Главная > Общество > Куда аборигены путь держат?

Куда аборигены путь держат?


31-05-2007, 09:35. Разместил: redaktor
В Северном международном университете состоялось важное общественное мероприятие – форум, где рассмотрен ряд аспектов жизни коренных малочисленных народов Севера. Его организаторы – СМУ, администрация Магаданской области, областная общественная Ассоциация коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, областной центр народного творчества и досуга, а также областная научная библиотека имени А. С. Пушкина. Форум приурочен ко Второму Международному 10-летию, объявленному ООН.
В его рамках проведен коллоквиум на тему «Культура коренных малочисленных народов Севера: история и современность». Во вступительном слове заместитель губернатора Магаданской области В. Соболева отметила, что аборигены оказались в сложной ситуации в перестроечную эпоху, поскольку порушились традиционные устоявшиеся хозяйственные отрасли, и, прежде всего, оленеводческая и промысловая. Это был шок. Возникла безработица. Из национальных поселений люди вынуждены переезжать в Магадан и районные центры. Все усугубляется тем, что не выработана целевая государственная программа по поддержке системы жизнеобеспечения малочисленных северных народов.

Областная администрация уделяет постоянное внимание коренному населению Колымы. При ее финансовой поддержке реализуются бизнес-планы аборигенов, предоставляются гранты губернатора, что создает условия для трудовой деятельности северных общин.
Однако налицо отрицательные социальные моменты: утрата специфических знаний и навыков, слабое владение родным языком. Как показали опросы, только 43 процента эвенов знают язык предков.

С трибуны форума затронут непростой вопрос о взаимодействии двух цивилизаций, «техногенной и арктической», о возможности их диалога. Как известно, всякое определение или сравнение хромает. А потому, хотя в научный оборот и введены термины «техногенная» и «арктическая», они все-таки, как нам представляется, не отражают в полной мере общественно-политическую реальность, сложившуюся на Северо-Востоке в течение четырех последних столетий. Приход на берега Тихого и Ледовитого океанов русских, носивших на себе печать, по большому счету, «христианской цивилизации», несомненно внес в быт, уклад жизни туземцев кардинальные изменения, особенно в двадцатом столетии.

Приходится напомнить, что именно тогда, в советский период, эвены, чукчи и эскимосы обрели национальную письменность и литературу, и, что особенно важно, свою национальную интеллигенцию, соответствующую всем общепринятым стандартам. Учитывая эти обстоятельства, сегодня культуру малочисленных народов Северо-Востока можно, надо полагать, с достаточной обоснованностью причислить к российской культуре, являющейся составной частью мировой цивилизации.

Что же касается проблемы сохранения «самобытности» аборигенов, их верований, обрядов и традиций, то нужно «отделять зерна от плевел». Вряд ли, к примеру, кому-то придет в голову идея возрождать практику человеческих жертвоприношений, бытовавшую еще в позапрошлом веке у чукчей. То же самое можно сказать об обычае выдавать замуж маленьких девочек. Об этом, кстати, рассказывала в печати член Союза писателей РФ А. Кымытваль.

Нередко можно услышать и о шаманстве как о довольно положительном явлении и неотъемлемой стороне жизни аборигенов. Весьма спорная точка зрения, поскольку сама по себе вера в духов, в их сопричастность к людским делам затемняет сознание, опутывает его тяжелым грузом предрассудков. Ведь ясно: современный человек, страдающий серьезным недугом, вряд ли рискнет лечиться у шамана.
Ярко прозвучало выступление председателя Магаданской областной Ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера А. Хабаровой – авторитетной представительницы местной интеллигенции. Она подчеркнула, что на фоне «деградации общественного сознания» эвены сумели сохранить свой язык и память о предках. Примечательно, что широкий размах в области приняла национальная художественная самодеятельность, что служит прочной основой для развития культуры коренных жителей Колымы.
Профессор А. Поспелова тоже повела речь о «двух цивилизациях», напомнив слова В. И. Ленина о «варварстве и дикости», царивших век назад в Сибири. Употребила при этом термин «догоняющий тип развития». По ее толкованию, арктическая цивилизация – это экологическая солидарность с окружающим миром. Необходим диалог культур. От аборигенов следует заимствовать многие полезные наработки, подходы, критерии при общении с окружающей средой, с природой. А потому А. Поспелова привлекла внимание слушателей к понятию «экологическая ценность», призвала сохранять «арктическую культуру». Думается, что оберегать необходимо ее рациональное начало, ростки гуманистического прогресса, исключив идеализацию первобытно-общинного, родового уклада. А эта идеализация проглядывала в выступлениях некоторых ораторов. В частности, трудно безоговорочно воспринять фразу – «Нельзя согласиться, что северные народы жили в отсталости… Они жили по неписанным законам». Наличие «неписанных законов» само по себе свидетельствует о низкой стадии общественного состояния.

Эта мысль, кстати, «красной нитью» прослеживается в реферате студентки четвертого курса СМУ А. Логвиненко, которая сделала упор на просветительскую роль Русской православной церкви на Северо-Востоке России. Она указала на примечательный факт: в 1907 году в поселке Ола не числилось ни одного грамотного аборигена… И сдвиг в распространении грамотности среди коренных жителей Охотского побережья, происшедший в 30-40-х годах прошлого века, без всякого преувеличения является культурной революцией. Об этом красноречиво свидетельствовала большая аудитория Северного международного университета, заполненная студентами и школьниками – эвенами, камчадалами, коряками, чукчами… Они явно не живут «по первобытным законам природы». Об этих «законах» упомянула ученица ольской школы. А ее землячка, ученица 11 класса Т. Кирносенко, констатировала:

– Аборигенов становится все меньше.
Выход из такого положения ей видится, как представляется, в «возрождении традиционного образа жизни» коренных жителей Севера.
Беда еще и в том, что проследить в последующем численность аборигенного населения будет все труднее, поскольку в паспорте убрана графа «национальность». На столь негативный штрих указала доцент Т. Баринова.

***
Многоцветную панораму современной жизни аборигенов на форуме продемонстрировали фотовыставка прикладного народного творчества «Национальное искусство коренных малочисленных народов Севера», концерт национальных творческих коллективов «Энэр», «Нэлкэни», а также песни и стихи на чукотском, эвенском и корякском языках.

Л. ПЕТРОВ.
Вернуться назад