|
|
|
|
СКАЗОЧНЫЙ ТЕРЕМОК ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ МАГАДАНЦЕВ МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ ЗАВТРА, 18 ДЕКАБРЯ, ОТМЕТИТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ. Вот уже тридцать лет он радует маленьких зрителей волшебными постановками, вселяя в их души и сердца доброе, светлое, вечное. За эти годы было поставлено более 150 спектаклей, интермедий, музыкально – развлекательных, игровых программ, а сыграно около девяти тысяч. В репертуаре – русские народные и современные сказки, сказки народов мира, национальная драматургия. Среди последних постановок – «Любовь к одному апельсину», «Принцесса на горошине» и спектакль «Ляна», которым и открылся этот театральный сезон. В новогодние каникулы театр подарит маленьким магаданцам новые спектакли: «Таинственный гиппопотам», «По щучьему велению» и сказку по мотивам китайского фольклора «Повелитель трав». Галина Васильевна Ковалева, заведующая труппой, работает в театре с самого его основания. Она и поведала мне, с чего начинался театр кукол: «Когда-то давно, 22 сентября 1979 года в Международный год ребенка на сцене Дворца культуры профсоюзов открылся единственный на Северо-Востоке театр для детей. Своим открытием он был обязан небольшой группе энтузиастов во главе с выпускником Щукинского училища Александром Сергеевичем Романовым - главным режиссером. Проработал он с 79-го по 86-й год. Первый директор театра – Роман Аркадьевич Полонский. В течение года сформировалась труппа из 17 человек – здесь были представители различных школ, приехавшие из разных городов, молодые, начинающие актеры и уже состоявшиеся, опытные. Начинали с творческого содружества с местными авторами - драматургами: Антониной Кымытваль, Владиленом Леонтьевым – историком, этнографом нашего края, и другими. Потом стали выезжать в другие города на фестивали, многие приезжали к нам». Потом Галина Васильевна показала мне снимок, на котором запечатлены самые первые артисты театра: Анатолий Баймурадов, Татьяна Катерлюк, Елена Веселова, Любовь Сафронова и другие. После я побеседовала с директором театра кукол Б.Ф. Пыригом о дне сегодняшнем: – Богдан Франкович, какую роль, по вашему мнению, играет театр в воспитании подрастающего поколения? – Это равносильно тому, когда мы строим дом и закладываем в нем основное – фундамент, который должен быть прочен, надежен, вечен. Вот на таком же фундаменте должно основываться и воспитание детей, чтобы вырастить настоящего человека – благородного, честного, трудолюбивого. Вот для этого театральное искусство и существует, чтобы с самого детства, сызмальства заложить в сознании ребенка, что такое хорошо, а что такое плохо. На сегодняшний день мы видим, что телевидение семимильными шагами наступает на молодой организм - там и убийства, и кровопролитие, и насилие. И нам нужно всему этому противостоять, и от всего этого защитить ребенка. Сегодня на высших эшалонах власти постоянно говорят об образовании, спорте, медицине... А о культуре забыли. А что такое культура? Это истина, красота и доброта, на которой должны воспитываться дети. Вспомните, Римская империя потому и развалилась, что культура была уничтожена. Но мы этого не допустим. Как бы ни было трудно актерам, режиссерам, администрации, мы прочно стоим на этом и трезво понимаем, что России нужна духовно крепкая молодежь, надежное воспитание. Мы тщательно подбираем литературный материал для спектаклей. Моя самая любимая книга в этом отношении – это Библия: на примерах апостолов дети учатся только хорошему, и я считаю, что наши актеры, наши режиссеры, наши художники – как апостолы, просветители, несут в массы доброе, хорошее и вечное. Дети очень доверчивы, они впитывают в себя все, как губка. Есть такое выражение: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Так вот у нас то же самое – в театре не должно быть такого шатания влево, вправо: только прямая, правильная, выверенная актерская и режиссерская линия: добро обязательно побеждает зло, что мы и пытаемся донести до ребят. И когда смотришь на эти удивленные детские ангельские глаза – душа так радуется... – Расскажите о куклах, какие они? – В своей работе мы используем разные куклы: от перчаточных, тростевых, марионеток до напольных, планшетных. Бывает, что тростевой куклой, например, управляет не один, а сразу несколько актеров. Вот у нас был спектакль «Под Вифлеемской звездой» – так там ангела четыре человека водили. Бывает еще мимическая кукла, когда ее надеваешь на руку и изображаешь мимику лица – движение глаз, рта, челюсти. Представьте, как нужно актеру постараться, чтобы научить разговаривать куклу, чтобы эта мимика, жестикуляция синхронно работала с голосом. Это нелегко. И не зря у нас актер, отработавший 20 лет в театре кукол, идет на пенсию – его труд приравнивается к труду шахтера: рука затекает, приходится выдерживать по два – три кг 10-15 минут. Тут после трех минут устанешь, даже без нагрузки. Вы знаете, в честь тридцатилетия театра мы решили создать музей под названием «Куклы Колымы» и обратились к руководителям управлений культуры всех районов Магаданской области за тем, чтобы они оказали нам практическую помощь в поиске самих кукол или материалов о них: например, о том, какая кукла была в чуме у чукчей, у оленеводов, в лагерях колымских; какие были сценарии, сама постановочная система. Ну, а в основу, конечно, ляжет наш театр: какие куклы были у нас с самого его рождения. – Каков актерский состав на сегодняшний день? – Начну с «ветеранов»: это Виталий и Тамара Поединок – семейный творческий дуэт; это и заслуженный артист России Леонид Рабинович, Виктор Павлов, Ирина Шаповалова. Молодые актеры: Марчела Зубенко, Алена Жданкина, Людмила Пыриг. Ну, а руководит всей труппой главный режиссер - постановщик Дмитрий Шаповалов. – Проводите ли вы экскурсии для детей по театру? – Безусловно. Каждый год в Международный день кукольника мы проводим декаду театрального искусства для ребят: знакомим их с закулисной жизнью театра: с художниками, бутафорами (изготовителями кукол), модельерами; также дети имеют возможность побывать в осветительном цехе, встретиться с монтировщиками и режиссером по звуку. – Богдан Франкович, каким бы вы хотели видеть театр в ближайшем будущем, что хотелось бы изменить или, может, что-то новое внедрить в его жизнь? – Хотелось бы, конечно, многое. Вот, например, сделать хорошую техническую оснастку спектаклям, чтобы у нас была квадровая музыка: это когда в зале стоят четыре динамика. Вот пролетела утка на сцене: «Кря, кря, кря...» И этот голос вылетает из динамиков - создается впечатление, что она пролетела через весь зал. Чтобы шум леса, дождя был отчетливо слышен. А в первую очередь мы хотим для театра приобрести хороший автобус, чтобы он привозил детей сюда, ведь когда мы сами едем к ним в садики - это совершенно не то. А так ребенок сел в такой автобус, в тепле и безопасности доехал до театра, хорошо бы еще такой стеклянный козырек на входе, чтоб и в дождь, и в снег... Встанет автобус под козырек, и детишки по коврику войдут в дом... Потом благоустройство территории возле театра: качели, кафешка хорошая, игровая площадка. Цивилизация должна быть, красота, все должно быть для детей, потому что сами они на свет не просятся; мы рождаем их и должны заботиться о них. Еще мы планируем на базе театра создать студию звукозаписи, чтобы запечатлять голоса актеров на диске, например, на случай, когда кто-то заболел. Потом в фойе, где мы проводим развлекательные мероприятия, праздники, сделать современное, цифровое, лазерное освещение для молодежи, подростков, чтобы их с улицы забрать. Это разнообразные световые эффекты в воздухе: например, стоишь ты как будто посреди аквариума, а вокруг – рыбки разноцветные плавают... Мы в ближайшем будущем планируем создать в театре волшебный телефон - это телефонная будка, внутри которой указаны номера персонажей, которые есть в нашем репертуаре: Лиса, Заяц, Бармалей и другие. Можно будет позвонить любому из них и пообщаться в течение 10 минут. В другой комнате будут сидеть два актера и наблюдать за своим собеседником через монитор. Это будет очень интересно! Представьте, приходит, например, девчушка. Вся такая непричесанная, растрепанная. А ее спросят: «А почему ты неопрятная такая пришла?» Она удивится: «Откуда вы знаете?» А из трубки: «У меня волшебный глаз». Это будет абсолютно бесплатная услуга. Еще хочу поделиться с вами своими задумками, какой театр должен быть снаружи: с двускатной крышей, чтобы он напоминал сказочный домик, теремок. Над этим мы уже работаем, делаем проектную документацию - участвуем в федеральной целевой программе по социальным вопросам. – Что бы вы хотели пожелать театру, его работникам, самому себе в честь юбилея? – Так же любить театральное искусство и быть любимыми. Чтобы каждый ребенок, выходя из зала театра, был окрылен этой сказкой, чтобы он верил в будущую хорошую жизнь. Ну и, конечно, здоровья, благополучия в каждую семью, чтобы никто ни в чем не нуждался. Анна СЕРГЕЕВА. |