Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » «ПОДОЙДИТЕ К ДИТЯТИ С ЛЮБОВЬЮ...» ТРАДИЦИИ РУССКОГО УЧИТЕЛЬСТВА
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Образование. Наука

 

«ПОДОЙДИТЕ К ДИТЯТИ С ЛЮБОВЬЮ...» ТРАДИЦИИ РУССКОГО УЧИТЕЛЬСТВА

 
 
Дата публикации: 10-09-2009, 08:19

Материалы по теме

  • ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Конкурс педагогов
  • «УЧИТЕЛЯ УЧИТЕЛЕЙ»
  • Х РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
  • СЧАСТЬЯ, ТЕРПЕНИЯ, ГОРЕНИЯ!
  •    

    Понятие русский учитель не ограничивается национальными рамками. Русский учитель – это, прежде всего, носитель отечественных образовательных традиций.

    Учитель!.. В чем смысл твоего труда?.. Какие цели ставишь?..
    Профессиональная жизнь современного учителя похожа на бег по кругу, в котором регулярно появляются новые барьеры. Более всего это напоминает движение «белки в колесе» – она бежит, но продвижения вперед почти нет. Кто-то заметит: «Движение – это жизнь!» – и будет прав. Однако существенным моментом на педагогическом пути является то, что учитель проживает школьную жизнь вместе со своими учениками, следовательно, и они «бегут» вместе с ним в том же колесе. В то же время многие сегодня могут возразить: ученики давно не бегут – они неспешно идут, а многие из современных школьников просто шагают по своей собственной траектории. Все чаще сегодня она оценивается нами как траектория нравственного падения, траектория духовного обнищания.
    Традиционным в наблюдаемой ситуации духовно-нравственного нездоровья детей, подростков и молодежи в последние годы является то, что её обсуждают на разных уровнях: на родительских собраниях, на заседаниях педагогических советов, на совещаниях руководителей образовательных учреждений. Это обнадеживает – мы видим проблему, много и подробно о ней говорим, но вместе с тем и тревожит: соглашаясь с тенденциями ухудшения духовно-нравственного здоровья детей, как часто мы фактически смиряемся с ситуацией. Напрашивается вопрос: если «больной» не выздоравливает, быть может, все дело во «враче»?
    Из разговора с классным руководителем 5 класса:
    – Предлагаем провести для ваших ребят классный час, посвященный славным защитникам Святой Руси: Александру Невскому, Димитрию Донскому...
    – Нет, не нужно, им это не надо, они вас слушать не будут! Лучше им провести какие-нибудь конкурсы, чтобы было весело!
    Помните, было: учитель сеет разумное, доброе, вечное. Хотя после этого разговора такая картинка не складывается: образ учителя больше похож на образ ведущего шоу...
    Тревожно. В этой ситуации образный, но достаточно яркий пример был приведен в одной из публикаций периодической печати. Наша страна сравнивается с кораблем «Титаник». Он уже начал тонуть и с нижних палуб об этом кричат. Но на верхних палубах народ продолжает веселиться: играть, танцевать, отдыхать. Как видится, мы, представители педагогического сообщества, находимся на нижних этажах и ясно видим масштабы ситуации. В то же время выход из этой ситуации зависит от понимания нашей роли в спасении корабля. Поэтому предлагаем некоторые размышления об учителе с позиции истории. Не зная прошлого, невозможно построить будущее. Более того, без опоры на традиции невозможно позитивное развитие нашего отечественного образования.
    Сегодня ведущие ученые, деятели российского образования признают, что «ориентация на западную модель образования в реформировании отечественной высшей и средней школы – тяжкое преступление перед будущим России, ее национальной историей и культурой». Любая страна мира имеет собственную историю, собственную культуру и собственные достижения, в контексте которых и с учетом мирового опыта она выстраивает путь развития, в том числе и в сфере образования.
    Ключевой фигурой российской школы, имеющей богатейшие традиции и исторический опыт, является учитель. Следовательно, именно от нас, уважаемые коллеги, зависит функционирование системы образования в настоящем и движение в будущее.
    Роль русского, российского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру.
    Система ценностей составляет основу личности человека, основу его поведения и способа взаимодействия с окружающим миром. Ученые отмечают, что социокультурная ситуация последних двух десятилетий характеризуется утратой позитивного отношения человека к миру, к жизни, к другим людям. Формирование конструктивного отношения к миру, раскрытие человеческих добродетелей связаны с развитием духовно-нравственной сферы личности. Вектор этого развития определяется выбором идеала и своего рода системы координат. Осуществить такой выбор помогает учитель. Но здесь возникает вопрос: а в какой системе координат живет сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении школьника. Такая работа требует от педагога наличия опыта восприятия и понимания другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно заповеди «любить ближнего как самого себя». Без развития духовно-нравственной сферы личности самого учителя такие качества не формируются.
    Следует отметить, что в ныне действующих образовательных документах воспитание является приоритетным направлением в деятельности учителя, от которого ожидают умение воспитывать духовность и нравственность в своих учениках. Сделаем акцент: такие умения должны формироваться не по букве закона, а по духу. Это обусловлено тем, что реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Сегодня для её решения нам необходимо осмыслить отечественные просветительские традиции, поскольку мы – учителя – призваны сохранять цели и смыслы российского образования, которые складывались в течение его исторического развития. В чем же они заключаются?
    Этимологический анализ понятия «образование» позволяет говорить о первосмысле «ОБРАЗования» человека. Разбор слова по составу определяет корень «образ». Это понятие относится и к числу религиозных: «образ – облик, лик, подобие»; «икона».
    С этих позиций образование понимается как процесс восхождения человека к Образу, уподобление Творцу.
    Употребление понятия «образ» в смысле «подобие, икона» обращает нас к тому педагогическому наследию, которое наиболее полно раскрывает и сущность отечественного образования, и «вычерчивает» образ русского учителя.
    В ряду важнейших педагогических сочинений, посвященных исследованию образования как процесса восхождения к Образу, особое место занимают труды русских философов и педагогов, духовных наставников, Учителей Церкви. В их трудах содержатся идеи о становлении, формировании и развитии личности как образа Божия.
    В основу воспитательной практики отечественной школы положено православное вероучение, которое наполнило ее особым содержанием, утверждающим любовь к ребенку в качестве главного средства воспитательного воздействия.
    Первым этапом становления русского учительства является период христианского просвещения Руси после ее крещения. В это время оформились первые представления о педагоге, смыслах его труда и требования к его профессионально-личностным качествам, среди которых определяющее значение имели духовно-нравственные. Смыслом деятельности первых учителей было духовное развитие воспитанников, формирование у них христианских добродетелей.
    Такое содержание не только требовало определенного типа учительского труда, но и означало, что сам наставник, призванный решать эту задачу, должен не теоретически, не словами, а своими поступками, своим опытом, чувствами свидетельствовать о добродетельной жизни. Глубоко духовное содержание образовательной практики определяло роль наставника как помощника, со-работника Творца в развитии у воспитанников сострадания, милосердия, любви к ближнему и Творцу, почитания старших, добросердечности и других качеств, приближающих человека к подобию Божиему и содействующих раскрытию в ребенке образа Творца. Для первых учителей педагогика была «детовождением» ко Христу.
    Такие качества как любовь, душевная теплота, мягкость, радость, долготерпение, кротость во взаимоотношениях характеризовали духовное состояние учителя. Оно выражалось во «внутренней устроенности», целостности, ясности христианских идеалов и следовании им. Доброта, любовь к ближнему, смирение, защита законной власти органично вошли в число важнейших качеств учителя. Развитие этих качеств у педагога помогало ему вести воспитанников по пути добродетельной жизни. В то же время педагогу следовало неустанно заботиться об искоренении своих недостатков, среди которых, по словам Владимира Мономаха, леность, грубость, лживость считались самыми недостойными.
    (Окончание на стр. 4)
    (Окончание. Нач на стр. 3)
    На первом этапе становления русского учительства и отечественного образования личностные качества педагога, которые характеризовали его духовное состояние, рассматривались как необходимое условие успеха и эффективности педагогического служения.
    В оформляющемся образе русского учителя признавалась особая роль таких качеств, как любовь, милосердие, терпение, ответственность и др., которые, являясь духовными, приобретали значение профессиональных качеств учителя.
    Следует отметить, что глубина и устойчивость представлений об учителе и содержании его труда в историческом времени определяется прежде всего преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к личности педагога. Утверждение православия стержнем русской культуры обусловило и формирование русского типа образованности. Он определялся государственными и общественными интересами, сфокусировавшими свое внимание на «духовное, мирское и семейное устроение», которое было невозможно без воспитания в духовной общности.
    В XIII–XV вв. в содержании деятельности учителя центральное место занимало решение задачи укрепления у воспитанников добродетелей, что означало «соединение знания того, что есть добро, и силы претворения его в жизнь». В этот период важнейшим условием для профессиональной деятельности учителя было «мирное устроение души».
    В XVI веке представления об учителе, о его внутреннем, духовном состоянии конкретизируются. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так, в «Уставе Луцкой школы» зафиксированы такие требования к учителю: он должен «быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворен, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец благих дел». Данный перечень характеризует не сферу предметной подготовки учителя, а духовно-нравственные качества личности педагога.
    На дальнейшее развитие отечественного образования оказало свое влияние развитие научного знания в XVII веке. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем, особому состоянию его внутреннего мира, основанному на христианских добродетелях, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.
    Начало XVIII века стало временем переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Как отмечает академик Н. Никандров, «Россия, российская культура, российское образование развивались на путях русского православия, и первая попытка сломать всю систему этих ценностей была предпринята Петром I», политика которого стала воплощением идей западноевропейской культуры и образования.
    Парадигма научного знания, интеллекта «потеснила» воспитательную составляющую образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволили в тот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей».
    Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.
    Таким образом, следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда.
    Деятели просвещения XIX века выступали за неукоснительное сохранение основных целей воспитания, состоящих в духовном возвышении, возрастании «внутреннего человека». Классик русской литературы А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение … от влияния чужеземного».
    В то же время продолжающееся усиление влияния западного образования, науки привело к появлению «многих печальных фактов». Проявившиеся в то время ошибки в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, чуждых национальным традициям, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.
    Их сохранению, развитию и распространению способствовала деятельность русского педагога К.Д. Ушинского. В своих педагогических трудах он обосновывал необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась забота о духовном развитии воспитанника. Это было возможно при особом состояния учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения и мирным устроением души. Поэтому «неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей, поскольку внушало детям не страх Божий, а страх учительский, из которого рождались ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость». Настоящего учителя и учеников роднила «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой становились духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
    Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский.
    Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции. Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.
    «Великой национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке.
    Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.
    Русский учитель.… Вглядываясь в образ, который перед нами рисуют эти слова в преломлении разных столетий, мы обнаруживаем свет, тепло и добро. В чем их источник? Как свидетельствует история, отечественные педагогические традиции понимания просвещения и роли учителя восходят к христианским православным истокам, залогом неиссякаемости которых является Любовь. Именно она во все века была основой образа русского учителя, именно она была сутью воспитательного труда педагога, во всей полноте выраженная в Богодухновенных словах Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…».
    Полагаю, что обращение к сложившемуся в отечественной традиции образу русского учителя будет способствовать духовному оздоровлению педагогической среды. Это придаст нам, уважаемые коллеги, смелости духа, знания, силы, чтобы вдохнуть в школьника желание узнать про свое Отечество, про великих людей прошлого и настоящего, представить перед ним величайшие образцы отечественной культуры. От нашего обладания мировоззрением и духом национального учителя зависит движение не только российского образования, но и российского общества к осмысленному будущему.
    О.Н. КУДИНА,
    зам. декана ФЕНиМ, доцент кафедры алгебры и геометрии Северо-Восточного государственного университа, кандидат педагогических наук.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 4520 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru