Главная > Наш город > НАД ДВАДЦАТЬЮ МЕТРАМИ ИЗВЕСТНОЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ

НАД ДВАДЦАТЬЮ МЕТРАМИ ИЗВЕСТНОЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ


18-09-2014, 09:06. Разместил: redaktor
В Магадане выдалось очень теплое начало сентября. Дождь если и шел, то общую картину хорошей погоды совсем не портил. Народ возвращался из летних отпусков, а юное население города уже вовсю грызло гранит науки. А я с приятелями отправился на крабовую рыбалку.
Ночь. Бухта Нагаева. Мы вдвоем на веслах медленно скользим по морской глади. Ждут проверки несколько выставленных с приманкой краболовок. Слева, в 500-х метрах, неспешно меняются очертания отвесного берега, который сверху заканчивается беспорядочной лесной чащей. Впереди – сияющий яркими огнями, стреляющий салютами, празднующий субботу бродяга – Магадан. По традиции по субботам в столице Колымы играют много свадеб и почти каждая оповещает мир о своем счастье красочным салютом в районе Нагаева. Справа смирно стоят на рейде, ожидая разгрузки, три огромных контейнеровоза. Они, как три острова, освещены автономными огнями, там течет своя внутренняя жизнь, подчиненная морским правилам и отцу-капитану.
Над нашими головами раскинулось одеялом шикарное звездное небо. Звезды так низко, что кажется, их можно снять и повертеть в руках как елочные игрушки. Выделяются Большая Медведица и Млечный Путь. Говорят, что еще ближе они в Сибири в районе Иркутска и Братска.
Делаю мощный гребок, и из под весел вырывается облако светящихся пузырей, необъяснимая природа свечения сначала завораживает и вызывает недоумение и только чуть позже, глядя наверх, понимаешь, что это отражение от звездного неба.
А под нами 20 метров соленой тревожной неизвестности, с которой нас почти ничего не разделяет, кроме тонкого слоя резинового дна нашей двухсотки. От этого с одной стороны чувствуешь единение с природой, которое вызывает восторг, а с другой ощущаешь свою беззащитность перед ней, и два этих противоположных чувства разрывают изнутри твое сознание. Чего или кого ждать снизу – это пугающая душу загадка, думать о которой как и обо всем непонятном не хочется. А на ум хроникой черно-белого фильма приходят кадры из истории главной бухты Колымского края.
Из открытых источников давно известно, что на дне затаились около 15-ти затонувших в разное время различных по массе и объему кораблей – баржи, шхуны и даже траулеры. Подводное кладбище судов лежит тяжелым металлическим грузом на разных глубинах относительно небольшой бухты. И как раз район нашей рыбалки был одним из эпицентров скопления ржавых утопленников.

При сильном отливе то там, то тут можно не просто увидеть, а во тьме даже наскочить на мачту какого-нибудь сейнера из советских 70-х, и хорошо, если при этом вы не пропорете себе лодку, а только через водную гладь увидите и отшатнетесь от ржавого обезображенного тела, когда-то бороздившего воды морей и океанов.
Еще в памяти возникают мощные и грациозные касатки. К всеобщему заблуждению, они не такие уж и редкие гости в прибрежных водах колымского края. Чаще всего их видят наши рыбаки около ольского побережья, где киты-убийцы ведут охоту на ластоногих. Целенаправленно на людей они не нападают, но небольшую резиновую лодку по ошибке могут принять за добычу и тогда приятного мало, если такая 6-тонная живая торпеда решит проверить свои догадки. Но все эти естественные опасения пересиливает приятное ожидание добычи в краболовках, а учитывая, что сегодня закон первой сработал в нашу пользу и там оказался зачетный камчатский красавец, то энтузиазм наш удвоился. Не взяв фонарик, мы ориентируемся лишь по свету звезд и водным бликам, главное – обнаружить первую снасть, а дальше, как говорится, дело техники.
И вот белый приметный буй Артемкиной ловушки замечен. Начинается тихая охота. Важно не делать громких и резких движений, чтобы не спугнуть добычу. Тихо подкрадываясь к каждой, мой опытный напарник четкими движениями извлекает из воды знакомые сетки, называемые лепестками. К сожалению, ожидания этой проверки не оправдались. Краба попалось совсем немного. Видно, слишком долго мы рыскали в поисках, и краб, съев наши наживки, благополучно ушел искать новые. Но досады нет, так как часовки вновь заряжены и с рассветом они снова будут проверены. Возвращаемся на берег.
Глубокая ночь. Артем спит утомленный инспекцией наших снастей, а мы с Русланом, глядя на языки костра, ведем неспешную беседу. Ночь выдалась холодной, и желание поспать из-за этого напрочь улетучилось. Гляжу на ночную бухту, освещенную светом от города, огнями с контейнеровозов и мерцанием звезд, такая небольшая, а столько всего за ее относительно недолгую историю в ней происходило. Почему-то в памяти сразу всплывают печальные моменты.
В середине прошлого века в бухте Нагаева секретно базировалась бригада подводных лодок. В разгар холодной войны это было обычным делом. Но удар пришелся не от коварного Запада, а откуда никто и не ждал. Наверно, природа решила, что подводные лодки здесь лишние. От берега оторвалась огромная льдина размером почти с бухту и медленно поползла в их сторону и просто их раздавила. Десяток субмарин тут же затонули, погибли люди. Другой страшный случай – взрыв на «Ватутине», унесший более сотни жизней и фактически полностью разрушивший морской порт – еще одна грустная глава в ее истории.
А в середине 90-х огромный «Феликс Кон», нелепо залегший на правый борт, долгие месяцы инородным телом напоминал всем о нашей бесхозяйственности, порождая в народе разные небылицы о том, что происходит в его трюмах. А сколько людей и машин сгинуло здесь навсегда в погоне за рыбацкой удачей. Кто-то нашел свой вечный покой в море, а кто-то радуется жизни в городе или как мы сейчас, отдыхая на рыбалке. Жизнь и смерть всегда идут рядом.
Наступило утро. На воде нет ни то что наката, а даже мелкой волны – еще одна хорошая особенность этого места. И мы вновь в лодке. Любопытная нерпа с умными глазами еще немного и готова присоединиться к нам третьим членом экипажа. А серая с хищным видом чайка совсем по-хозяйски, как должное, принимает от нас вкусное угощение. Медузы белым живым минным полем вальяжно парят в толще морской воды. Рядом маленькие крабики релаксируют у самой поверхности водной пленки. Вокруг нас кипит жизнь, а мы продолжаем свою тихую охоту.
На этот раз нам сопутствует успех и десятки колючих пленников беспомощно пытаются выкарабкаться из нашей лодки. На обратном пути пытаем удачу, ловя рыбу на закидушки. В наших водах это особенно интересное занятие, так как здесь подводная фауна очень богата разнообразием и вытащить можно самого неожиданного гостя. В этот раз на кусочки камбалы попались несколько жирных морских окуней. А камбала забиралась к нам прямо в краболовки. Довольные и немного уставшие, мы направились к берегу, а очень солнечное и теплое утро еще больше добавило нам оптимизма.
Впереди ждал нашего возвращения воскресный Магадан.
Дмитрий БЛИНОВ.

Вернуться назад