Главная > История. Память > ПРОСТЫЕ ЛЮДИ – БОЛЬШИЕ ПОДВИГИ

ПРОСТЫЕ ЛЮДИ – БОЛЬШИЕ ПОДВИГИ


11-06-2015, 13:47. Разместил: redaktor
Многие тысячи километров отделяли Магаданскую область от линии фронта. Но война ворвалась и в судьбы северян.
Первым порывом многих северян было немедленно выехать на фронт. Просьбы и требования отправить на фронт шли со всей Колымы и Чукотки. Сегодня известно 8150 колымчан, ставших фронтовиками.
Патриотический подъем наших земляков в годы войны выразился и в сборе средств в Фонд Обороны страны. Всего на Колыме было собрано на оборонные мероприятия около полумиллиарда рублей. Звено бомбардировщиков «Комсомол Колымы», авиаэскадрилья «Советский полярник», самолет «Дальстроевец», танковая колонна «Пионер Колымы» – вот далеко не полный перечень боевой техники, построенной на средства колымчан. На собственные деньги купили танки и отправились на них воевать муж и жена Бойко, работники авторемонтного завода Ефанов, Конюхов, сотрудники Колыма-проекта Ходоско и Цыбин.
В числе колымчан-добровольцев, стремящихся уйти нетрадиционно на фронт, купив право воевать на собственной боевой технике, был столяр совхоза «Среднеканский» И.П. Орлов. Он не стал танкистом, но сражался в рядах «матушки-пехоты» так, что под Ленинградом заслужил звание Героя Советского Союза.
Посланцы Колымы героически боролись с врагами Родины на фронтах войны. В Музее обороны Ленинграда хранится обагрённый кровью комсомольский билет Героя Советского Союза нашего земляка Ивана Скуридина, который повторил подвиг Александра Матросова.
Колыма и Чукотка были главными поставщиками золота и олова. От Дальстроя в государственную казну поступила 241 тонна золота, 36 тонн серебра и 12 тысяч тонн олова. За первые три года Великой Отечественной войны было введено в эксплуатацию 17 новых приисков и рудников. Здесь, в глубоком тылу, решалась судьба страны. Каждый добытый грамм золота бил по врагу бомбами, пулями, снарядами.
Уходили северяне на фронт и из тех подразделений, которые, базируясь на Колыме и Чукотке, обеспечивали выполнение специального задания правительства – эксплуатацию Особой воздушной трассы «Аляска – Сибирь», по которой перегоняли американскую боевую авиатехнику на Западный фронт, реализуя Ленд-лизовское соглашение между СССР и США.
Одним из самых трудных участков для перегона был маршрут Сеймчан – Якутск. Он пролегал над высокогорной местностью и Оймяконским полюсом холода. Летчикам приходилось летать на больших высотах с применением кислородных масок. Почти все самолеты не имели систем отопления, полет в кабине с обмерзшими стеклами и без автопилота был для летчиков большим испытанием. За три года, с октября 1942-го по октябрь 1945-го, пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии в труднейших условиях Крайнего Севера перегнали 8.094 американских самолета. Из них было сформировано 250 авиа­полков. После войны эта хорошо оборудованная трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в Сибири и на Дальнем Востоке.
Магаданский торговый порт приобретает оборонное значение, снабжая не только Колыму, но и фронт. Все годы войны нагаевцы перевыполняли плановые задания, были построены: управление порта, третий причал, складские помещения, создана своя автобаза.
Перестройка хозяйства потребовала от магаданцев освоения выпуска разнообразной продукции. Несмотря на недостаток рабочих рук, отсутствие необходимого количества оборудования, с лета 1941 года развернулась работа по расширению старых и освоению новых производств. При строительстве стекольного завода вручную возводились многометровые арки, строились печи, конструировалось и изготовлялось оборудование. И уже 7 февраля 1942 года Магаданский стекольный завод выдал свою первую продукцию. На Магаданском промкомбинате из старых капотов и крыльев автомашин штамповали ложки, а из консервных банок – пуговицы, изготовляли кружки, извлекали дефицитное олово. А хлопчатобумажный утиль, всевозможное тряпье стали сырьем для рабочей одежды, обу­ви, одеял, ваты. Кожевенный завод давал клей, мыло, щетки. Начала выпуск кондитерских изделий макаронная фабрика. Автомобили были переведены на газогенераторное топливо. Напряженным трудом магаданцы помогали фронту. В 1942 году в действующую армию фронтовикам отправили целый эшелон с подарками.
Крайне важной для жизни столицы Колымы в военное время являлась работа авиаотряда Дальстроя. В срочном порядке была достроена взлетно-посадочная полоса аэродрома на 13-м километре и построен аэродром на 47 километре основной трассы. К тому времени территория деятельности Дальстроя увеличилась за счет Якутии, Чукотки, где появились новые горнодобывающие предприятия. Труднее всего давалась глубокая ледовая разведка, которая проводилась не только в Охотском море, но и в Восточно-Сибирском.
Мужественно преодолевали трудности военного времени женщины и дети, старики и молодежь. Пионерские бригады трудились на приисках «Тимошенко», «Большевик», «Комсомолец», промывая лотками золотоносные пески. На многих приисках Колымы в годы войны трудились даже те, кто только еще пошел в школу или мальчишки старшего детсадовского возраста.
Плечом к плечу с мужчинами работали женщины. Так, например, комсомолка Е. Орехова стала начальником прииска, шофер В. Пушонок водила по трудным дорогам Колымы сорокатонную автомашину, успешно справляясь с работой, которая была под силу только мужчинам.
Большую помощь фронту и горнодобывающим предприятиям оказывало коренное население края, сдавая в фонд обороны оленей, пушнину, денежные накопления.
Вместе с тружениками Колымы и Чукотки, приближая Победу, работали и репрессированные люди. Оторванные от семей, от привычного уклада жизни, от родных мест, граждане нашей страны и здесь оставались ее патриотами, работали по-стахановски буквально на всех предприятиях Магадана.
Всенародный трудовой подвиг, равный доблести военной, совершенный советскими людьми, изумил весь мир. За вклад в Победу коллектив тружеников Дальстроя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1945 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В честь 40-летия Победы над фашизмом в мае 1985 года группой магаданских туристов во главе с мастером спорта Р. Седовым была увековечена память о наших земляках- танкистах, воевавших на купленных ими танках, на горной вершине высотой 1.367 метров в истоке Верхнего Сердяха.
9 Мая 1991 года в сквере на проспекте Карла Маркса был открыт памятник магаданцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, а также трудившимся в эти годы в тылу. На сооружение памятника пошли добровольные пожертвования трудящихся области и выделенные средства из фонда благоустройства города. Его высота около пяти метров, вес скульптуры – восемь тонн. Архитектурно-скульптурный ансамбль представлен группой из бронзы на гранитных плитах. В центре ее – фигура женщины с ребенком, олицетворяющая собой Родину-Мать. Вокруг нее три символические скульптуры: солдат с автоматом – защитник Отечества, геолог – первооткрыватель месторождений и узник ГУЛАГа. Слева от монумента на декоративной стенке помещены выполненные в технике рельефа пять бронзовых медальонов. На них изображены горняки, добывающие золото, воины, готовые к защите Родины. В боевых сценах запечатлен солдат, бросающий гранату, и атакующие врага советские войска. Последний медальон посвящен победителям. Тысячи магаданцев встали на защиту своей Родины. Их имена навечно вбиты в МРАМОРНОЙ Книге Памяти в самом центре Колымской столицы.
Такой чести удостаиваются лишь призывники Колымы.
2 сентября 1996 года состоялось открытие Аллеи Памяти со стелой и часовней Георгия Победоносца. Она со­оружена в честь окончания Второй мировой войны.
В 2005 году появилась новая памятная доска на улице Ивана Скуридина. Простые люди – большие подвиги! Их героизмом и кровью завоевана великая Победа. Низкий им поклон от всех нас – граждан России – и благодарность от будущих поколений. Не случайно говорят: «Пока мы помним – будем жить...».
Наш корр.

Вернуться назад