Главная > Общество > ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ЧТО ВПЕРЕДИ?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ЧТО ВПЕРЕДИ?


30-01-2014, 08:27. Разместил: redaktor
В выпусках «Солидарности» за 2013 год сообщалось, что магаданские единороссы пригласили к обсуждению профсоюзы и общественность. Партия определила пять позиций по реформированию пенсионной системы. Эти предложения сформулировал заместитель секретаря Генсовета «Единой России», председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
Их основной принцип – новая формула расчета пенсий не должна ухудшить положение пенсионеров, не допустить снижения размера пенсии. Партия уже обсуждала свои позиции и с председателем правительства, и с Союзом пенсионеров России, и с профсоюзами. Теперь ей предстоит провести обсуждение с деловым сообществом. В двух номерах «Солидарности» свою точку зрения высказывал председатель Профобъединения Магаданской области Николай Махонькин. Сегодня он продолжает разговор о Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
- Что же просматривается в сегодняшней, четвертой по счету, реформе пенсионной системы?
- По оценкам специалистов, интересы самих людей в ней не просматриваются. Особенно яркие публичные заявления по очередному реформированию пенсионной системы звучали от либерально настроенных членов Правительства РФ, которые убеждали, что современная пенсионная система не отвечает вызовам времени. Самые «выдающиеся» предложения внес тогда еще заместитель председателя Центробанка господин Улюкаев (сегодня он министр) – всем россиянам платить государственное пособие, но не более прожиточного минимума пенсионера. А Пенсионный фонд вообще не нужен, так как содержать стариков должны дети и внуки. Со своей стороны Минфин предлагал заморозить индексации.
Вносились предложения: отменить выплаты работающим пенсионерам (а это затрагивает интересы каждого третьего из 38 млн. пенсионеров, которые сегодня вынуждены работать); выплачивать пенсию в полном объёме при условии 40-летнего непрерывного стажа; увеличить пенсионный возраст мужчин и женщин до 63 лет; повысить в три раза минимальный стаж, необходимый для назначения пенсии, доведя его до 15 лет; поэтапно увеличить время выплаты пенсии (период дожития) с 19 до 21 года, что означало бы существенное снижение ее размера; пересмотреть списки «вредников», вывести их из государственной пенсионной системы, ввести корпоративные пенсии, переложив пенсионные выплаты на бизнес, то есть, отдав их на откуп работодателям.
Очевидно, что эти и ряд других предложений не в интересах человека труда. И поэтому под давлением профсоюзов многие из них были скорректированы. Но сама идеология, дух реформы практически не изменились. Это просматривается при подробном изучении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, которая в конце 2012 года была подписана Президентом РФ. Все предложения либеральных экономистов, ущемляющие права пенсионеров, присутствуют в этой Стратегии, но уже в скрытой, завуалированной форме.
1. Вроде бы решена проблема установления размера пенсии в зависимости от трудового вклада. Однако предусматривается увеличение необходимого трудового стажа до 35 лет, сегодня он – 30. Работу можно оставить при достижении пенсионного возраста, но полную пенсию не получишь. А за этим явно прослеживается скрытое повышение пенсионного возраста. Людей побуждают выходить на пенсию позже.
2. Новая формула расчета пенсии, по прогнозам экспертов, может быть достигнута только за счет ущемления пенсионных прав или увеличения тарифа. В Стратегии предполагается вести расчет пенсии методом деления пенсионного капитала (с учетом стажа) на среднюю зарплату по стране, а не на среднюю зарплату конкретного работника. То есть опять грядет всеобщая уравниловка. А предполагаемое соотношение размера пенсии – 40 % утраченного заработка – ничего не даст. Уже сейчас она в среднем 36,8 %, а из-за низкой зарплаты у многих достигла 40 % утраченного заработка, но остается ниже прожиточного минимума пенсионера.
3. Ключевым элементом изменения пенсионной системы является реформирование самого института досрочных пенсий. Сегодня перед работодателем поставлен выбор: либо платить дополнительный тариф, либо модернизировать рабочие места. Работодателям, которые имеют вредные рабочие места, с 2013 года установлен дополнительный тариф. По спискам № 1 в 2013 году – 4 %, в 2014-м – 6 %, в 2015 м – 9 %. По списку № 2 – соответственно 2, 4 и 6 %. Эти средства будут идти в общепенсионный котел. Однако этот тариф может меняться по результатам специальной оценки, которая должна быть проведена на основании некоего закона об аттестации рабочих мест.
4. В Стратегии остается открытым вопрос о льготных и корпоративных пенсиях работников бюджетной сферы. Предлагается, цитирую: «изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии». Прямо скажем, что данная формулировка тревожная и перспективы пенсий бюджетных работников сегодня не ясны.
5. С 2015 года предлагается пенсионные накопления «молчунов», а таких 80 %, вернуть в размере 4 % в солидарную систему, оставив 2 % в накопительной. А тем, кто перевел свои средства в Негосударственный пенсионный фонд, дается право выбора – подтвердить желание оставить все 6 % в негосударственном фонде или передать средства в государственный.
6. В Стратегии не определена ответственность государства за сохранение пенсионных накоплений и гарантия обеспечения их доходности. Сегодня не ясно, что будет с накопленными средствами в случае банкротства того или иного Негосударственного пенсионного фонда.
7. Отменяется обязанность Пенсионного фонда уведомлять граждан о состоянии их пенсионных счетов через «письма счастья». Теперь работник может получить информацию лишь при личном обращении в территориальное отделение Фонда. То есть большинство работников утратит контроль перечисления работодателями страховых взносов.
8. Повышены страховые взносы для самозанятых категорий. Теперь взнос взимается в размере 26% не от одного МРОТ, а от двойного. Платили в год 17,2 тыс. рублей, а теперь будут – 32,5 тыс. рублей. Но и это значительно меньше, чем работодатель платит за среднестатистического работника – 120 тыс. рублей в год. Сегодня в прессе поднят вопрос: повышение тарифов отчислений для самозанятого населения провоцирует ликвидацию десятков тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Никто не против их поддержки, но только не за счет остальных пенсионеров.
9. Стратегия предполагает трех­уровневый принцип пенсионного обеспечения: государственный, корпоративный и частный.
Как же все эти новации в пенсионном обеспечении оцениваются профсоюзами? И какую позицию мы отстаиваем? Об этом – в следующем выпуске «Солидарности».
Виктория МАЛЫШЕВА.

Вернуться назад