Главная > Общество > «БЕЗ ПОСПЕШНЫХ РЕШЕНИЙ, ДОДУМАТЬ ВСЁ»

«БЕЗ ПОСПЕШНЫХ РЕШЕНИЙ, ДОДУМАТЬ ВСЁ»


7-04-2011, 08:54. Разместил: redaktor
Городской медицинский совет на своем заседании обсудил итоги работы муниципальных лечебно-профилактических учреждений города за 2010 год и перспективы развития на 2011 год. Программа по модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы». С докладом выступил руководитель управления здравоохранения мэрии Магадана В.А. Елин. Работа управления признана удовлетворительной. Но так как с основными тезисами этого доклада «ВМ» уже ознакомил своих читателей в материале с совета мэрии, то хотелось бы сразу остановиться на втором вопросе повестки дня, который сейчас является наиболее актуальным не только для нашего города, региона, но и для всей страны.
Речь идет о делегировании полномочий субъекта РФ на муниципальный уровень по оказанию медицинской помощи населению города Магадана. Наверное, не все себе еще уяснили в чем тут дело, даже специалисты-медики. Вот и городской медицинский совет, в работе которого приняли участие в основном главные врачи больниц и поликлиник подтвердил это. Не успели еще начать обсуждение горячей темы, как из женских рядов раздался голос: «Вы нам сначала объясните, что это такое – делегирование полномочий». На что было замечено, что, мол, тогда обсуждать, если не знать сути проблемы.
Но надо отдать должное нашим здравоохранителям, разговор состоялся. Если люди, может быть, и не успели еще до тонкостей вникнуть в Федеральный закон № 313 от 29 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российском Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», то суть своих дел и забот уловили сразу. А они в том, что уже в этом году в стране начнется реформа муниципальной и региональной систем здравоохранения, а с 1 января следующего года предполагается передача полномочий по организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи из ведения муниципальных образований в ведение субъектов Российской Федерации и закрепления полномочий по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами РФ. В этом нашим медикам помогли статья в «ВМ» «Депутаты Госдумы выразили недоумение по поводу поспешности реформы здравоохранения» (№ 13, 31 марта 2011 г.) и разъяснения на заседании совета заместителя руководителя департамента здравоохранения администрации области И.Е. Лариной.
Кстати, в вышеупомянутой статье председатель комитета ГД по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко ставит акценты на таких проблемах, как: значительное перераспределение полномочий в области оказания медпомощи без широкого обсуждения со специалистами, органами власти и общественными организациями; реализация такого решения без осуществления пилотного проекта; возможное осложнение бюрократических процедур, вследствие большой удаленности органов управления от лечебных учреждений; ухудшения обратной связи с потребителями медицинских услуг; формирование дополнительных управленческих структур, что, возможно, создаст почву для всякого рода конфликтных ситуаций, пострадает от которых население и т.д.
Короче говоря, на заседании медицинского совета, так или иначе, говорили о том же самом, что и депутат ГД Вячеслав Тимченко. Владимир Елин, выступивший с информацией и по второму вопросу, четко отметил, что нельзя ни в коем случае идти к тому, чтобы все снова разрушить, а затем все заново строить. Надо все сделать так, чтобы не навредить больному. Муниципалитеты должны создавать все условия для работы учреждений здравоохранения. Но! Детская городская больница, например, перешла на уровень субъекта Федерации, а детские сады и школы, в которых имеются фельдшерско-акушерские пункты, являются муниципальными. Здесь стыковка между ними своеобразная и каким образом она должна осуществляться? Или взять инфекционную больницу. Там большая часть больных – горожане, и мизер – из районов области. Тут тоже своеобразие. Детская стоматология, кого она обслуживает? Жителей города. Тоже есть определенные нюансы. И таких аргументов о передаче полномочий можно много и долго приводить, закончил свою информацию руководитель управления здравоохранения.
Галина Алексеевна Коровская, старейший врач Магадана и главный врач поликлиники № 2 начала с китайской пословицы, что когда надо проклясть человека, то желают ему прожить в эпоху перемен. А у нас перемены просто на каждом шагу, начиная с 1990 года. Главврач высказалась отрицательно ко всякого рода революциям, особенно в области медицины. Подчеркнула, что здесь все должно решаться эволюционным путем, иначе медицинское обслуживание может резко ухудшиться. «Здесь надо идти мелкими шажками, – сказала она, – ничего не разрушать и бережно хранить то, что имеем».
О чем говорили еще люди, собравшиеся в конференц-зале управления здравоохранения? О взаимопомощи и милосердии: когда развалился МАВИАЛ, то мэрия протянула руку, не дала погибнуть медицине в Соколе и Уптаре. Говорили о том, что реформирование здравоохранения – это как переправа между прошлым его и будущим. Но, как известно, коней на переправе не меняют. В строку вспомнили и пословицу о том, что хотели как лучше, а получилось как всегда. И что мэру надо направить письмо губернатору о делегировании полномочий.
Высказывали главврачи опасения, что в ходе этой реформы с делегированием полномочий возникнут новые расходы, а за финансы отвечают и имеют дело с прокуратурой естественно они. Просили, что если из Москвы поступят какие-либо информационные материалы по нововведениям, пусть доводят до них для расширения кругозора.
Ирина Евгеньевна Ларина еще раз подчеркнула, что речь не идет о какой-либо ликвидации. Это в корне не так. Сегодня стоит задача: обеспечить организацию медицинской помощью таким образом, чтобы она была более доступной, качественной всему населению, повысила бы уровень его удовлетворенности нашей работой. Это – основные задачи, которые сегодня активно претворяются в жизнь и 313-ФЗ снимает все препоны, с которыми мы все сейчас сталкиваемся.
Заместитель мэра Юрий Гришан создавшуюся ситуацию прокомментировал афоризмом, что сначала люди пессимистически заключают: этого не может быть, потом восклицают: в этом что-то есть и, наконец, утвердительно: кто же этого не знает! Он также предложил создать группу (тут же назвав кандидатуры) для выработки материалов по реформе.
Мэр Магадана Владимир Печеный отметил, что новые изменения в закон строчку о полномочиях органов местного самоуправления по оказанию первичной медицинской помощи формулируют теперь как создание условий для нее. Что это значит? Это значит, что ответственность с муниципалитета за то, как будут лечить и обслуживать людей, никто не снимает. Но отнимают рычаги влияния на ситуации. В каком смысле рычаги влияния? Ну, например, в рамках взаимодействия с вышестоящим бюджетом, пояснил мэр. Но, конечно, разрушение здравоохранения закон своей целью не ставит.
Далее Владимир Петрович подчеркнул, что это хороший и правильный закон, который должен сыграть свою роль в улучшении здравоохранения. И программа его модернизации – хорошая база. Но делать все нужно без спешки и поспешно принятых решений. Додумывать все нужно до конца. У нас ведь свои особенности. Областная или муниципальная больница – какая разница, когда в ней будут лечиться две трети горожан. Все нужно предпринять, чтобы финансирование было хорошее, зарплаты медиков – хорошие, оборудование лечебных учреждений – современное. А главное – чтобы люди не оказались крайними.
Валентин СИДОРОВ.

Вернуться назад