Главная > Актуально > ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ


13-02-2014, 06:03. Разместил: redaktor
Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на жилище. Одной из форм жилищного обеспечения граждан является предоставление жилых помещений по договору коммерческого найма.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью, обеспечения конституционных прав граждан на жилище, эффективного и рационального использования жилых помещений, муниципального жилищного фонда решением Магаданской городской Думы от 04.12.2009 № 136-Д утверждено Положение о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования «Город Магадан».
Разделом VI названного Положения определен порядок отчуждения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования.
В соответствии с пп. 6.1 раздела VI Положения наниматели жилых помещений, расположенных в жилом доме, ранее используемом в качестве общежития, или комнат в коммунальной квартире жилищного фонда коммерческого использования имеют право на приобретение данного жилого помещения путем расторжения ранее заключенного договора коммерческого найма и заключения договора купли-продажи.
Согласно п. 6.2 раздела VI Положения право на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи имеют указанные в пункте 6.1 граждане, которые признаны (или могут быть признаны) нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и проживающие в данном жилом помещении жилищного фонда коммерческого использования более трех лет.
В силу ч. 3 ст. 212 Гражданского кодекса РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно регулировать отношения в сфере гражданского законодательства.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что имущество, находяще­еся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность отчуждения муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц только в порядке приватизации. При этом учитывая, что гражданское законодательство находится в исключительной компетенции Российской Федерации, такой порядок может быть установлен только федеральным законом.
В настоящее время действуют два федеральных закона, определяющих порядок приватизации государственного и муниципального имущества.
Так, в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования. Следовательно, на жилые помещения коммерческого использования данный Закон не распространяется.
Кроме того, Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определены основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Однако действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
В августе 2013 года прокуратурой города в Магаданский городской суд в порядке ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ направлено заявление о признании раздела VI Положения о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 04.12.2009 № 136-Д (в ред. решения Думы от 11.06.2013 № 58-Д), недействующим с 29 сентября 2011 года.
В ходе рассмотрения заявления прокурора судом установлено, что единственным способом отчуждения муниципального имущества в собственность граждан является приватизация, порядок которой определяется исключительно федеральным законом. При этом в настоящее время соответствующий федеральный закон, устанавливающий порядок приватизации муниципального жилищного фонда коммерческого использования, не принят. Суд пришел к убеждению, что раздел VI Положения о жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования «Город Магадан», принят Магаданской городской Думой с превышением полномочий.
Решением Магаданского городского суда от 20.09.2013, вступившим в законную силу 03.12.2013, заявление прокурора города Магадана удовлетворено.
Решением Магаданской городской Думы № 114-Д от 24.12.2013 раздел VI названного Положения признан утратившим силу.
Н.Н. ЕГОРОВА, старший помощник прокурора город

Вернуться назад