|
|
|
|
В рамках празднования 70-летия города Магадана в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Социально-педагогический центр» во время летних каникул начал работать новый экспериментальный проект «Национальные костюмы народов Северо-Востока и современная мода». Научными руководителями проекта стали директор МОУДОД «СПЦ», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Р.М. Вебер и педагог дополнительного образования МОУДОД «СПЦ», доцент Магаданского института экономики Санкт-Петербургской Академии управления и экономики, почетный работник образования Магаданской области Д.С. Райзман. В план проекта вошли: посещение музеев, встречи с интересными людьми, мастерами прикладного творчества малых коренных народов Северо-Востока России, посещение национальных праздников, организация выставок и много другое. Первый шаг по реализации проекта был неудачен. Презентация, представленная мной 9 июня, детей не вдохновила. Желающих участвовать в нем не оказалось. То ли сказывалась усталость после учебного года, и детям не хотелось заниматься чем-то серьезным, то ли бытующие в народе ярлыки и анекдоты про чукчу не дали возможности осознать материал. На следующий день, взяв группу детей, посещающих летний оздоровительный лагерь «СПЦ» «Муравейник», я повезла их в музей археологии СВКНИИ г. Магадана на встречу с археологом Слободиным Сергеем Борисовичем. Первым делом Сергей Борисович спросил у ребят: «Какие коренные народы населяют территорию Северо-Востока?». Дети назвали только чукчей. И были удивлены, что список малых коренных народностей намного больше. Это еще эвены, коряки, ительмены, кереки, эскимосы, юкагиры, чуванцы. Ребята, затаив дыхание, слушали о том, откуда появились люди на территории нашего Северного края и как они жили, какая была природа, какие животные обитали здесь. Они смогли не только посмотреть древние археологические находки за стеклянной витриной, а с трепетом прикоснуться к ним. Удивились, какой огромный позвонок у кита и челюсть у шерстистого носорога. Подержали в руках гарпун для охоты на морских животных. Познакомились с интересными экспонатами: посудой, орудиями труда, некоторыми элементами одежды эвенов, коряков, кереков и др. А как дети были удивлены таким экспонатом, как цепь из кости, в которой нет ни одной прорези, все звенья цельные, не понятно, как было соединено одно звено с другим. Очень понравились находки из кости: иголки, игольницы, гребни. Девчонки задали вопрос: «Почему древних людей на картинках рисуют лохматыми. Они что не причесывались?». Им была показана фотография Пегтымельских петроглифов (наскальных рисунков, выбитых камнем древним жителем нашего края), где изображена женщина с грибом на голове и с косичками. Были и другие вопросы: «Почему в витринах стоят глиняные горшки с дырками?», «Почему не сохранилась одежда древнего человека?» и др. Сергей Борисович терпеливо давал ребятам исчерпывающие ответы. Час экскурсии прошел незаметно. Потом в автобусе девчонки делились своими впечатлениями об услышанном и увиденном друг с другом. А когда приехали домой, то рассказывали и друзьям, и родителям. Появилось желание узнать больше. Так стала незаметно формироваться группа детей – участников проекта. Стремясь закрепить появившийся интерес, я искала людей разных национальностей, которые помогли бы это сделать. Райзман Д.С. предложил переговорить с жительницей города Магадана Ротваль Марией Ивановной. И вы знаете, эта замечательная, интересная женщина, услышав о необходимости встречи с детьми, ни минуты не колебалась. Она приехала к нам в гости в поселок Сокол. Встреча проходила в форме беседы в праздничной гостиной за чашкой чая. Мария Ивановна поведала девчонкам о полной трудностей жизни древнейшего народа, проживающего на территории Северо-Востока, о чукчах. Рассказала о важной роли для северных народностей такого животного как олень. «Олень – это жизнь, – сказала она, – это питание, транспорт, орудия труда, жилище и одежда». Подробно Мария Ивановна рассказала и о традиционном национальном чукотском костюме, познакомила, из каких материалов шьется одежда, какие виды оленьего меха бывают. Рассказала о традиционном чукотском орнаменте. Встреча прошла в теплой дружественной обстановке. Учащиеся слушали рассказ очевидца, смотрели фотографии. Мария Ивановна привезла показать детям торбаса, кусочки камуса. Все это девочки видели впервые. В конце встречи были сделаны фотографии на память. Получив некоторую информацию, посмотрев литературу в поселковой библиотеке, нам очень понравилось украшение одежды в виде розетки – медальона из бисера, обшитой вокруг мехом с подвесками и захотелось попробовать это сделать своими руками. Мы прочитали, что орнамент из бисера оформлялся способом нашивания. Сначала девочкам показалось «фу, легкотня», а когда начали, сразу возникло много вопросов. Как закрепить леску в начале, через сколько бисеринок нашивать, что делать, если леска закончилась, какой цвет бисера использовать. Вообще-то одна из целей проекта создать костюмы на куклы для музея «СПЦ». Первоначально мы планировали использовать куколки «Барби», но в связи с их дороговизной, решили делать куклы своими руками. Так возникла идея мастер-класса по изготовлению кукол. Его провела для нас руководитель кружка «Лесная скульптура МУК «Центр досуга и народного творчества» поселка Сокол Курдюмова Алла Николаевна. Она показала, как делать каркас для куклы, затем научила делать обмотку, как кроить кухлянку, подарила книжку с эвенскими орнаментами. Самые смелые, увлеченные и целеустремленные учащиеся (Волкова Жанна и Яглова Рита) принялись за изготовление первых кукол. Но знаний по оформлению костюмов кукол именно в традиционном национальном стиле было еще маловато, да и материала для этого дела не хватало. Искали по домашним «сундукам». Нашли куртку из искусственной замши, шубки из искусственного меха, кусочки собачьего меха. Курдюмова А.Н. поделилась мехом. Нашли шерстяные нитки, бисер. Так, по крупицам, мы собирали наше «богатство». За дополнительными знаниями мы поехали на открытие этнографического уголка в парке города Магадана, на выставку «Колымский Арбат», где увидели национальные костюмы, украшения. А несколько позже побывали в Магаданском областном краеведческом музее. Там нас очень доброжелательно встретила заместитель директора Будникова Светлана Владимировна. По нашему письму для нас был организован показ национальных костюмов из запасников музея, проведена интересная беседа, в которой Светлана Владимировна обратила внимание на отличия в костюмах таких народов как эвены, коряки и чукчи. Затем она провела нас в зал с выставкой изделий из камня, и рассказала о национальных украшениях и амулетах, сделанных из этого интересного и красивого материала. Быстро пролетело два месяца, заканчивалась вторая смена летнего оздоровительного лагеря. На закрытие лагеря ребята нашего творческого объединения «Мода, фантазия, театр» подготовили мини-выставку по новой программе. Это были две куклы, одетые в чукотский и эвенский костюмы, настенные украшения в национальном стиле северных народов из бисера и меха в виде розетки, ежик из меха и кукла «Берегиня» в русском костюме. Дети, участники выставки, были награждены грамотами. Так закончился первый этап нашей новой, экспериментальной программы. Но ребята горят желанием продолжить работу. Появились еще желающие участвовать в этом проекте. Лиха беда начало. И хорошо, что хороший пример заразителен. Мы благодарим всех взрослых, кто поддерживал нас и помогал в работе первого этапа проекта: депутата городской Думы города Магадана Прусса К. Ю., начальника управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана Головину А.М., директора муниципального учреждения дополнительного образования детей «Социально-педагогический центр» Вебер Р.М., заместителя директора МОУДОД «СПЦ» Цвященко О.И., археолога СВКНИИ Слободина С. Б., жительницу города Магадана Ротваль М. И., руководителя кружка «Лесная скульптура» МУК «Центр досуга и народного творчества» поселка Сокол Курдюмову А.Н., директора Магаданского областного краеведческого музея Бекаревича С.Г. и его заместителя Будникову С.В., заведующую филиалом №5 городской централизованной библиотечной системы Сахно С.И., педагога школы № 20 Шлычкину С.Г., педагогов МОУДОД «СПЦ» Райзмана Д.С. и Ушакову А.М. Мы рады, что за такое короткое время работы проекта у нас появилось столько друзей. Надеемся, что на пути творчества их у нас станет еще больше. Т.Т. САМСОНОВА, руководитель проекта, педагог дополнительного образования МОУДОД «Социально-педагогический центр». |