обязанностей пожарных добровольцев во время исполнения ими трудовых обязанностей по основному месту работы с обязательным учетом интересов работодателей. Все вышеперечисленные обстоятельства позволили сделать вывод о необходимости разработки законопроекта, устанавливающего правовые основы организации деятельности добровольной пожарной охраны. МЧС России разработан законопроект, который в настоящее время проходит процедуру согласования. Данный законопроект определяет, что добровольная пожарная охрана представляет собой совокупность сил и средств государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан или юридических лиц, которые объединяются для участия в деятельности по предупреждению и тушению пожаров, а добровольный пожарный – гражданин, являющийся членом или участником государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий деятельность по предупреждению и тушению пожаров в форме безвозмездного труда в оперативных подразделениях пожарной охраны. Предполагается, что добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений ДПО, проработавшие в данной должности пять и более лет, будут иметь право на: льготное получение жилья, скидки при оплате коммунальных услуг, получение льготных путевок в оздоровительные учреждения, льготы на медицинское обслуживание. Кроме того, пожарные-добровольцы смогут получить приоритетное право на поступление в пожарно-технические образовательные учреждения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия и организации должны получить право устанавливать дополнительные компенсации и льготы для стимулирования деятельности добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений ДПО. Для пожарных, добросовестно исполняющих свои обязанности, планируется предусмотреть денежное вознаграждение. Возможно, добровольные пожарные, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не находящиеся в запасе, получат право на замену военной службы альтернативной гражданской. Труд волонтера – добровольный, не предусматривающий оплаты. Мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Но при этом добровольность труда предполагает, что отношения между волонтером и нанимающей организацией должны регулироваться договором, строго определяющим объемы работ. Несмотря на добровольность, не исключается ответственность за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, деятельность, подрывающую репутацию организации. Таким образом, добровольные пожарные будут связаны особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая, будет строиться на определенных механизмах стимулирования. Но главное, что должно стать стимулом в организации системы добровольных пожарных обществ – важность спасения человеческой жизни. Ведь в российской глубинке добровольцы будут оберегать, спасать от огня свои же родные села, дома, своих родных и близких. В настоящее время на территории Магаданской области насчитывается 88 добровольных пожарных дружин общей численностью 754 человека (из них 79 подразделений находится в областном центре), которые занимаются предупреждением и профилактикой пожаров. Совместно с Магаданским областным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» решается вопрос об оказании помощи в обеспечении первичных мер пожарной безопасности малочисленных населенных пунктов, неприкрытых подразделениями пожарной охраны, создании и техническом оснащении подразделений добровольной пожарной охраны. |