Главная > Образование. Наука > Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс


13-12-2007, 10:21. Разместил: redaktor
Как ребенку «войти» из детсада в школу
При Магаданской областной библиотеке возобновились занятия в «Родительском университете». Тема собрания, состоявшегося в ноябре, была посвящена «Психологической адаптации ребенка в школе».
О том, как это происходит с первоклассниками, родителям рассказали проректор ИУУ кандидат психологических наук Виктория КАРАНОВА и учитель начальных классов МОУ Гимназия № 13 Наталья ХАСЬЯНОВА. Занятия проходили в форме вопросов родителей и развернутых ответов лекторов.

Что такое адаптация малыша в школе? Вот что об этом говорит В. Каранова. «Ребенок приспосабливается к коллективу сверстников, к новому значимому взрослому в лице педагога. Раньше учителя в школе носили мундир. Это значило, что в лице учителя общество начинало оценивать ребенка. Деятельность, которой ребенок занимался в школе, имела социально значимый смысл, как для самого ребенка, так и для родителей и общества в целом».

Этим В. Каранова подчеркнула, что ребенок, переходя от детства к школе, ступает на первую ступеньку социальной лестницы.
«Трудности с адаптацией связаны с тем, что ребенок может еще переживать и возрастной кризис. Есть дети, что приходят в школу, уже пережившие возрастной кризис 6-7 лет. А есть дети, переживающие кризис в школе. Это добавляет сложности к привыканию, условиям и правилам в школьной жизни».

Кризис, в данном случае, обозначает те возрастные изменения, что происходят с ребенком 6-7 лет. В этом возрасте ребенок «может предвосхищать ситуацию и это определяет его поступки».
Затем последовал родительский вопрос: «Некоторые дети, идя в первый класс, сравнивая школу и детсад, говорят дома: «А в детском саду было лучше». Мы, родители, порой не знаем, что ответить. От нас звучат наставления: «Теперь ты школьник. Ты должен. Обязан». И так далее. Что нам родителям делать, чтобы сгладить эту крутую ступеньку между садиком и школой, этот психологический барьер, который стоит перед первоклассником?».

Первой ответить на вопрос взялась Наталья Хасьянова. Она разъяснила, что и как делается для того, чтобы ребенок легче адаптировался к школе и при этом не терял к ней интерес.
«У ребенка в первом классе резко отличается деятельность от той, что была в детсаду. В детсаду у него доминировала, в основном, игровая. В школе на первом месте учебная деятельность.

Ребенок перешел от мира игрушек в садике в школу. Дети скучают. Мы разрешаем им приносить в класс игрушки, но играть с ними можно только на переменах. И второе: уроки у нас проходят в игровой форме, с игрушками, картинками. Делается это для того, чтобы ребенок постепенно переходил к учебной деятельности. Но в то же время мы должны учить детей. Следовательно, играть приходится все меньше… Этого требует программа».

Мнение педагога подкрепилось и мыслью психолога о том, что потребность ребенка в игре должна обязательно удовлетворяться. При этом пусть это будет дома небольшой период времени, но он должен присутствовать.
«Ребенок еще не понимает, что школа – это новая деятельность, не понимает, что он первоклассник. По мироощущению он остается тем же ребенком, перешедшим из одного здания в другое. Родители не должны относиться к нему как к повзрослевшему. Резким переход не должен быть».

От родителей в этой ситуации требуется внимание к ребенку, любовь и терпение.
Развивая тему адаптации, В. Каранова остановилась на таком важном вопросе, как режим первоклассника. При этом заметив, что часть родителей возлагает на ребенка «элементы взрослого поведения». То есть полагая, что если ребенок стал учеником, то может сам регулировать свой режим.
«Ребенок по своим физиопсихологическим характеристикам не может ложиться спать позже 21 часа», – убедительно проинформировала родителей В. Каранова. Более того, обратясь к выводам ученых, в частности Эдуарда Шуберта, заметила, что согласно его исследованиям «обучение на Севере надо начинать не ранее 9 часов утра. Раньше ребенок не может активно включаться в режим обучения».
Нарушение режима в части сна ведет к накоплению усталости в организме ребенка. А это в свою очередь вызывает «капризность, невключенность в ситуацию урока. Физически ребенок в классе, а мысли его где-то в другом месте».

Вопросы, поднятые на занятии, касались и предшкольного образования, заключающегося в том, чтобы выровнять подготовку детей перед поступлением в первый класс. Вызвано это тем, что одни дети как бы «созрели, чтобы учиться, а другие не созрели».
Лекторы коснулись и вопроса темперамента детей. Допустим, кто-то долго включается в школьную работу, но зато потом качественно ее выполняет. Было также отмечено, что если ребенок по интеллектуальным показателями успешен, то может отставать как первоклассник по другим параметрам.

Одна из родительниц затронула тему оценок в школе. Это вызвало живой интерес.
Отметки в школе первокласснику не ставят. Почему? Неудовлетворительная или даже средняя оценка может вызвать негативную реакцию родителей. (Родители-то разные). Эта реакция, да и сама посредственная оценка, может психологически травмировать ребенка. А это никому не нужно, ни ребенку, ни родителям, ни школе.

Оценок нет, но оценивание в словесной форме («молодец», «хорошо», «постарайся еще») происходит. То есть реакция на проделанную первоклассником работу есть.

Как заметила В. Каранова: «Оценка – критерий знаний не только ребенка, но и самого родителя, исходя из того, насколько он успешен как родитель».
На занятиях говорили и о том, что на первых порах портфель первокласснику должен собираться вместе с кем-нибудь из родителей. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в этом плане выработалось полное привыкание ко всем атрибутам новой деятельности.
Прозвучала информация о том, что ни компьютер, ни телевизор не являются отдыхом для ребенка, поскольку дают нагрузку на глаза, включают эмоции и т. д.
Важно, прежде всего, развивать у школьника личностно-психологическое начало, чтобы ребенок мог понимать правила взаимоотношений на уроке. И второе – он должен знать, где на территории школы столовая, туалет и так далее. Когда ребенок все это знает – это вселяет в него уверенность, а это очень много значит.

На занятиях коснулись и такого вопроса, как обучение с шести лет. В. Каранова сообщила, что под руководством отечественного психолога Д. Эльконина в свое время были проведены исследования, показавшие неготовность ребенка к школьному обучению в этом возрасте.
Эта тема дополнилась информацией о том, что отечественные школы по уровню своего оснащения также не готовы к обучению детей с 6 лет. От эксперимента, включающего в себя обучение с 6 лет, отказались.

Беседы, что ведутся в университете, имеют важное значение в деле воспитания и здоровья детей. Материалы, озвученные на них в форме «вопрос-ответ», легли в основу подготовленных библиотекой двух сигнальных книжек. Вот их название: «Ожидание. Школа будущих мам» (авторы: канд. психологических наук В.В. Каранова, зам. главврача детской городской больницы Т.М. Денега).
Вторая книжка: «Мы и наши дети». Лекция-диалог (автор В.В. Каранова). В обоих изданиях много полезного для мам и пап. Желающие ознакомиться с работой Магаданской детской областной библиотеки в этом направлении, а также и по другим вопросам, могут обратиться к ее сайту: www.magdobr.ru.

Занятия в «Родительском университете» продолжаются.
О. МИХАЙЛОВ.
Вернуться назад