Главная > Общество > ПОЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ


29-09-2011, 09:05. Разместил: redaktor
В минувший четверг в режиме видеоконференции состоялось заседание Комиссии по труду, социальной политике и делам ветеранов Общественной палаты при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по вопросу «О ситуации на рынке труда в Дальневосточном федеральном округе».
Принял участие в заседании комиссии и выступил по обсуждаемому вопросу председатель Профобъединения области Н.И. МАХОНЬКИН.
На заседании отмечено, что ситуация на рынке труда в субъектах Российской Федерации дальневосточного федерального округа продолжает оставаться напряженной. Это связано с наличием большой территории, в том числе в районах Крайнего Севера и местностях , приравненных к ним ; неравномерным размещением хозяйства и населенных пунктов , обилием природных ресурсов и малой людностью в сопоставлении с соседними странами АТР.
Предложение труда формируется под влиянием естественно- демографических ограничений и миграционных процессов на фоне сокращения численности , в том числе экономически активной ее части , и миграции населения в трудоспособном возрасте. Даже при наличии безработицы потребность предприятий в работниках не обеспечивается полностью. За последние 20 лет Дальний Восток потерял 22 % населения, в том числе 16,5 % трудовых ресурсов.
Наблюдается устойчивое сокращение потенциального объема предложения труда, несбалансированность трудовых ресурсов. В ряде территорий округа отмечается дефицит кадров определенных профессий и специальностей, который не может быть восполнен за счет местной рабочей силы. Модернизация производства, применение новых технологий и их развитие повышают требования работодателей к качеству работ , а значит, к образовательному и квалифицированному уровню работников. Вместе с тем около 60 % безработных граждан, состоящих на учете в службах занятости населения, не имеют необходимого уровня профессионального образования.
Диспропорция спроса и предложения квалифицированной рабочей силы порождает, с одной стороны, вынужденную независимость граждан, с другой – кадровый дефицит.
В относительно лучшем положении находится Хабаровский, Приморский края, Республика Саха( Якутия), Амурская область, как районы с наиболее диверсифицированной структурой производства и наиболее благоприятными условиями для развития производства, сферы услуг и занятости населения.
Экономика Дальнего Востока России сегодня остро нуждается в специалистах. Для реализации целей Стратегии социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года необходим рост доли квалифицированных работников в экономике округа с 30,8 % в 2010 году до 40,7 к 2025 году. Однако система профессионального образования в округе не готова в полном объеме решить эту проблему, так как требует модернизации и повышения качества образования .Отсутствует и нормативная база, обеспечивающая участие предприятий различных форм собственности в подготовке кадров.
Высшими должностными лицами субъектов Федерации округа принимаются дополнительные меры по обеспечению эффективной занятости. Приняты региональные программы , направленные на снижение напряженности на рынке труда. В первом полугодии 2011 года в программных мероприятиях приняли участие более семи тысяч безработных дальневосточников. Принятие дополнительных мер по обеспечению трудовой занятости способствовало незначительному увеличению экономически активного населения и снижению уровня регистрируемой безработицы, приостановлению массовых увольнений граждан, в том числе в моногородах и на градообразующих предприятиях; реализации потребности безработных граждан в организации собственного дела. Вместе с тем в Дальневосточном федеральном округе только на 43,8 % освоены средства, выделенные на эти цели из федерального бюджета.
В целях улучшения ситуации на рынке труда, обеспечения развивающейся экономики Дальнего Востока рабочей силой Комиссия рекомендовала:
Считать приоритетными направлениями обеспечения рабочей силой развивающейся экономики Дальневосточного федерального округа;
Создание новых технологических и менее трудоемких рабочих мест, стимулирование внутренней трудовой миграции и вовлечение местного населения в перспективные виды экономической деятельности, привлечение местных кадров к оргнабору в добывающие отрасли и к работам вахтовым методом, оказание поддержки сельским товаропроизводителям, развитие кооперации,
встраивание системы профессиональной подготовки и привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в стратегические инвестиционные проекты, расширение возможностей внутрипроизводственного профессионального переобучения и повышения квалификации на предприятиях, создание информационно-поисковой системы по рынку жилья в южных регионах Дальнего Востока и механизма организационного юридического содействия в приобретении жилья в регионах вселения социально незащищенным участникам рынка труда и т. д.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской федерации , находящимся в пределах Дальневосточного федерального округа:
Использовать в качестве факторов , определяющих характер и объем потребности региональных экономик в трудовых ресурсах, активность сезонного производства, временную занятость в отраслях услуг, использовать методы экономического стимулирования работодателей, создающих новые рабочие места, создавать благоприятные условия для реализации потребности безработных граждан в организации собственного дела, продолжать практику содействия трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающей детей- инвалидов, многодетных родителей, выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, обеспечивать приоритетное право на трудоустройство граждан Российской Федерации при рассмотрении вопросов о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Органам государственной власти, территориальным объединениям организаций профсоюзов и работодателей Дальневосточного федерального округа:
Способствовать установлению в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа величины минимальной заработной платы (МЗП) на уровне прожиточного минимума региона ( потребительского бюджета), предусматривать в региональных соглашениях (коллективных договорах) мероприятия по сохранению и увеличению числа рабочих мест, переподготовке высвобождаемых работников, а также обязательств работодателей по предоставлению им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, проводить совместную предварительную экспертизу эффективности модернизационных намерений , инновационных и инвестиционных программ ( в том числе по созданию рабочих мест с достойной оплатой труда), разрабатывать совместные программы переподготовки кадров в соответствии с перспективой развития региона, организовывать конкурсы профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий.
Органам местного самоуправления субъектов РФ Дальневосточного федерального округа рекомендовать предусмотреть в рамках реализации п. 1 ст. 7.2. Закона РФ « О занятости населения в Российской Федерации» выделение денежных средств местных бюджетов на организацию:
оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с учетом увеличения численности подростков, занятых трудовой деятельностью, стажировки выпускников образовательных учреждений.
Агенствам государственной службы занятости населения в субъектах федерации Дальневосточного федерального округа активизировать работу по координации действий профсоюзов, объединений работодателей, других заинтересованных ведомств в вопросах занятости населения, возрождения института наставничества на предприятиях и в организациях.
Пресс-служба Профобъединения.

Вернуться назад