Главная > Образование. Наука > Развивать в себе родителя

Развивать в себе родителя


15-03-2007, 16:14. Разместил: redaktor
Продолжаются занятия в Родительском университете при Магаданской областной детской библиотеке. Они построены так, что помимо обозначенной темы, обсуждаются волнующие родителей вопросы, связанные с учебой и воспитанием детей. Занятия проводят специалисты в области психологии, педагогики, детские врачи. На встречу с ними может прийти любой из родителей и задать волнующий его вопрос.
Тема прошедших занятий «Мы и наши дети». Беседу с родителями вели кандидат психологических наук Виктория Каранова и директор библиотеки Тамара Панова.

Виктория Каранова задала залу «простой» вопрос: «Почему с самыми близкими людьми мы не можем сесть за стол переговоров? Что этому мешает?..» Психолог пояснила: есть два основных закона общения. Первый: любое событие мы воспринимаем на каком-либо уровне. Каранова спросила: «Что может увидеть взрослый человек, заняв по росту (то есть, присев) позицию ребенка… Мы видим то же, что и он. Но под другим углом.
Почему же взрослые не хотят посмотреть на происходящие события его глазами… Это первый закон общения, который мы нарушаем».

– Мы можем договориться тогда, когда встанем на позицию другого человека. Взглянем на проблему его глазами.

РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ РОДИТЕЛЯ
Первый вопрос, прозвучавший из зала, касался времени, уделяемого ребенку родителями. По исследованиям, современный отец уделяет ребенку в неделю 30 минут (!). То есть в день не менее 5 минут. Мать побольше…
Расхожий ответ родителей: «Нам некогда. Надо деньги зарабатывать».
«И тогда задаешься вопросом, – говорит Каранова: Зачем мы с вами рожаем детей?! Для чего?! Для того, чтоб было «как у всех»? Или по другим каким-то причинам… А, может, мы рожаем для того, что ребенок нам нужен, желаем и мы хотим провести с ним жизнь?..»

Условия XXI века, его информационная насыщенность, в потоке которой перемешаны элементы негативного и положительного оказывают на ребенка сильное влияние.

Естественно, что ему необходима помощь со стороны взрослого. Но, чтобы воспитывать ребенка, нужно к этому тоже готовиться. Именно на эту сторону жизни взрослого человека обратила внимание психолог. «Надо развивать в себе родителя».

Вопрос: ребенку исполнилось 14 лет. Училась очень хорошо. Способная. Лидировала в спорте и активно им занималась. Сейчас мы не находим общего языка. У ребенка пропало желание учиться и заниматься спортом. Как девочку заинтересовать и учебой, и спортом?

Ответ. Этот возраст связан с половым созреванием и появлением вторичных половых признаков, с тем, что у ребенка формируется целостное представление о самом себе, с его планами, прошлым, с тем, что он сейчас живет.

Происходит физиологическая перестройка организма. Могут быть перепады настроения: от веселья до апатии, от динамизма к тому, чтобы лечь и лежать. Гормональные изменения меняют представления ребенка о своем теле.
Вам покажется, что с ребенком все нормально. Он знает, что вы его станете убеждать в том, что все хорошо, он не то что вам не доверяет – он видит то, что сегодня происходит с ним.
Вторая причина может заключаться в общении со сверстниками. В этом возрасте у подростка мнение взрослых уходит на второй план. (Хотя, если нужно решить важные проблемы – ребенок обращается к взрослому, а не к своим сверстникам).

В этот период у ребенка появляется референтная группа, мнение которой очень важно для него. Может быть, группа вашего ребенка не включает интересы спорта и учебы.
Третья причина может заключаться в семье. В семье есть стабильные и критические периоды. Важно знать, что через определенные промежутки времени в семье происходят кризисы. Это временное состояние – и все это надо пережить. Когда мы это понимаем, то определяем ситуацию как кризис.
Вот вам три группы обстоятельств.

Каранова рекомендует родителю обратиться к школьному психологу. Он знает ребенка, владеет ситуацией в школе, то есть для него расшифровка кризисной ситуации более доступна.
Следующий вопрос из зала касается внутрисемейных обстоятельств. Отец считает, что мать балует ребенка. Мнение матери другое. Мать обрисовывает семейную ситуацию в отношении ребенка.
Психолог отвечает: «То, что вы называете баловством, это небольшая часть того, что должен отдавать родитель ребенку. Для того, чтобы дитяти жилось комфортно, его должны постоянно трогать. Это не обязательно сюсюканье, а простое прикосновение руки, поглаживание по головке. Сколько нужно таких прикосновений? Не менее 30 в день. Это дает ребенку ощущение, что его любят. Данное правило работает и для взрослых, супругов… Так что вы «балуйте» своего ребенка. Но одновременно предъявляйте к нему определенные требования, ибо ему жить в обществе».

Далее Каранова высказала свое отношение к дошкольным учреждениям. «Дошкольное учреждение полезно по двум причинам. Первое – это возможность ребенку социализироваться. Второе – это сумма знаний, которые предлагаются ребенку о природе, мире, о человеческих отношениях».

Каранова остановилась на таком вопросе как здоровье детей: «Сегодня по показателям РФ в первый класс приходит 90% нездоровых детей».

Родители подняли и такую серьезную тему как утрата школьниками интереса к учебе. Причем, если прежде это замечалось в 5 классе, то сейчас «нежелание» учиться диагностируется в 1-м классе.
Из зала прозвучал вопрос: «Как объяснить ребенку необходимость занятий?»
Ответ: «Можно бесконечно объяснять ребенку, что надо читать. Но если он не видит в руках родителей книжки, ничего не будет… Он видит: мама не читает, а получает зарплату, папа не читает, а получает зарплату… (Зачем читать?). Важен личный пример. Ваш пример и рассказ о себе, как знания помогли вам стать таким-то и таким… Ребенок вас любит, ценит. На этом чувстве вам нужно формировать у него мотивацию к знаниям. Желание получать знания в ребенке должно готовиться».

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
Беседа психолога с родителями затронула и такую наболевшую тему, как работа комиссий с дошколятами. Каранова указала на то, что комиссии необходимы по той простой причине, что в их задачу входит диагностирование речевых или иных нарушений у ребенка, выявление которых помогает их устранить.
Вместе с тем было обращено внимание на то, что «пакет диагностического материала устарел и требует пересмотра». Были приведены примеры, указывающие на это.
Потом разговор перекинулся на тему детской застенчивости. Говоря об этом, Каранова объяснила, что застенчивость нередко является «продуктом» воспитания, стиля взаимоотношений в семье, индивидуальной особенностью ребенка. Указала на то, что «преодоление застенчивости долгий процесс. Многие взрослые на улице не могут спросить, который час, или как пройти туда-то. В чем опасность застенчивости для ребенка? В школе ему будет сложно выполнять учебную задачу с другими детьми. Один из приемов преодоления застенчивости – предложить ребенку отвечать на телефонные звонки. Он не видит собеседника, но в то же время общается с незнакомыми людьми».
Психолог указала на литературу по данному вопросу и на то, где можно с ней ознакомиться.

ЦЕННОСТЬ ВСТРЕЧ
Вопросов, заданных психологу, было много. Думается, их количество не уменьшится и на последующих занятиях. Связано это с реформами, проходящими в части образования, детского здравоохранения, в целом, с изменениями в обществе и главное: родителей всегда будет волновать все, что связано с их детьми.
Возможно, не все родители согласятся с тем, что прозвучало в аудитории. Но ценность таких встреч состоит в том, что идет поиск. Диалог позволяет родителю взглянуть на ту или иную ситуацию под другим углом, найти правильное решение. Польза таких занятий неоспорима. Подтверждение этому – активность родителей и разнообразие тем.

Следует сказать, что библиотека для родителей подготовила специальный дайджест по материалам журналов и книг, где освещаются вопросы воспитания и здоровья детей. В нем под рубрикой «Что делать, если…» небольшими текстами изложены рекомендации специалистов, допустим: «Ребенок долго не засыпает», «У ребенка плохая речь», «У ребенка день рождения» и т.д.
Дайджест вышел пока в сигнальном варианте. Составитель Т. Д. Панова.
Необходимость подобной литературы диктуется жизнью. Разумеется, в дайджесте должна присутствовать и тематика, связанная с условиями нашего региона.

О. МИХАЙЛОВ.
Вернуться назад