Главная > Образование. Наука > В ПЕРВЫЙ РАЗ… В ДЕТСКИЙ САД!

В ПЕРВЫЙ РАЗ… В ДЕТСКИЙ САД!


11-07-2013, 10:38. Разместил: redaktor
В Магадане прошла четвертая городская родительская конференция «Здравствуй, детский сад!», посвященная адаптации малышей к дошкольному образовательному учреждению.
В ней приняли участие родители, чьи дети пойдут в детский сад впервые в этом году, а также представители Управления образования мэрии Магадана, здравоохранения, преподаватели Северо-Восточного государственного университета, института повышения квалификации, специалисты из органов опеки. Среди них – руководитель управления образования мэрии Магадана Светлана Колмогорова, начальник отдела дошкольного образования Надежда Полевая, заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники № 1 Елена Кузьмина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания СВГУ Татьяна Баринова; кандидат психологических наук, проректор по научной работе института повышения квалификации педагогических кадров Виктория Каранова и начальник отдела опеки и попечительства мэрии Магадана Лариса Романова.
На встрече говорили о том, как готовить малышей к предстоящему событию, такому важному в их жизни; какими навыками ребята должны обладать, поступая в детский сад. Как сделать так, чтобы ребенок привык к новой обстановке, и как справиться с первыми трудностями. Своим личным опытом поделились и мамы дошколят, которые не первый год посещают сад. В их числе – Марина Уксусова, многодетная мама, детский сад № 53 (сама педагог по образованию). Она озвучила основные правила, что можно делать и чего нельзя, при подготовке ребенка к саду. Во-первых, отмечает Марина, родители должны научить малыша самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать при помощи ложки и вилки, ходить на горшок. Одежду лучше покупать без молний и застежек, по принципу «чем проще, тем лучше», чтобы облегчить задачу ребенку. Из обуви – лучше, чтобы она была на липучках, удобная, не спадала с ножки. Главное, что нужно сделать перед детским садом, – считает Марина Юрьевна, – приучить малыша к общению. Особенно, когда с ним дома сидит только мама: «За несколько месяцев до садика позвольте ребенку общаться с другими родственниками, с няней. Это будет своеобразный тренинг расставания с мамой перед детским садом. Чаще ходите в магазин без ребенка, в театр; гуляйте, абсолютно выбросив из головы мысли о том, что он делает сейчас, плачет ли, зовет ли вас. Потому что адаптация проходит не только у малыша, но и у его родителей. Мы переживаем за детей порой больше, чем они сами». Следующий совет – нужно привыкать к саду постепенно – начиная с одного – двух часов пребывания в группе. Дальше – больше, через две – три недели можно оставить ребенка в группе до сончаса, и только потом – на весь день.
И далее многодетная мама продолжает делиться опытом: «В нашем саду детям в период адаптации разрешают находиться вместе с мамой. Я ходила первые две недели со своими детьми. Незаметно выходила из группы на несколько минут; появлялась, когда ребенок начинал меня звать, но не сразу, то есть выжидала какой-то момент. Малыш должен привыкнуть к тому, что вас может не быть какое-то время рядом, но он должен знать, что вы обязательно появитесь, пусть не сию секунду, как только он вас позвал, но немножко попозже. Он должен быть уверен в том, что вы вернетесь. А если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, пусть его отводит в садик кто-нибудь другой: папа, дедушка, старшие братья и сестры. Нужно относиться к процессу адаптации терпеливо. Он может занимать не две недели, как утверждают работники детских садов, а два месяца». И – чего категорически нельзя делать, по мнению Марины Уксусовой, так это пугать ребенка садом; нельзя негативно отзываться о садике или воспитателях в его присутствии. И еще: нельзя наказывать малыша за капризы в период адаптации: плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямством и проявлениями плохого характера ребенка.
Про адаптацию будущего дошкольника с медицинской точки зрения рассказала заведующая педиатрическим отделением первой детской поликлиники Елена Кузьмина.

Особое внимание она акцентировала на проблеме вакцинации: «Многие родители отказываются от прививок чуть ли не с роддома, и это совершенно неправильно. Прежде, чем принять такое решение, нужно очень хорошо подумать. И понимать, что это – ответственность не только за своего ребенка, но и за других детей, посещающих сад. Не привитые дети – от того же полиомиелита – отстранялись от занятий на шестьдесят дней, на период проведения вакцинации. Получается, мама сама себя вынуждает брать больничный и сидеть дома с ребенком около двух месяцев. Ведь до детского сада малыш общается в узком кругу людей – это одно. И совсем другое – целая группа сверстников, а также родители этих детишек и педагоги. То же самое касается и тех случаев, когда простывшего ребенка родители приводят в детский сад, сознательно игнорируя просьбу воспитателей. Отсюда – и нескончаемые заболевания. Один больной ребенок может заразить до десяти человек; затем он выздоравливает, приходит в группу и заболевает вновь».
Родителей на конференции интересовал и вопрос, довольно нашумевший в российских средствах массовой информации в последнее время: коснется ли Магадана волна разгулявшейся по центральным регионам страны энтеровирусной инфекции, которая влечет за собой менингиты и прочие осложнения? Елена Кузьмина так прокомментировала его: «Энтеровирусная инфекция имеет сезонный характер заболевания; это происходит не так часто, как нам рассказывают по телевизору, и осложнения, вроде менингита и прочего не всегда сопровождают ее. В общем-то это – не какое-нибудь из ряда вон выходящее событие для Магадана, поэтому бояться не надо, заболевание лечится».
Кандидат психологических наук, проректор по научной работе магаданского института повышения квалификации педагогических кадров Виктория Каранова говорила о психологическом аспекте адаптации дошкольника. Она выделила два важнейших составляющих фактора: «В первую очередь, это отношения в семье. Тот период, когда отдают ребенка в сад (обычно с года до трех) – возраст особой привязанности к матери. В тех отношениях, когда мама с малышом находятся в эмоциональной близости, ребенок чувствует себя уверенно. Это – «базовое доверие к миру», то есть он интересуется окружающим миром, он помнит, что есть рядом мама, и уверен, что мама его защитит. Поэтому малыш дальше идет от мамы, расширяет этот исследовательский поиск. К сожалению, в тех семьях, где такой эмоциональной близости нет, мы видим другие исследовательские навыки ребенка: он может уйти и даже не повернуться, абсолютно не сомневаясь в правильности своего поступка. Или, наоборот, не отпускает маму ни на шаг от себя». Второй психологический фактор, по мнению Виктории Владимировны – то, как сами родители относятся к дошкольному образовательному учреждению: «Многочисленные исследования показывают, что, если в нашем детском округе были не очень приятные моменты, связанные с образованием (тревожность, опасность), – то это невольно передается и нашим детям». Также Виктория Владимировна отмечает, что период адаптации к саду будет короче у детей более младшего возраста. То есть у годовалого ребенка он составит от семи до десяти дней, у пятилетнего – около месяца.
Как понять, что малыш готов к детскому саду? По словам психолога, показателем является желание ребенка идти в садик, причем оно не покидает его в течение определенного времени – примерно около недели. Другие признаки – прибавка в весе и устойчивость эмоциональных реакций, то есть нет резких переходов от смеха до внезапного плача.
По окончании конференции все желающие родители получили возможность индивидуально проконсультироваться у специалистов по интересующим их вопросам. А также посмотреть выставку творческих работ дошколят.
Анна СЕРГЕЕВА.

Вернуться назад