Главная > История. Память > «С ФАШИСТАМИ БУДЕТ ТО ЖЕ, ЧТО С НАПОЛЕОНОМ...»

«С ФАШИСТАМИ БУДЕТ ТО ЖЕ, ЧТО С НАПОЛЕОНОМ...»


7-05-2015, 13:38. Разместил: redaktor
Фронтовики, разгромив фашистов, стали созидателями. Память хранит имя Ивана Сергеевича ТЮРКИНА. После войны он трудился в «Магадан­энергострое», руководил отделом труда.
***
От столицы нашей Родины Москвы начинал свой воинский путь Иван Сергеевич. На передовую он попал из далекого сибирского села Сарбалан, где до войны преподавал в начальных классах. В городе Бердске окончил трехмесячную школу снайперов, и после четырехдневного пути по железной дороге 5 декабря был зачислен в 254-й стрелковый полк, в тот полк, где совершил свой подвиг Александр Матросов, чье имя присвоено было впоследствии части.
И хотя тогда еще рядовой Матросов не числился в списках полка, по традиции, все то, что мы зовем высоким воинским духом уже было, и поэтому стало закономерным его высшее проявление.
… Ночью недалеко от Можайска новобранцы выгрузились из поезда и после шестидесятикилометрового марш-броска через сожженное фашистами Подмосковье вышли на передовую.
Этот марш-бросок через территорию, отбитую у врага, вселял в воинов уверенность, а вид пожарищ – ненависть к фашистам.
Немецкое командование пыталось уверить себя и своих солдат в том, что в распоряжении Красной Армии «нет больше никаких новых сил».
С 27 ноября по 3 декабря войска Западного фронта нанесли сильные контрудары по немецким группировкам под Москвой, и 5-6 декабря началось контрнаступление Красной Армии.
Немецкий вице-адмирал К. Ассман в своей книге «Роковые годы Германии» пишет: «Перелом в ходе войны произошел на полях сражений под Москвой. Здесь в конце 41 года впервые была сломлена наступательная мощь германских вооруженных сил, столкнувшихся с непосильной для них задачей. Здесь противник впервые захватил инициативу. Германской армии удалось противостоять наступлению противника только ценою тяжелых потерь в боевой силе».
***
Иван Сергеевич вспоминал:
– Мы в окопах частенько говорили, что с фашистами будет то же, что с Наполеоном. Немец залег – и мы тоже. Сидим в окопе, наблюдаем за линией противника через оптический прибор винтовки, чуть появились – на миг замираем – и выстрел. Но недолго пришлось сидеть мне с винтовкой. Шестерых фашистов уложил и попал к артиллеристам в разведку. Чем-то артразведка похожа на снайперскую службу, только здесь уже наблюдаем в бинокль и цель посолиднее. Смотрим за передвижением противника, за скоплением техники и бьем по ним из 76-миллиметровых. Приходилось и огонь вызывать на себя, и с автоматом в руках отбивать атаки немцев. В 43-м под Спаск-Деменском во время нашего наступления был ранен, попал в госпиталь. После госпиталя уже служил в тяжелой артиллерии – 152-миллиметровые гаубицы. Пришлось знакомиться с топографией. Орудие бьет на 12 км. Тут на глазок не пойдет.
Вел я фотоальбом. Начал с 42 года. Там у меня были снимки городов, через которые мы проходили. На снимках подбитая нами техника противника, снимки тех мест, где мы бились. После войны альбом остался на материке дома. Любопытные там снимки. Однажды после боя, было это в 43-м, смотрю на возвышенности, там, где был противник, стоит наш «Максим». Ствол направлен в нашу сторону. Подошел к пулемету. Рядом с ним лежит убитый в нашей гимнастерке, в немецких брюках навыпуск, волосы до плеч. Подошли ребята – «власовец», – говорят. Вообще кудлатые они были, как махновцы.
***
Иван Сергеевич вспоминал:
– Иногда били из гаубиц прямой наводкой, как под Кенигсбергом. Там каждый камень обожжен нашими снарядами. Под Кенигсбергом смертью. героя погиб Александр Космодемьянский, брат Зои Космодемьянской.
***
Около 30 дивизий и два воздушных флота целыми днями беспрерывно засыпали крепость снарядами. За взятие Кенигсберга гвардии младший сержант Тюркин был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За взятие Кенигсберга».
Фронтовой путь Ивана Сергеевича – Можайск, Вязьма, Гжатск, Спаск-Деминск, Ельня, Смоленск, Орша, Минск, Пултуск, Данциг, Штеттин, Кенигсберг, порт Пилау, Росток, остров Рюген, военно-морская база фашистов Сванемюнде.
Окончилась война, и солдат 31-й особой Гвардейской Краснознаменной Верхне-Днепровской ордена Суворова и Кутузова II степени артиллерийской бригады РТК демобилизовался и выбрал сугубо созидательную профессию энергостроителя.
Инженерами и рабочими Энергостроя были построены первая в мире атомная электростанция в Заполярье город Билибино. Возведен в Заполярье энергетический комплекс под первую в мире плавучую электростанцию «Северное Сияние-1» в поселке Черский, порт Зеленый Мыс.
Впервые в мире магаданские энергостроители построили тепловую электростанцию на сваях в городе Анадыре, расширили Магаданскую ТЭЦ и Аркагалинскую ГРЭС.
О. МИХАЙЛОВ.

Вернуться назад