Главная > Лица города > НИНА МАШКОВА: «ЖИЗНЬ БИЛА КЛЮЧОМ…»

НИНА МАШКОВА: «ЖИЗНЬ БИЛА КЛЮЧОМ…»


11-06-2009, 08:28. Разместил: redaktor
22 мая старейший сотрудник областного радио, звукооператор Нина Александровна Машкова отметила юбилей. Почти полвека она живет в Магадане…
Нина Машкова родилась в крестьянской семье на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Мама была неграмотной, у папы – образование четыре класса. В 1941 году отец ушел воевать на фронт, а вернулся только в 1947. Воевал на Дальнем Востоке. Нина закончила десятилетку в Хабаровске. Интересный факт ее биографии – замуж она вышла рано, ей и восемнадцати еще не было. Мужем молоденькой Нины стал Юрий Иванович Турышев, артист Хабаровского театра драмы. В марте 1962 года он уехал в Магадан, а она осталась в Хабаровске, решила поступать в политехнический институт. Но все закончилось неудачей: провалилась на экзамене по английскому, и ее не взяли. Поэтому Нина поехала к мужу в Магадан.
Жили на Карла Маркса, в 18-метровой комнатке, разделенной пополам. В одной половине – супруги Турышевы, в другой – артист Михайлов со своей женой. Так как за плечами у Нины была только десятилетка, на работу было трудно устроиться, и она сидела дома. В это время Магаданский театр собирался на гастроли, муж не хотел оставлять ее одну и договорился, чтобы она поехала вместе с парикмахерским цехом. Супруги уже буквально сидели на гастрольных чемоданах, когда случилось большое несчастье. Юрий сильно упал, в результате чего потерял слух. Конечно же, ни о каких гастролях не могло быть и речи. Они остались в городе. Ситуация, откровенно говоря, была не из лучших: муж в больнице, Нина без работы...
Но в таких случаях всегда выручают друзья. И вот домой к Нине пришли из театра им. Горького (радио находилось тогда в его подвальном помещении) – дикторы Ирина Лапшинова и Елена Шубина и говорят: «Пошли, мы сейчас будем тебя учить!»
Переступив порог аппаратной, в которую ее привели дикторы и увидев пульт со множеством кнопочек и микшеров, Нина схватилась за голову: «Нет, нет, я не смогу здесь работать!» Ее обуял страх, но дикторы тут же успокоили: «Садись, мы тебе поможем». Лапшинова стала читать какой-то текст, а Шубина обу¬чать Нину работе на «МЭЗе-28». Через три дня такой практики начинающего «специалиста» познакомили с начальником радиоцеха Анатолием Поликарповичем Бабушкиным (который тогда замещал Виктора Семеновича Данилина). Бабушкин сказал, что он не против кандидатуры Нины, что есть вакансия, нужно только поговорить с начальством. И вот 3 июня 1963 года в подвале театра драмы состоялся разговор с тогдашним председателем радиокомитета Петром Петровичем Нефедовым. Он спросил, какое у Нины образование. «Девочки тут же вступились за меня и ответили: «А мы ее уже натаскали, у нее получится!»- вспоминает Нина Александровна. 5 июня 1963 года Машкова была принята на радио.
Работа была интересная. Достаточно вспомнить великолепнейшего, по словам Н. Машковой, режиссера Николая Павловича Строганова. Это был радийщик с колоссальным стажем, школа у него была ленинградская. У него она училась многому. Сначала была студийная работа, записи, переписывала какие-то материалы. Уже через два месяца ей разрешили монтировать последние известия с редактором Санией Давлекамовой. Первая работа, конечно, запомнилась. Действительно, у нее все получилось. И коллектив во главе с Николаем Строгановым решил отметить это событие – Нине вручили подарок – огромный альбом репродукций картин В. Перова. Теперь она – звукооператор!
Тогда работали в двух аппаратных, а в третьей делали перепись и клеили пленки. Мозоли после такого склеивания были непробиваемые, так как клей состоял из ацетона с уксусом. Скорость пленки раньше была «76», потом перешли на «38». В связи с этим Нина Александровна вспоминает интересный случай. Как-то она монтировала радиожурнал «Моя милиция» на 44-минутной пленке. Обычно он выходил вечером, где-то в 6 часов. Выпуск немного задержали, и Нина успела сделать только чистый монтаж записи с дикторами, а наложение (переписать на «38»-ю) не успела. Пленку поставили на «МЭЗ-28» и выдали в эфир. Прошло несколько секунд, и вдруг из РВА кричат: «Операторы, операторы!» Операторы залетели в аппаратную: «Что случилось?» – «Пленка порвалась!» И Нина Александровна целых полчаса (вручную!) «доила» пленку на пол, чтобы она не остановилась и не было брака в эфире. Слава Богу, все обошлось. Слушатели и не заметили этого сбоя.
«В то время, – вспоминает Н. Машкова, – был очень сильный журналистский состав. Я познакомилась с Викторией Юльевной Гольдовской, Генриеттой Ивановной Мартюшовой, Анной Звягиной, Татьяной Петровной Болдиной, Тамарой Павловной Смолиной, Лией Ясинской, Ириной Осмоловской и другими. Они работали в молодежной, литературной редакциях, редакциях пропаганды, сельского хозяйства. У нас была прекрасная плеяда дикторов: Ира Лапшинова, Зоя Харламова, Лена Шубина, Женя Солдатова, Володя Кравченко, Володя Лаптев, Юра Турышев, Володя Машков. А в редакции «Последних известий» собирался самый цвет журналистов – Георгий Радченко, Игорь Колмановский, Юрий Пологонкин, Сания Давлекамова, Игорь Брускин, – всех и не перечислить».
Работа кипела, захлестывала, в воздухе так и витал журналистский задор! Молодость, интерес, свежесть мыслей, их чистота, новые идеи, встречи – все радио буквально бурлило. Нина целиком влюбилась в эту работу, и даже домой идти не хотелось. «А какие мы делали капустники! – восклицает моя собеседница. – Мы могли даже ночью их готовить к праздникам – обязательно на Новый год, 8 Марта, уже не говоря о нашем профессиональном празднике – Дне радио. В общем, жизнь в «подвале» тогда била ключом».
В 1965 году летом из открывшегося Дома радио начали трансляцию радиопередач. Сами передачи делали в подвале театра, затем техники РВА передавали их из Дома радио в эфир. В большой студии записывали московских артистов и певцов. «Мы все бегали в большую студию, с интересом смотрели, как записывали чукотский ансамбль «Эргырон»; здесь пел романсы знаменитый Борис Штоколов… Мы делали интереснейшие радиожурналы: «Край наш северный, горняцкий», «Золотая страда», передачи, посвященные началу или закрытию промывочного сезона. Если был праздник у шахтеров, наши журналисты ездили на эти прииски, привозили оттуда материал, мы его за ночь монтировали, на утро уже выдавали передачи. В неделю мы делали по 25-28 передач. Но все это постепенно стало угасать. И мне сейчас больно от того, что наше радио…перестали любить. Сейчас я на пенсии, но могла бы еще многое сделать для моего радио. В 2005 году варварски сократили весь состав старшего поколения радийщиков, – волнуясь, говорит Нина Александровна, и я замечаю в ее глазах слезы. – Сейчас перешли на цифровое оборудование, а ведь разве оно может передать чувства и интонации живой записи?
…В Доме радио она подружилась с диктором Владимиром Машковым. Затем дружба переросла в любовь. Владимир работал на радио, можно сказать, со школьной скамьи. Начинал в «Пионерской зорьке», затем стал диктором. «Это очень грамотный, умный, сильный диктор», – оценивает его Нина Александровна.
И снова воспоминания о прежних временах. Когда только переехали в Дом радио, все вместе обустраивали будущий зимний сад. Из дома приносили все, что могли. Журналист Виталий Павлов был «отцом» этого зеленого оазиса, он выращивал там лимоны. Однажды, когда в Доме радио гостила чехословацкая делегация, тогдашний председатель радиокомитета Юрий Петрович Корнилов водил их по зименему саду, сорвал и показал им самый первый, по-настоящему желтый лимон! За садом всегда бережно ухаживали, поддерживают его и сегодня.
На юбилей к Нине Александровне пришло много коллег, окруживших ее вниманием и заботой. Надарили кучу подарков, цветов. Она была счастлива… Долгих вам лет жизни, дорогая Нина Александровна!
Светлана ПРУДНИКОВА.

Вернуться назад