Главная > Общество > Магаданцы за границей ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДНЕБЕСНУЮ

Магаданцы за границей ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДНЕБЕСНУЮ


2-04-2009, 11:44. Разместил: redaktor
Закатилось
Сочи за Санья
В самолете, по пути в Магадан, обратил внимание на заметку во Владивостокской газете «Конкурент» под хлестким заголовком – «Улицы в Санья – зрелище не для курортников». Ее автор, некая бизнесменка, даже утверждает, что «Санья неприятно шокирует иностранцев».
– Удивительно, – подумалось мне. – Только что из этого города, но в шок там меня ничто не приводило.
Читаю далее:
– Территория курортных зон вполне ухоженная и чистая, чего не скажешь о жилых улицах Санья. Здесь повсюду мусор – пакеты, коробки, окурки…
Да, согласимся, что не везде в Санья идеальная чистота, но советую бизнесменке, при случае, заглянуть в переулки жилых сочинских застроек. Интересно, что бы она написала в своих путевых заметках?
Я четырежды побывал на острове Хайнань, омываемом теплыми водами Южно-Китайского моря. И каждый раз удивляюсь происходящим там грандиозным переменам… Поражают, прежде всего, масштабы строительства. Старые постройки, вполне добротные, безжалостно сносятся. На их месте возникают суперсовременные отели и здания – небоскребы, подобные горному кряжу. Строятся поразительно быстро. Их внутренняя отделка, вся обстановка бросает вызов европейской роскоши. Посетителей встречают причудливые фонтаны, внутренние сады, мрамор, красное дерево, плавательные бассейны и пруды с экзотическими рыбами, искусственные водопады, зеркала, коллонады, а главное – уютные, отлично благоустроенные номера для отдыхающих. А чистое, ласковое море всегда рядом, с пляжем под кокосовыми пальмами. Рай, да и только.
Есть что посмотреть в Санья. Чего стоит один лишь театр трансвеститов! Потом острова Обезьян и Пиратов, долина термальных источников, ущелье бабочек, Центр буддизма, деревня диких людей, музеи жемчуга и шелка, зоорезервация, бары и рестораны с русскими названиями, где можно не только выпить 56-градусную водку, но, если чешутся кулаки, и подраться со шведами или немцами. Кстати, поток иностранцев на тропический остров все сильнее и сильнее.
Имеется в публикации и такой абзац:
– Дико и жутковато смотрятся китайцы, которые жуют орех бетель – легкий естественный наркотик. Многие, например, уличные торговки, жуют его с утра до ночи. С широкой улыбкой красно-кирпичного цвета они подходят к отдыхающим. Красным соком ореха залиты многие улицы и стены зданий.
Просто фантастика! Никогда не наблюдал в Санья ничего подобного. Может, госпожа туристка перепутана Хайнань с какой-нибудь иной азиатской территорией? Главное, как в басне Крылова, она слона-то и не приметила в виде мощной курортной системы, разветвленной инфраструктуры строительного бума, «максимальной трудовой занятости населения и т.д. Наблюдая за скоростными метаморфозами «Поднебесной», задаешься вопросом: где пружина поступательного движения, откуда огромные финансовые средства? Ведь у китайцев мало собственных углеводородов, золота, угля, леса и морских биоресурсов, чего в России избыток. Приходится вспомнить «Евгения Онегина» Пушкина, который написал:
… Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Китайцы теперь производят все, что требует XXI век – и ширпотреб, и машины, и вычислительную технику, и космические корабли, и разнообразные продовольственные товары, которые поступают во все концы света. Об этом мы можем судить по магаданскому китайскому рынку, где продается все – от лампочек до телевизоров и компьютеров. Деловая хватка китайских промышленников и коробейников поражает воображение. А куда российские изделия делись?
Важная новость для Хайнаня – открытие трансостровной железнодорожной магистрали с паромной переправой на материк. Сел в Санья на поезд, и выйдешь из вагона в Пекине. Причем в КНР поставлена задача: через два-три года перевести все поезда на скоростной режим. Наблюдал в Шанхае сюжет: вдали показался состав, а через мгновение мелькнул только его хвост. Сумасшедшие скорости.
Насколько можно судить по некоторым свидетельствам, подъем туристского бизнеса в Санья зиждется на иностранных вложениях, в том числе и американских. И текут совместным компаниям деньги полноводным ручьем. И названия-то многих хайнаньских отелей нноземные. Например «Ланд-скейпе»…
Обслуга отелей, ресторанов, магазинов и аптек совсем не говорит по-русски. А ведь основной туристический поток идет именно из России. Все таблички, проспекты и объявления в гостиницах только на английском и китайском языках. Это наводит на невеселые размышления. Ведь в недалеком прошлом тысячи и тысячи китайцев довольно сносно изъяснялись на языке «северного брата». Их старшее поколение об этом не забывает. Наблюдал, как в Санья большая группа людей пожилого возраста на приморском бульваре с энтузиазмом пела «Катюшу» и «Подмосковные вечера». И думаешь, какая же колоссальная энергия заключена в наших песнях советской поры. Это, видимо, неразгаданная тайна наших поэтов и композиторов, и тайна «русской души».
Можно сказать, что россияне заполонили тропический Санья, забыли о Сочи. Иногда, идя по улице, забываешь, что находишься за рубежом. Кругом русские лица. Теперь наши сограждане, в том числе и магаданцы, покупают квартиры на китайском курорте по сходной, по российским меркам, цене, и сдают их внаем. А что представляют из себя эти квартиры? Их средняя площадь около 180 квадратных метров, в каждой несколько спален и ванных комнат. Десять дней проживания в ней обходится в 10 тысяч рублей.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Китайской Народной республике сегодня много богатых людей, владельцев различных фирм и компаний, в том числе и самолетных, занимающихся авиаперевозками. Однако из общей людской массы они, практически, ничем не выделяются. Подчеркнутая скромность – их характерная и, возможно, обязательная черта. Не отказывают они, правда, в удовольствии иметь дорогие автомобили. На первых порах о мировом финансовом кризисе бизнесмены, с которыми довелось беседовать, вроде бы и не слышали ничего. Но уже буквально через неделю настроение у них изменилось, они стали тревожиться.
Между тем, что бросилось в глаза сразу, цены в магазинах на продукты питания остались такими же, как, скажем, и четыре года назад. Как стоил шкалик водки три с половиной юаня, так и поныне у него та же цена. Надолго ли?
По крайней мере, общественные трения все-таки возникают на почве возрастающих экономических трудностей. О них доходчиво свидетельствуют банкоматы, выдающие клиентам новехонькие, «свежеиспеченные» купюры. Это признак дефицита денежного оборота.
Так вот, в разгар курортного сезона забастовали таксисты Санья. Им не понравилось решение городских властей об установлении предельного тарифа для иностранцев в сорок юаней – это двести рублей. Они подогнали тысячу машин к зданию администрации города и добились отмены «нехорошего» документа. Ходил даже слух, что раздавались угрозы поджогов отелей.
Поэтому говорить о благосмирении в «поднебесном государстве» не совсем будет верно.
Нельзя умолчать, думается, об одном тревожном для россиян обстоятельстве: туристские фирмы в темпе повышают цены на свои услуги. Может статься, что нам вообще окажется не по карману поездка на Хайнань.
П. РОСТОВ.

Вернуться назад