Главная > История. Память > «КРЕСТОВЫЙ» ПОХОД НАХОДКА 120 ЛЕТ СПУСТЯ

«КРЕСТОВЫЙ» ПОХОД НАХОДКА 120 ЛЕТ СПУСТЯ


13-08-2015, 15:59. Разместил: redaktor
Зимой 1892 – 1893 годов служащим торговой организации «Приамурское товарищество» Петром Николаевичем Калинкиным, искавшим короткий торговый путь из поселка Ола в поселение Сеймчан и далее до Верхнеколымска, был установлен деревянный крест (приблизительно два метра в высоту). Своеобразный путеводный маяк был воздвигнут в трех десятках километров от Эликчанских озер (Хасынский район). На кресте вырублено: «1893... Петромъ Николаемъ Калинкинымъ». Вероятно, что было и слово «поставлен», но время берет свое.
Первоначально о наличии креста Калинкина путешественник, фотограф, руководитель издательства «Охотник» Павел Жданов узнал из книги нашего земляка Рудольфа Владимировича Седова, человека, внесшего большой вклад в описание Колымы, а также поименование ряда вершин Магаданской области. Спустя пару лет получил подтверждение от охотника водителя-дальнобойщика о том, что крест действительно существует. Трассовик достаточно подробно рассказал, где крест установлен, как его найти. Именно тогда и появилась идея разыскать исторически ценный артефакт и передать его в музей.
120 ЛЕТ СПУСТЯ
Летом 2013 года Жданов организовал небольшую экспедицию, в состав которой вошел и «виновник» похода – Рудольф Седов.
Путь частично проходил по старому торговому тракту, проложенному Калинкиным, позднее по нему пролегла поменявшая свою географию с XIX века дорога на Талую. Сегодня только охотники пользуются этим путем.
Дорога была живописной, но не легкой. Приходилось подсыпать ямы, растаскивать завалы, временами запиливаться... В итоге, преодолев все таежные преграды, добрались до предполагаемого места.
Пока разбивали лагерь, Рудольф Владимирович ушел осматривать окрестности и нашел крест. Основание креста подгнило, и он упал; судя по уже потемневшему срезу, это случилось пару лет назад.
На горизонтальной части креста, в центре, помимо надписи выделялось место прежнего присутствия какого-то предмета прямоугольной формы, вероятно, иконки. Решено было водрузить крест вновь, закрепив довольно высокой каменной пирамидой, а в Магадане изготовить копию и, вернувшись в ближайшее время, установить ее на этом же месте, а подлинник передать в Магаданский краеведческий музей. Сразу не стали забирать по двум причинам: первая – нужно было придумать способ транспортировки, чтобы крест, изготовленный 120 лет назад, довезти до Магадана в сохранности; вторая – опыт подсказывал, что, если забрать крест, возникала вероятность, что на его месте уже никогда не появится новый. В тайге часто подобное случается: думаешь, что скоро вернешься, да таежные духи начинают строить козни… Так отчасти и случилось. Ни в 2013, ни в 2014 на перевал не удалось вернуться по целому ряду субъективных и объективных причин.
ПОПЫТКА №2
Весной 2015 года Павел Жданов поделился своей идеей с гендиректором рудника им. Матросова Алексеем Владимировичем Голубенко и его заместителем Александром Владимировичем Шаферовым, нашел поддержку с их стороны. Матросовцы помогли изготовить по предложенным чертежам примерную копию и предложили помощь в ее доставке на место.
Совместная экспедиция ОА «Рудник имени Матросова» и издательства «Охотник», в которую вошло 15 человек, началась11июня. Маршрут был уже хорошо знакомый и поэтому проходил спокойно, хотя препятствий появилось за два года достаточно. Цели достичь на машине все же не удалось, весна была поздняя и последние пять километров до перевала были закрыты довольно большими снежниками. «КАМАЗ» уже в сумерках в одном из снежников сел. Пришлось откапывать и ставить лагерь.
Утром, встретившим нас небольшим градом и сильным ветром, после разведки дальнейшего пути было принято решение: оставить вездеход и на перевал следовать пешком.
Крест нашли довольно быстро на вытаявшей части перевала, но, к сожалению, два года – большой срок. Он вновь упал, и горизонтальная часть крестовины раскололась на несколько продольных частей. Оставалось только сожалеть, что не удалось забрать артефакт два года назад. Упаковав пострадавшую часть креста в надежде на дальнейшую ее реставрацию, сделав пару памятных фотографий, выслушав лекцию о Петре Калинкине от Рудольфа Седова и оставив весящую несколько десятков килограммов вертикальную часть креста на месте, а привезенную копию в 4 километрах от перевала, члены экспедиции13 июня вернулись домой. Несмотря на неудачу, настроение у всех было приподнятое, все побывали в удивительно красивом месте, прикоснулись к истории. Все были уверены, что скоро задачу удастся решить.
ТРЕТИЙ ПОДХОД
Долго ли, коротко, но прошло полтора месяца. Экспедиция, на этот раз не столь многочисленная, стартовала 24 июля, в ней, признаюсь, без лишней скромности, посчастливилось побывать и мне.
Рудольф Седов сожалел, что не сможет принять участие, но радовался, что дело будет доведено до конца. Помимо меня и идеолога экспедиции по спасению уникального реликта Павла Жданова, в ней приняли участие связанные общей целью путешественники, хорошие друзья издательства «Охотник»: Александр Иванов, Светлана Исаева, Вячеслав Исайченко и самый молодой участник акции Арсений Гарипов.
Пятница, вечер. Завершив текущие дела на работе, сменив пиджаки на более подходящую одежду и собрав нехитрые атрибуты лесного обихода, участники экспедиции на двух внедорожниках в 19:00 стартовали.
Сокол, Стекольный, Палатка, Карамкен, едем не торопясь, весело обсуждая предстоящее событие. Белые ночи прошли, темнеет в конце июля уже быстро. Решили остановиться на ночлег, свернув с основной трассы у моста на Олу, став лагерем на плесе, где часто путешественники начинают свои сплавы по этой реке до моря. Насобирали дров, развели костер, установили палатки, накрыли легкий ужин. После вечерне-ночной трапезы расползлись по своим спальным мешкам. Хорошо, тихо, комаров практически нет, да и медведей вроде тоже не слышно, да и чего им шуметь, спят, наверное.
Мне казалось, что я проспала всего пару минут. Пробуждение было запоминающимся, Павел выбрал оригинальный и действенный метод разбудить всех и сразу:без лишних нежностей и церемоний – две металлические тарелки друг о друга! Лагерь мгновенно ожил. Прохладно, над Олой – туман. Спросила, который час? Жданов уверенно ответил: скоро 11. В тот момент подумала: «Странно, так поздно, а я как-то не выспалась?» Завтрак был готов, чайник дымился. Не торопясь поели. Утреннее кофе, тишина, комаров и медведей по-прежнему нет. Свернулись быстро… Уже в машине я узнала, что на самом деле шесть утра.
Путь сначала проходит по основной трассе, затем, от поворота на Эликчанские озера через озеро Гранд до развилки у Ямской наледи, этот – отрезок составляет 20.7 км, а от развилки до места расположения креста в промежутке двух Эльгенских озер 24.7 км. Дорога была расчищена еще в середине июня, поэтому добрались достаточно быстро и без приключений.
За несколько километров до места нам повстречался хозяин тайги. Мишка удивился нам. Я удивилась медведю. Его недоумение я понимаю, а вот мое не совсем. Кого там надеялась еще встретить, как не косолапого? Жирафа, пингвина, стайку сурикатов?
«Отключив» инстинкт самосохранения, вооружившись фотоаппаратами, мы вышли из машины, медведь в паре десятков метров нам позировал, вставая на задние лапы, с любопытством разглядывая пришельцев. Фотосессия прошла успешно, медведь, хотя большой и взрослый, мне показался каким-то страшненьким, и растрепанным…. По пути встречалось множество выводков куропаток с птенцами, только становящихся на крыло, но о них особо и говорить нечего.
ЦЕЛЬ УЖЕ БЛИЗКА
Прибыли к месту, где в середине июня припрятали крест, погрузили на багажник джипа, вышли на перевал, стали лагерем у одного из двух изумрудных горных озер, метрах в трехстах от места установки.
Из изъятых из рюкзаков продуктов, не несущих в себе ни нотки новизны и оригинальности – хлеб, свежие овощи, колбаса, жареная рыба, сыр – сообразили со Светланой некое подобие обеда. Но особо запомнился странный суп, на скорую руку приготовленный мужчинами на костре. Его состав достаточно прост – несколько пачек лапши «Доширак» без содержимого пакетиков, морковь, и изюминка блюда – пара банок тушенки. Я понимаю, что такой пищей рыбаков, охотников, да и просто завсегдатаев леса не удивишь, но для меня, человека городского – это было как-то необычно и немного странно. Мое сознание полностью отрицало употребление «недосупа», но голод взял свое. На тот момент мне казалось, что вкуснее я и не ела, а по приезде обязательно буду готовить его дома, но ребята мне объяснили, что еда, приготовленная и потребляемая на природе и дома, имеет разное восприятие. Дома она не столь вкусна.
После запоминающегося обеда, нам предстояло приступить к тому, ради чего было проделано данное путешествие – установке креста. Кстати, быстрота приготовления трапезы объяснялась и скоростью портящейся погоды. Синее небо с молочно-белыми облаками затягивалось мутной пеленой с водной взвесью, приносимой временами шквальным ветром. Павел сказал, что для этого места это обычное явление: в сутки на перевале погода меняется три-четыре раза. Нам нужно было спешить.
КТО ОСТАНОВИТ СЕНЮ?
Придя к эпицентру события и вооружившись лопатой и ломом, Павел, Вячеслав и Арсений начали копать яму под крест, вынув основание креста, установленного в XIX веке. Корень креста уходил в землю совсем неглубоко, сантиметров на 40, вероятно, потому что устанавливали его зимой, когда земля в здешних местах становится твердой, как камень. Александр Иванов, расположившись неподалеку под высокой лиственницей, вооружившись линейкой и карандашом, начал намечать на крестовине надпись, повторяя существовавшую на подлиннике.
Не просто далась выбивка текста, пришлось попотеть. В процессе работы от членов экспедиции звучало множество предложений, таких как: может лучше взять его домой и там надпись выжечь или сделать с помощью электролобзика, и подобные. На что Павел Жданов сказал, что раз взяли в руки долото, то нужно им и работать. Проект должен завершиться здесь и именно в эту поездку. Также он периодически посмеивался над нами, мол, совсем расслабились: 21 век на дворе, прогресс и все такое – приехали с комфортом, экипированные с головы до ног, а руками работать не хотим. Может еще с рудника технику пригнать с рабочими? 120 лет назад на этом месте зимой, в мороз, перевозя грузы на оленях, Калинкин и крест и надпись одним топором сваял.
Пока шли веселые дискуссии, Арсений Гарипов, не отвлекаясь на них, продолжал копать. Было решено поставить крест глубже, выбрав грунт приблизительно в метр глубиной. Признаюсь, Арсений копал настойчиво и быстро, не давая себе возможности для отдыха. Поэтому никого не удивило, когда довольно скоро Вячеслав, шутя, обратился к присутствующим: «Ребята, не подскажете, как теперь выключить Сеню?»
Работа подходила к завершению: яма выкопана, надпись выбита. Крест опустили в яму, укрепили камнями, грунтом, процесс зафиксировали фотосъемкой и видеосъемкой.
ВСЕ СДЕЛАЛИ ПРАВИЛЬНО
Миссия выполнена, можно возвращаться в лагерь. Копия креста Калинкина установлена членами совместной экспедиции ООО «Издательство «Охотник» и ОА «Рудник имени Матросова» (координаты: N 60 49.442 E 152 18.234 высота над уровнем моря 1084 м).
Погода вконец испортилась, помимо пронизывающего ветра, начался сильнейший ливень. Ребята подметили, что природа в тех краях не особо благосклонна к приезжим – встречает солнцем, но за пару часов может прогнать тебя дождями и сильными ветрами, как получилось на этот раз. За пять раз, когда были на перевале, все пять раз картина повторялась.
Но прогноз и на следующий день был неутешительный, поэтому решено было без ночевки, незамедлительно отправляться домой. Вертикальную часть с надписью «1893», мы забрали с собой, зафиксировав досками, специально привезенными с собой, в жесткую шину, скрепив конструкцию репшнуром.
На обратном пути, мы беседовали не так воодушевленно – устали как физически, так и эмоционально. Вслух говорилось мало – каждый «молча думал».
Что все испытывали? Известно только каждому из нас, а вот у меня было чувство гордости и радости от того, что явилась участником и свидетелем по-своему уникального события. Меня не отпускала мысль о том, что мы сделали правильное дело, а правильные дела вершат, по идее, правильные люди. Ведь так?..
Крест по приезде нами был передан в музей, думаю, что Калинкин был бы и удивлен, и доволен.
Считается, на всем пути, который Петр Калинкин проделал со своей женой Анисьей зимой 1892-1893 года, было ими воздвигнуто четыре креста. Судя по книге «Там, где геологи прошли» один был в районе Гербы снят и передан в музей еще в 70-е годы, по слухам, один находится в музее Сеймчана, осталось найти еще один. Но в отличие от первых двух, у «новых» будет новая жизнь, и по крестам Калинкина можно будет пройти своим маршрутом.
Н. МИФТАХУТДИНОВА

Вернуться назад