Главная > Неделя > «АЛЯСКА – СИБИРЬ» ПО ЛЕГЕНДАРНОМУ МАРШРУТУ В ГОД 70-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ

«АЛЯСКА – СИБИРЬ» ПО ЛЕГЕНДАРНОМУ МАРШРУТУ В ГОД 70-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ


6-08-2015, 13:23. Разместил: redaktor
«ТУ ВОЙНУ НЕ ЗАБЫЛ НИКТО...»
УЧАСТНИКИ ПЕРЕЛЕТА «АЛСИБ-2015» ВСТРЕТИЛИСЬ С КОЛЫМЧАНАМИ
Приземления двух винтовых «Дугласов» DC-3, американских военных самолетов сороковых годов, в Магадане ждали почти две недели, с самого начала перелета «Алсиб-2015». Повторить легендарный маршрут «Аляска-Сибирь», по которому в рамках ленд-лиза в СССР из США в годы Великой Отечественной войны шли стратегические военные грузы, решились российские активисты Русского Авиационного Общества, найдя единомышленников в Америке. 30-го июля на взлетно-посадочной полосе аэропорта Магадан руководители области и города торжественно встретили пилотов, чуть позже познакомив их с колымчанами, пришедшими на пресс-конференцию.
«Магаданцы очень бережно хранят свидетельства того времени. Экспозиции, посвященные Алсибу, есть во всех музеях области. Мы свято чтим память пилотов, участвовавших в проекте, храним память о дружбе наших стран в то суровое время. И сегодня вы, мужественные пилоты, еще раз напоминаете нам о тех временах, делая колымчан своеобразными участниками вашего проекта», – приветствовала участников проекта «Алсиб-2015» первый заместитель председателя правительства Магаданской области Татьяна Исаева.
«Тридцать лет назад мне посчастливилось общаться с пилотами, перегонявшими самолеты по трассе Алсиб. Одним из них был Виктор Перов, человек, который уже в мирное время, став полярным летчиком, участвовал в операции по спасению бельгийской экспедиции. То были уникальные люди, как и вы. Спасибо вам за вашу смелось и в чем-то даже дерзость», – обратился к летчикам первый заместитель мэра Магадана Юрий Гришан.
Основными целями акции организаторы называют закрепление в исторической памяти одного из наиболее ярких примеров сотрудничества между странами антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны, отдание долга мужеству и героизму его участников.
Идея повторить легендарный маршрут зародилась два года назад во время проведения Московского авиационно-космического салона МАКС. Авторство принадлежит дважды Герою Советского Союза, легендарному космонавту Алексею Леонову, Герою Российской Федерации, главкому ВВС в отставке Петру Дейнекину и генеральному директору Русского Авиационного Общества Сергею Баранову. Достаточно долгое время ушло на налаживание контактов с американской стороной, улаживание организационных вопросов, поиск подходящих самолетов.
И тем не менее, реализация «Алсиба-2015» пришлась на юбилейный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
«Машины, два «Дугласа» DC-3, мы нашли у частных американских владельцев. Это самолеты 1942-го и 1943-го годов выпуска. В процессе подготовки к перелету мы пришли к выводу, что экипажи должны быть совместными, российско-американскими. Техническую подготовку провели в штате Монтана, где в военные годы самолеты собирали перед началом перегона в СССР. Встретили нас очень тепло. Везде, на каждом аэродроме, к нам приходили люди, вспоминали былое время. Ту войну никто не забыл, надо отдать этому должное», – рассказывает Сергей Баранов.
«Мы очень горды тем, что принимаем участие в этом перелете. Это честь для меня – посмотреть на Россию и поработать с такими прекрасными людьми», – присоединяется к Сергею Баранову американский участник проекта, пилот Фрэнк Мосс.
Перед тем, как сесть за штурвал незнакомой машины, все российские летчики прошли практику управления «Дугласом» DC-3 в Америке. Необходимо было освоиться, что называется «притереться». Тем более, что одним из главных положений перелета было полное соответствие военным условиям семидесятилетней давности.
«Самолеты оборудованы еще по тем, военным временам, – рассказывает летчик-испытатель, участник перелета Валентин Лаврентьев. – У нас нет ни локаторов, ни систем, предупреждающих о столкновении с землей, ни автопилота, ни отопления салона. Но машины весьма неплохо сконструированы, идут плавно, имеют хороший обзор. Отлично сделаны двигатели – не шумят, просто шелестят. Вот под этот шелест мы с удовольствием и летим, наслаждаясь красотами вашего края».
Треть всего маршрута «Алсиб-2015» прошла над Америкой. Анадырь стал первым городом нашей страны, в котором приземлились «Дугласы» DC-3. И следующим был Магадан. Почти через семь часов полета самолеты прокатились по взлетной полосе аэропорта «Сокол».
Общение с гостями встречи – а это ветераны, участники молодежных и общественных движений, журналисты и простые люди – порой переходит в воспоминания о былых временах. Ветеран Великой Отечественной войны, жительница Магадана Ульяна Шитикова, будучи еще школьницей участвовала в строительстве военных аэродромов. «Мы с моими школьными товарищами были свидетелями многих ужасов войны. Летчики были настоящими героями. От всей души благодарю вас за то, что вы вспомнили об этой странице Великой Отечественной», – обратилась Ульяна Шитикова к участниками проекта «Алсиб-2015».
«Мы уже сейчас видим, что этот проект всколыхнул эмоции народа, вызвал огромнейший интерес к теме, поскольку видно, что люди устали от компьютеров и бестолковых сериалов. А это – реальная жизнь, память о наших отцах и дедах. Потому везде нас встречают просто «на ура», – отметил Валентин Лаврентьев.
Одна из миссий Русского Авиационного Общества – восстановление самолетов военного времени и передача их в исторические музеи, а также издание военно-исторических книг. Отсюда и задача «Алсиба-2015» – помимо прочего, закупить машины и передать в музей Во­оруженных Сил России. Потому остановка участников в Магадане стала совсем недолгой. Чуть более 12 часов – и снова в путь. Ближайшие посадки после Магадана – аэропорты Якутска, Братска, Красноярска. А завершится проект на аэродроме в подмосковном Жуковском, где в ходе салона «МАКС-2015» самолеты будут переданы в музей.
В завершении встречи от имени губернатора Магаданской области Владимира Печеного Татьяна Исаева вручила участникам перелета памятные подарки, и все без исключения колымчане пожелали пилотам успешного дальнейшего перелета и такой же теплой встречи на аэродроме в Жуковском.
Справка: совместный российско-американский проект «Аляска-Сибирь 2015» посвящен 70-летию Великой Победы и повторяет легендарный маршрут «Аляска-Сибирь» времен Великой Отечественной войны. Организаторами проекта являются ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска-Сибирь 2015» («Алсиб 2015»), ООО «Русское Авиационное Общество» (ООО «Русавиа»), Международная компания Wargaming, американская некоммерческая организация Фонд «BRAVO 369».
По информации Магаданского областного краеведческого музея, всего по маршруту «Аляска-Сибирь» с 1942 по 1945 годы перегнали 7928 самолётов. Самым трудным был участок, протяженностью 1200 километров от Сеймчана до Якутска. Самолёты пролетали над хребтом Черского и Верхоянским хребтом, а также в районе Оймякона – полюса холода. Всего на советском участке трассы произошло 39 катастроф, погибло 114 человек.
Управление
информационной политики

Вернуться назад