Главная > Общество > НА ЗАЩИТУ ПРАВ ВСТАЛ ПРОФСОЮЗ

НА ЗАЩИТУ ПРАВ ВСТАЛ ПРОФСОЮЗ


27-09-2012, 08:11. Разместил: redaktor
В условиях противоречия норм права, регулирующих основные государственные гарантии северян, в коллективные договоры отрасли «Связь», заключаемые на федеральном уровне, и локальные нормативные акты предприятий вносятся нормы, ущемляющие права на основные государственные гарантии трудящихся, работающих и проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Например, Коллективный договор ОАО «Ростелеком» на 2012-2014 годы содержит условие выработки 15-летнего непрерывного стажа работы в Обществе и увольнения в связи с выходом на пенсию или по сокращению штата. И только в этом случае будут компенсированы расходы, связанные с переездом к новому месту жительства из районов Крайнего Севера.
Регламент возмещения расходов работников ФГУП «Почта России» и членов их семей, в случае переезда к новому месту жительства в связи с прекращением трудовых договоров (далее – Регламент), устанавливает следующее. Возмещение расходов работников и членов их семей в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства осуществляется только тем работникам, которые прибыли в указанные районы в связи с заключением трудовых договоров с ФГУП «Почта России». Поскольку филиал не является правопреемником ГУ УФПС Магаданской области, все работники прибыли в районы Крайнего Севера задолго до создания ФГУП «Почта России» (до 01.04.2004 года) или родились в районах Крайнего Севера и приняты на работу в Магаданский филиал ФГУП «Почта России», то они «выпадают» из локального правового регулирования.
Так, проработав в почтовой отрасли Магаданской области почти 40 лет, сортировщик Магаданского почтамта Н. понесла фактические расходы, связанные с переездом на новое место жительства в г. Краснодар в размере более 50 тыс. рублей при месячной заработной плате около 10 тыс. рублей. В Магадане она продала однокомнатную квартиру, отработала на Крайнем Севере 46 лет, является ветераном труда России, ветераном труда Магаданской области, и в силу возраста и состояния здоровья (ей 68 лет) больше уже не может жить на Крайнем Севере. В Краснодаре вместе с сыном с использованием ипотеки приобрели однокомнатную квартиру. Но работодатель отказался ей компенсировать расходы, связанные с переездом на новое место жительства.
В аналогичной ситуации оказалась оператор Тенькинского отделения почтовой связи Ш., проработавшая непрерывно в системе почтовой связи более 40 лет. Ей работодатель отказал в компенсации расходов по переезду на постоянное место жительства в г. Ставрополь.
Работники обратились к председателю Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России Валентине Викторовне Дорошевич, юристу по образованию, которая давно ведет непростую правозащитную работу. В том числе в судебных инстанциях разных уровней по защите прав работников на основные государственные северные гарантии. И она начала защищать права заявителей.
Были подготовлены судебные иски. И основным аргументом в пользу истцов явилось то, что принятый работодателем Регламент нарушает трудовые и конституционные права и свободы граждан, которые имели право на компенсацию расходов, связанных с переездом на новое место жительства, в силу действующего ранее федерального законодательства, независимо от факта прибытия из других регионов России и заключения договора о работе в РКС.
Работодатели в коллективных договорах и локальных нормативных актах нарушили принципы трудового права, конституционные принципы равенства и справедливости, устанавливая ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, находящихся в сходных ситуациях, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Суд первой инстанции не поддержал иски, тогда были подготовлены апелляционные жалобы в Магаданский областной суд. К большой радости бывших магаданских работников и их представителя, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда отменила решения городского суда и приняла новые решения в пользу работников.
При этом указав, что Регламент, ограничивший круг лиц (работников), имеющих право на компенсацию расходов при переезде на новое место жительства, установил новое незаконное основание для возмещения расходов – необходимость прибытия работника в районы Крайнего Севера на основании заключенного трудового договора либо по приглашению работодателя для заключения такого договора и последующего трудоустройства.
Есть все основания надеяться, что Верховный Суд не изменит данное решение, и работники получат долгожданную и так необходимую им компенсацию. Исполнительные листы будут предъявлены в ближайшее время.
В. ВИКТОРОВА.
ЗАКЛЮЧИЛИ СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Заключено Соглашение о взаимодействии Межрегионального Управления Министерства юстиции России с Объединением организаций профсоюзов Магаданской области в сфере совместной деятельности по противодействию коррупции и проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов.
Объединение профсоюзов будет теперь регулярно информировать Управление юстиции о выявленных в действующих нормативных правовых актах коррупциогенных факторах, либо положений, применение которых нарушает гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина. А орган юстиции проведет их мониторинг.
Свои подписи под документом поставили начальник Межрегионального Управления Министерства юстиции России Александр Плотников и председатель Общественной организации–Объединения организаций профсоюзов Магаданской области Николай Махонькин.
В планах юстиции и профсоюзов территории–заключение дополнительных соглашений с отраслевыми комитетами, а также проведение Дней бесплатной юридической помощи и правовое просвещение в трудовых коллективах региона.
КТО ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ?
Профсоюзы России не поддержали правительственный законопроект об изменении методологии определения прожиточного минимума. Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрела проект федерального закона № 109059-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»» (об изменении методологии определения прожиточного минимума), внесенный Правительством РФ.
Заместитель Координатора профсоюзной стороны РТК, заместитель Председателя ФНПР Н. Н.Кузьмина в письме на имя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов А. К. Исаева сообщила:
«Уважаемый Андрей Константинович! Рассмотрев проект федерального закона № 109059-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»» (об изменении методологии определения прожиточного минимума), внесенный Правительством РФ, сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, упомянутый проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования методологии определения прожиточного минимума, в частности, для того чтобы (а) приблизить структуру потребительской корзины к фактическому потреблению типичного домохозяйства; (б) обеспечить соответствие порядка определения прожиточного минимума современной международной практике.
Однако, во-первых, современная международная практика достаточно разнообразна, нормативный метод определения черты бедности в ней представлен также достаточно значительно.
Во-вторых, если почти половину потребительских расходов домохозяйств составляют расходы на питание, то это показатель крайнего неблагополучия в социально-экономическом положении большинства населения страны, что необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять. Законопроектом предлагается определять прожиточный минимум на основе нормативно-статистического метода, когда продукты питания в составе потребительской корзины определяются по нормам в натуральных объёмах, а непродовольственные товары и услуги – в соотношении со стоимостью продуктов питания. Чтобы приблизить структуру потребительской корзины к потреблению типичного домохозяйства, минимально необходимому для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в текущей социально-экономической ситуации в РФ и ориентации государства на расширение платности услуг публичного сектора экономики, стоимость продуктов питания должна составлять не более трети стоимости всей потребительской корзины. Что, принимая во внимание законопроект № 109045-6 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», также внесенный в Госдуму Правительством РФ, не предполагается.
Рассматриваемый законопроект предлагает также существенные изменения в порядок установления потребительской корзины. Действующий порядок предусматривает, что потребительская корзина для основных социально- демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством РФ.
Предлагаемый законопроектом порядок установления потребительской корзины фактически отстраняет общероссийские объединения профсоюзов от участия в разработке потребительской корзины. В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 1 законопроекта, потребительская корзина должна разрабатываться хоть и с участием трёхсторонних комиссий, но на основе некой методики, которую неизвестно кто разрабатывает и утверждает. При этом Правительство РФ утверждает какие-то методические рекомендации по определению потребительской корзины, которые тоже неизвестно кто разрабатывает (подпункт «г» пункта 2 статьи 1 законопроекта).
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагаются изменения в статью 4 базового федерального закона, которая устанавливает периодичность исчисления и порядок установления величины прожиточного минимума. В настоящее время величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 базового закона) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Исключения, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 4 базового федерального закона, касаются периодичности исчисления и порядка установления величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и в субъектах РФ.
Предлагаемое законопроектом изменение методологии определения величины прожиточного минимума в части исключения из расчета величины прожиточного минимума данных об уровне потребительских цен на непродовольственные товары и услуги (которые растут быстрее, чем цены на продукты питания) при установлении такой величины для пенсионера по РФ в целом и в каждом субъекте РФ (подпункт «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта), по мнению профсоюзной стороны Комиссии, приведет к занижению величины прожиточного минимума пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Кроме того, с точки зрения назначения прожиточного минимума (статья 2 базового закона) профсоюзная сторона Комиссии обращает внимание, что прожиточный минимум – это показатель определения уровня бедности; соответственно, установление оплаты труда в рамках данной величины – это сохранение нищеты и бедности работающих людей.
На основании изложенного, профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии не поддерживает внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 109059-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (об изменении методологии определения прожиточного минимума)».

Вернуться назад