Главная > Общество > «ВЗРЫВАЯ НЕБА СИНЕВУ»

«ВЗРЫВАЯ НЕБА СИНЕВУ»


29-05-2008, 13:08. Разместил: redaktor
К 90-летию создания системы дополнительного образования
«ВОСПИТАЙ ПАТРИОТА» – статья Валентина Оленина в «Вечернем Магадане» от 28.02.2008 г., №9 поднимает важнейший вопрос современности: улучшение работы по патриотическому воспитанию среди подростков, молодежи, о качестве проводимых мероприятий, нравственности, о создании материальной базы….. Необходимо подчеркнуть, что патриотизм в настоящее время становится определяющим духовно-нравственным фактором в деле сохранения общественной стабильности, независимости России. В объединениях «Областного Центра научно – технического творчества учащихся» дети учатся патриотизму не только благодаря участию в различных массовых мероприятиях: во время практической работы конструируют различные модели исторической военной техники, знакомятся с именами их создателей, использованием техники в военных и мирных целях.

Основой работы по патриотическому воспитанию детей и подростков считаем целенаправленную систему хорошо спланированных и организованных занятий, выставок, смотров-конкурсов, бесед, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла. Более 50 лет в Центре работают объединения авиационного, судового, ракетного моделирования, основ радиоэлектроники, автомобильного конструирования и картинг, начального технического моделирования и конструирования и другие.

Особой популярностью среди ребят пользуется объединение ракетное моделирование, руководитель Шматов Игорь Васильевич, заслуженный мастер спорта международного класса, более 20 лет – член сборной России по ракетомодельному спорту. У меня в руках замечательный документ – «Зачетная классификационная книжка спортсменов первого разряда, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта СССР и мастеров спорта СССР международного класса». В ней хронология становления подростка тринадцати лет в «Большого мастера»: с 1966 года и по настоящее время, это более 155 соревнований, от городских до чемпионатов России, Европы, Мира. Кроме этого ежегодно – десятки соревнований внутри кружка, с целью совершенствования спортивного мастерства детей, участие объединения в различных историко-патриотических мероприятиях. А начиналось все с «регулярного посещения авиамодельного кружка, где зарекомендовал себя вдумчивым и трудолюбивым учеником» – так говорится в характеристике на Игоря Васильевича. Уже через три года выполнен первый разряд, а через 5 лет – кандидат в мастера спорта по авиамодельном спорту.

По окончании средней школы Игорь Васильевич работал в областной станции юных техников руководителем авиамодельных кружков, впервые в области внедрял интересный вид технического творчества – трассовый автомобильный моделизм. Но небо всегда привлекало Игоря Васильевича, где бы он ни работал; недаром его отец – Шматов Василий Александрович, участник Великой Отечественной, награжденный многими правительственными наградами, был авиационным специалистом в аэропорту (13 км г. Магадана). Занимаясь авиамодельным спортом, Игорь Васильевич заинтересовался и ракетомоделизмом, а в восьмидесятые годы этот вид спорта стал для него основным. Все эти годы становления педагога-спортсмена – годы напряженного труда «проб и ошибок», но неудачи только помогали Игорю Васильевичу достичь результатов мирового уровня. Но главное в жизни Педагога (с большой буквы) – успехи его учеников, а это ни одна сотня детей и подростков, многие из неблагополучных семей. Занятия в объединении Игоря Васильевича, это процесс развития творческого мышления учащихся, привитие инженерных навыков и знаний, знакомство с новинками техники. Значительное внимание педагог уделяет работе с родительской общественностью в вопросах воспитания детей. Результат работы педагога – это успехи ребят, как в учебе, так и в спорте. Если в областных соревнованиях по ракетомодельному спорту команда «ОЦНТТУ» всегда принимает участие становясь, как правило, их победителем, то во Всероссийских за последние 10 лет это происходило всего дважды: 2005 год – участие в чемпионате России по ракетомодельному спорту в г. Орле – сборная команда Магаданской области (в неполном составе – расходы на поездку были произведены за счет «ОЦНТТУ», Магаданского РОСТО и средств самих участников), выступавшая во всех классах моделей за исключением радиоуправляемых, занимает почетное четвертое место, обойдя команды г. Москвы, Челябинска, Самары и др. В результате: учащийся объединения А. Колесник выполнил норматив кандидата в мастера спорта, стажер Игоря Васильевича В. Слыхан – норматив мастера спорта России. В различных классах моделей команда заняла 2 вторых и 2 третьих места.

Краткий итог работы И. В. Шматова: В числе его воспитанников 4 чемпиона мира, 2 чемпиона Европы, 3 чемпиона СССР, 15 чемпионов России, 20 мастеров спорта, 37 кандидатов в мастера спорта, 66 спортсменов 1-го разряда …

Необходимо отметить и семью Игоря Шматова: «Три чемпиона мира – в одной семье! В спорте это явление уникальное. Достойное быть отмеченным в книге рекордов Гиннеса. На мой Взгляд, такого не знает ни один вид спорта, тем более, у нас в России» – «Моделист- конструктор» №6, 99. В. Рожков. Двое сыновей – Антон в польском городе Лешно стал чемпионом мира среди юношей, через четыре года младший сын Александр в Румынском городе Сучава стал победителем среди юношей в классе моделей ракето-планов. Супруга Игоря Васильевича – Алла Николаевна – педагог дополнительного образования – мастер спорта России по ракетомодельному спорту.
Игорь Васильевич ведет издательскую деятельность: многочисленные его творческие работы публикуются в отечественных и зарубежных изданиях, что в значительной степени способствует дальнейшему развитию и совершенствованию мирового ракетомоделизма.
В этом 2008 году мы отмечаем 90-летие со дня образования системы дополнительного образования детей. Пережив годы «перестройки», мы надеемся, что дополнительное образование (прежде всего технической направленности) вновь займет свое достойное место в общей системе образования, а это будущие инженеры, специалисты народного хозяйства, защитники Родины.

Методист П. П. ЛУЦКИЙ,
областной Центр научно-технического творчества учащихся.
Вернуться назад