Главная > Общество > Многоликая поднебесная

Многоликая поднебесная


22-03-2007, 06:10. Разместил: redaktor
Путешествие из Магадана в Китай
ХАЙНАНЬ: ТРОПИЧЕСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
Тема туризма сегодня модна в РФ. В Магадане она тоже не обойдена вниманием властей всех уровней. На повестке уже стоит даже строительство Марчеканского горнолыжного комплекса международного класса. Да, магаданцы стремятся зарабатывать валюту на колымской земле, снеге и северной экзотике. Как говорится, что имеем, тем и «потчуем».

А вот ближайшие соседи – китайцы наоборот налегают в туризме на южные красоты и древние достопримечательности. По их прикидкам тропический остров Хайнань, что лежит в Южно-Китайском море, самое лучшее место для отдыха в зимнюю пору. Он встречает гостей со всех концов света кокосовыми пальмами, буйством прочей вечнозеленой растительности, ярким солнцем и теплой-теплой океанской волной. Ну чем не зеленый рай?

Надо отметить, что основная масса туристов атакует остров из России, и не только из Сибири и Дальнего Востока, но из Москвы, Петербурга и даже из Ростова-на-Дону. И с каждым годом их поток нарастает, особенно в праздничную новогоднюю декаду. Волею судьбы встретил Новый год дважды под небом тропиков, на берегу Великого Тихого океана, вместившем в себя и наше родное Охотское море. А потому могу засвидетельствовать: интерес русских к Хайнаню ширится поразительно быстро.

На то есть причины и среди них, главная, пожалуй, – современные отели с полным набором (и сверх того!) европейских услуг. Добавим сюда многочисленные развлекательные экскурсии, экзотические театральные представления, бесчисленные бары, кафе, рестораны и просто забегаловки. В курортном городе Санья они, как правило, заполняются посетителями с российскими паспортами. Санья строится, благоустраивается такими темпами, что через год его просто трудно узнать. Секрет процветания кроется, видимо, в неограниченном привлечении частного капитала.

А как ведут себя наши сограждане за «бугром». По-разному. Есть благовоспитанные, паиньки, но встречаются и откровенно невоспитанные, сыплющие на пляже матом. Кое-кто приезжает подраться «стенка на стенку» – это мужики из Хабаровска, Благовещенска, Читы… В один из первоянварских дней 2007 года они разнесли стойки в популярном баре. Участвовали в потасовке, помогая то ли хабаровчанам, то ли приморцам, парни из Ирландии. Вот такой кулачный интернационализм получается.

Затруднительно назвать число туристов из России. Один из экскурсоводов назвал цифру 80 тысяч в год. Но генеральный директор туристской фирмы в Санья обозначил лишь 20 тысяч. Разница, конечно, весьма заметная. Тем не менее, по острову, по Санья бродят толпы наших сограждан, переговариваясь между собой на русском, якутском, бурятском, татарском и других нашенских языках.

В Харбине мне встретилась группа ребят и девушек, по виду обыкновенных китайцев. Общались они, между тем, на русском. Спрашиваю:
– Откуда вы?
– Из Бурятии. На экскурсию приехали Китай посмотреть.

Да, в КНР есть на что посмотреть. Одни аэровокзалы чего стоят! Даже вокзал аэропорта в провинциальном городе Хайкоу поражает комфортабельностью, чистотой, технической оснащенностью и бытовыми удобствами. Все вокруг блестит и благоухает. В туалетных комнатах полнейшая чистота и автоматика с фотоэлементами на рукомойниках – подставил руку под кран, и водичка полилась.

К месту вспомнить переезд магаданцев через погранично-таможенный пункт в селе Полтавка, через который пропускают тысячи туристов. Для всех отъезжающих и приезжающих туалет на улице. Представить не трудно, как он выглядит в морозную погоду… Когда нам будет все-таки стыдно? Кстати, чрезвычайно далек от мировых стандартов и магаданский аэропорт. Никаких материальных вливаний в него пока не видно, а потому и вид у него, так сказать, затрапезный.

Не могу удержаться от комментариев после визита в аэропорты Шанхая – всего их четыре. Это целые города под крышами с ресторанами, кафе, магазинами, с движущимися пешеходными дорожками-эскалаторами в огромных пассажирских залах и переходах. Подвесные потолки держатся на множестве канатных растяжек. Какое-то космическое зрелище!

На стоянках уйма самолетов со всего мира. Огромные лайнеры взлетают и приземляются ежеминутно. Отлетающих и прибывающих, а их тысячи, развозят автобусные поезда. Все вокруг крутится в сумасшедшем, но четком ритме. Да, на всем, что созерцают здесь иностранцы, лежит печать «поднебесного государства» почти с полуторамиллиардным населением. Китайцев так много, что оторопь берет.

«КИТАЙ НЕ ПОКАЗНОЙ, А НАСТОЯЩИЙ…»
Но вернемся в Санья. Из уездного захолустья он благодаря правительственному протекторату превратился в образцовый курорт. Удивительно: здесь, в 2006 году, кроме короткой железнодорожной ветки, оставшейся с поры японской оккупации, не было транс-островной железнодорожной магистрали. К январю же 2007 года она построена и задействована! Мало того, скоро, с использованием паромной переправы через пролив Чун Чжоу, наладится железнодорожное сообщение между островом и материком, так, как это делается на Сахалине.

Несмотря на ощутимые экономические сдвиги в КНР, не все китайцы, как убедился, глядят на происходящее через розовые очки. Один из гидов, который назвался Петром с шутливой добавкой «Великий», весьма критически отзывался о китайских жизненных реалиях. Показывая через окно микроавтобуса на прилегающие к шоссе лоскутные поля, сказал:

– Производство сельхозпродукции стало для крестьян невыгодным из-за низких закупочных цен. Они перебираются в города, но там работу найти трудно, да и зарплаты низкие. Такая ситуация у вас в России раньше тоже наблюдалась. Неясно только, где выход из нее.
Через некоторое время «Петр Великий» нас снова озадачил:
– Я покажу вам Китай не туристический, не показной, а настоящий… Посмотрите на эти дома, в них живут мусульмане, они держатся обособленно, подчиняются своим порядкам.
Строения, на которые указывал гид, не являлись ни каменными многоэтажками, ни особняками и не виллами. Это непрезентабельные деревянные постройки, где, думается, при среднегодовой температуре +27, проживать можно без особых бытовых тягот.

Примечательный факт: Хайнань отличается долголетием своих обитателей, чему, надо полагать, способствуют теплый и мягкий климат, пища, в основном из риса, овощей и фруктов. Молоко, сливочное масло, да и все молочные продукты, хайнаньцы практически не употребляют, да и мясо тоже.
– Доходы у местных жителей более чем скромные. Да им и мало что требуется – круглый год ходят в шортах, юбках, майках и тапочках. Водку не пьют, да в деревни ее и не завозят, – уточняет гид.
Между прочим, водка в Санья, по нашим-то меркам, дешевая, поллитровая бутылка стоит 5-8 юаней (15-24 рубля). Есть, конечно, и дорогие водки, марочные, выдержанные под землей в глиняных кувшинах бог знает сколько лет.

Поделился словоохотливый гид и некоторыми статистическими данными. Его, к примеру, беспокоит, что далеко не все из пяти миллионов ежегодных выпускников китайских вузов находят себе применение в народном хозяйстве или в гос-учреждениях. Другая цифра: за год в КНР гибнет сто тысяч людей в автомобильных ЧП. Изумляться тут нечему. Сам видел, как здешние водители запросто игнорируют Правила дорожного движения. Да и наличие таких ПДД под сомнением.

Когда я, попросив остановить на минутку машину, фотографировал новоиспеченную Хайнаньскую железную дорогу, Петр, этот китайский дессидент, ехидно заметил:
– Будет снимок о строительстве коммунизма в Китае.
Будет коммунизм в Китае или не будет, дело чисто китайское. В настоящем же он производит все, что можно произвести – от тысяч видов детских игрушек, ширпотреба, компьютеров, автомобилей, локомотивов, самолетов до космических ракет. Не могу не упомянуть: знаменитые швейцарские часы тоже выпускают в Китае.

Излишки своих товаров он шлет нам в бескрайнем ассортименте и неограниченных объемах, в чем магаданцы имеют возможность убедиться воочию.
Логично из памяти всплывают строчки из бессмертного романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Вот они:

Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.

Адам Смит – классический буржуазный экономист. Но руководители КНР, получается, полностью с ним согласны, а потому, не имея солидных месторождений благородных металлов, нефти и газа, наращивают национальное богатство. Так и подмывает спросить

– А читали ли вы, господа-министры РФ, «Евгения Онегина»?
Воспользовавшись однажды услугами хайнаньского и харбинского такси, установил любопытный факт: стоимость проезда в три-четыре раза дешевле, чем во Владивостоке, Хабаровске, Магадане. Литр бензина в Харбине стоит 5 юаней – 16 рублей. Во столько же обходится и поездка на таксомоторе. Мы же гоним нефть куда угодно, наверное, и в Китай тоже, а тарифы на жидкое топливо кусаются, да еще и неуклонно поднимаются.

СКАЗКА ПУШКИНА – ВЕСТНИЦА ДОБРА
2006 год явился годом России в Китае, а 2007-й – год Китая в России. О 2006 годе посол КНР в РФ Лю Гучан так отзывается:

– Стартовали крупные проекты сотрудничества. Успешно идет строительство таких важнейших объектов, как мегакомплексы «Балтийская жемчужина» и «Федеральное здание», инвестором и подрядчиком которых является китайская сторона. Непрерывно расширяется сотрудничество в энергетической сфере, в частности, в области ядерной энергетики, нефти и газа.

… ИЗ ХРОНИКИ ЖУРНАЛА «КИТАЙ» О 2006 ГОДЕ:
«Китайские переводчики и литературоведы, которые занимаются изучением русской литературы, были награждены медалью им. Горького Союза писателей России. В Китае очень много людей, знающих произведение «Как закалялась сталь» советского писателя
Н. А. Островского… И сегодня в Китае множество школьников читали сказку «О рыбаке и рыбке» прославленного русского поэта Пушкина».

Кто представляет «русскую культуру» в Китае ныне? Это, в частности, певец Витас. На Рождественские дни в Санья пожаловали Макаревич, Долина и Розенбаум. Билет на их концерты стоил 150 долларов. Неплохой заработок у гастролеров.
Нас не может не огорчать, что мало нынче китайцев, которые понимают и говорят по-русски. Даже гиды с трудом изъясняются с нашими туристами. Однако все это мелочи по сравнению с глобальным их преимуществом: они везде и на всем умеют извлекать доходы. Яркое тому доказательство – Центр буддизма на Хайнане у горы Наньшань.

ЧУДО У ГОРЫ НАНЬШАНЬ
Наньшань – Южная гора, а вокруг раскинулась «Международная зона туризма Наньшань, или национальный парк площадью в 50 кв. км – огромные размеры. Открыт в 1999 году. Когда мы, магаданские туристы, подъехали к воротам, то обалдели от вида грандиозных сооружений и количества народа. Тысячи и тысячи посетителей, паломников из стран, где исповедуют буддизм.

В Китае буддизм не является ведущей религией, да и сами китайцы, в основном, не верующие. Для чего же возведен такой культовый колосс? Ответ напрашивается один – это коммерческое предприятие, приносящее государству немалую прибыль. Наш гид подтвердил такую версию.
Жемчужина Центра – статуя богини Милосердия Гуань Инь из золота (140 кг), в обрамлении из драгоценных камней. Взглянуть на нее охотников хоть отбавляй. В турпроспекте утверждается, что это самая большая в Азии статуя Будды, выполненная из чистого золота.
Золотом светятся все изваяния Будды, а он, как известно, многолик, бесконечно переходит из одной формы в другую. Теоретики буддизма не могут разобраться в его ипостасях.
Другая достопримечательность парка – циклопическая статуя Богини Милосердия, выполненная из титана. Ее высота 108 метров – выше американской статуи Свободы. Еще одна диковина, тоже занесенная в книгу рекордов Гиннесса, – самая большая в мире чернильница, установленная в просторном и прохладном гроте.
– Зачем она, кто ею пользуется?

Гид, оживившись, поясняет:
– Идея ее нам и самим непонятна. Второй раз задают мне этот вопрос, и оба раза – русские.
Мы узнали также, что Южная гора – единственное на свете место, соответствующее международным экологическим стандартам. Да, если уж китайцы за что-то берутся, то с невиданным размахом. Покидаешь Наньшань с подспудным чувством изумления, а возможно, и подавленности. Поди разберись, почему оно возникает в душе.

БАНЯ ПО-КИТАЙСКИ
Отчет о туре будет не полным, если не сказать о китайской бане. Магаданцу невозможно даже вообразить, что это такое. В Харбине, говорят, их около десятка, имея в виду, разумеется, современного типа, с набором всевозможных услуг. Здания в 8-10 этажей, с бассейнами, саунами, тренажерами, массажными кабинетами, парикмахерскими и
т. д. и т. п. Магаданцы побывали, по тамошним понятиям, в недорогом банном комплексе. Уточняю: входной билет стоит 55 юаней (170 рублей), и он дает право находиться в помещении… сутки, принимать все процедуры, платные и бесплатные, да еще и три раза покушать в ресторане, которых, кстати, несколько. Для отдыха и сна отведен вместительный зал с креслами-кроватями, с телевизорами индивидуального пользования.
Особенно нам понравился плавательный бассейн – для взрослых и детей, сауна и массажный бассейн – настоящее чудо техники и медицины. Ляжешь на круг-лежак, сверху на тебя обрушивается тугая водяная струя. Встанешь на дно, и фотоэлементы включают мощные нижние насосы, такие, что человека подбрасывает вверх. Подобных сюрпризов в лечебном водоеме немало. Еще один поразительный момент: на всех этажах, начиная с первого, обогреваемые полы. Сняв обувь в раздевалке, стоишь на теплом пластике.
Удивляет только, что клиентов насчитывалось совсем немного. В плавательном бассейне, к примеру, плескалась лишь одна китаянка. Интересно, как поступили бы магаданцы, будь в их распоряжении такой комплекс?

***
Разумеется, Китай многолик и вовсе не рай. Иначе, не тянулись бы в Россию караваны коробейников, разнорабочие на заработки. Скажем проще: в мировой конкурентной борьбе КНР хочет выжить во что бы то ни стало и шаг за шагом укрепляет свои национальные позиции, оберегает свои государственные интересы. И это похвально

Петр ЯРОСЛАВЦЕВ,
Магадан, Харбин,
Шанхай – Хайнань.
Вернуться назад