Главная > Культура. Искусство > «Без милого Севера жить смогу ли?»

«Без милого Севера жить смогу ли?»


30-10-2008, 08:26. Разместил: redaktor
Эту строчку из поэмы журналиста и поэта из Ягодного Анатолия Суздальцева я сделал заголовком к своей заметке не случайно. Вышедший в этом месяце в свет самый толстый из толстых наших журналов «Колымские просторы» за № 7-8 как всегда с ностальгией, любовью и надеждами рассказывает своим многочисленным читателям-почитателям о своем главном герое – суровом и милом Севере, без которого, простите за каламбур, весь свет не мил. Этот общий наш дом ярко проявляется и отражается в рассказах номера, воспоминаниях, в поэзии и художественных произведениях. Люди Севера, природа Севера, дела и свершения Севера, заботы Севера – лейтмотив нашего главного литературно-политического рупора Магаданской областной писательской организации СП России. Октябрьский же номер несколько своеобразен от своих ранее родившихся «просторных» братьев – он посвящен 55-летнему юбилею Магаданской области. О чем сообщает даже красочная заставка на обложке по такому знаменательному поводу.

Что почитать на более чем 300-х страницах, отредактированных и завизированных в жизнь редакторами журнала Станиславом Бахваловым и Владимиром Данилушкиным? Столько много всякого, что хочется все «попробовать»… Я лично начал… с начала, с поэмы «Земля эта не виновата», опубликованной сразу под двумя рубриками: к 55-летию области и к 70-летию Анатолия Суздальцева, как я уже говорил, поэта, журналиста и моего очень хорошего знакомого, с кем наши редакторские пути пересекались на разного рода совещаниях-заседаниях в Магадане, в Москве. В 1991‑м году, в октябре, мы шли от Белого дома на Краснопресненской набережной, который был еще не разобран от баррикад недавних сражений демократов с путчистами. Увидев автомат с газировкой, я машинально произнес строчку: «Мы пили с ним у автомата». На нее моментально отреагировал Анатолий, прибавив, что незнакомый мне поэт – его друг. Тогда я не знал еще, что и сам Суздальцев – хороший, искренний поэт. Он нам своих стихов в гостинице на ВДНХ, за столом не читал, а все путешествовал по церквам и монастырям столицы. И вот теперь я читаю его стихотворения, где признания в любви к Колыме, его поэму – где: «У этого стылого края, где сопки круты, высоки, известность в народе такая – страшнее он, чем Соловки». Прочтите, прикоснитесь к нашей с вами истории, поведанной поэтической строкой и прочувствованной Анатолием Суздальцевым.
Сильны «Колымские просторы» своей документалистикой. Заслуженный геолог СССР Николай Рубан (царство ему небесное) умер в Киеве в прошлом году. Но успел переслать в Магадан свою замечательную документальную повесть «Оловянные дни, золотые». Она о тех, 40-х годах Дальстроя, когда Николай Рубан девятнадцатилетним выпускником Киевского геологоразведочного техникума приехал на Колыму и пробыл здесь восемь лет. Окунитесь в наш мир колымский почти 70-летней давности…
Из той же «оперы» фрагменты книги «Следы на снегу» Николая Незнанова, который, начиная с 1956 года, провел на Малом Анюе, Омолоне, Олое и в других местах девять полевых сезонов. Поверьте мне также и не пройдите мимо увлекательнейшей «Эйфории» Бориса Савченко, мимо эпохи золотой магаданской молодежи 60-х, звонких и громких имен, вошедших в историю Колымы, тогдашней театральной, литературной и культурной жизни города. Молодежи стоит прочитать «Эйфорию», которой небезразлично, как жили здесь до них. Да и на пожилых людей опустятся, как сновидения, воспоминания и новые подробности событий, свидетелями которых они тоже, возможно, были.
На любителей поэзии произведут впечатление фрагменты из поэмы-легенды Сергея Долгушева «Где вечная зима творит свои дела…», оригинально-скандальные стихи-монологи Владимира Руденко: «Мне невдомек, с чего вы ржете. Поубивал бы, к черту, всех», «По кадыку бы вас кинжалом! По голове бы вас кайлом!» А что, впечатляет и даже… дисциплинирует, когда «всюду дрянь. Неодолимая дрянь. Антисанитария».
Тех, кто любит музыку слова, образ и юмор в слове, отсылаю к коллажу (к повествовательному монтажу, наверное) колымского литературного мэтра Владимира Данилушкина. Называется сей коллаж «Магаданский синдром» (не путать со СПИДом), но нечто похожее, сочетание каких-то болячек, свойственных лишь нам, северянам. «Улицу Воровского знаете? Да все они теперь воровские. Гидом буду!» Насладитесь игрой слов Данилы-мастера, когда у него «точка зрения совместилась с точкой кипения» и т.д. и т.п.
Конечно же, «Колымские просторы» просто не могли «замолчать» 70-летний юбилей журналиста, писателя и исследователя Алекснадра Бирюкова, настоящего патриота Колымы, на ней и ушедшего в мир иной. Ему и его творчеству посвящены очерки В. Данилушкина «Александр Бирюлов – сам себе прокурор», С. Бахвалова – «Славочка, вы не могли бы?..»
И, как всегда в журнале, незабываемое из номера в номер – рубрика аборигенов и для аборигенов «Здесь наши корни». В этот раз в ней представлены эвенские народные сказки в переводе Зинаиды Бабцевой, очерки Ольги Ларионовой «От детства до отрочества», Светланы Ткалич – «Новая жизнь древних кодов».
Еще не обойдешь в журнале стороной стихи, пропитанные ностальгией, Михаила Эдидовича «Как ни менял дома и страны…» (Пускай Сибирь, пускай сгноят! Зато Россия!.. Иван Бунин). Не обойдешь записных книжек Олега Куваева, очерк Александра Хухлаева «Ростропович в Магадане». О его кончине на 80-м году жизни в конце апреля 2007 года в Магадане сообщил на своем концерте знаменитый музыкант современности, художественный руководитель ансамбля скрипачей «Солисты Москвы» Юрий Башмет… А магаданский музыкант А. Хухлаев взял да и вспомнил о Ростроповича живом, посвятив гению три страницы живых и добрых слов.
Как хорошо, что не рвется связь магаданских художников пера с художниками кисти. Как бедны были бы «Колымские просторы» без репродукций. На этот раз в палитру «одел» журнал магаданский художник Вячеслав Фентяжев. Все так необычно и все так узнаваемо.
Валентин СИДОРОВ.

Вернуться назад